|
Корпоративная культура – механизм управления или стихийное бедствие.Автор статьи: Тарабыкина Мария Алексеевна
Некоторые люди понимают корпоративную культуру как нечто не обязательное для фирмы и ассоциируют её с неформальными мероприятиями для сотрудников, не подразумевая, что такое понятие распространяется куда более глубоко. По сути, это – менталитет (подразумевается как метафора) сотрудников компании, совокупность моделей поведения и ценностей, которые транслируются и разделяются большинством из них (менталитет страны - пример государственной корпоративной культуры, вспомните «поколение 90х» или «людей СССР»). Таким образом, можно обнаружить признаки корпоративной культуры практически в любой фирме и даже там, где о таком понятии некоторые сотрудники и не подозревают. К явлениям корпоративной культуры можно отнести:
И т.п. Корпоративная культура помогает сформировать у сотрудников более высокий уровень лояльности к компании. Это является важным компонетом организации любой компании: уровень лояльности сотрудника напрямую повышает степень его надёжности и преданности компании, что является одним из сильнейших элементов мотивации. Корпоративная культура может иметь естественную природу формирования поведения и устройства взаимоотношений в фирме, а также может быть создана искусственно, в таком случае специально разрабатывается набор инструкций для каждого сотрудника, общие и индивидуальные цели и мотивация, а также ценности компании. В первом случае корпоративная культура представляет собой малоконтролируемый процесс, иногда превращающийся в стихийное бедствие. Казалось бы «маленькие вредные привычки» сотрудников не мешают успеху фирмы, но в результате они могут оказаться каплями кислоты, разъевшими фундамент. Приведу для наглядности следующий пример: Кафе - бар. Рабочее время с 16.00 до 04.00 каждый день. График работы утверждён посменный 1/1. Как часто это бывает в местах общепита, наблюдается большая текучка кадров, несмотря на то, что заработная плата производится строго в определённые дни и является средне-высокой по городу. Одним из неконтролируемых элементов корпоративной культуры стало постоянное времяпровождение своих выходных сотрудниками в этом же баре. Они свободно могут перемещаться по всем рабочим и техническим зонам кафе и даже помогать выполнять рабочие функции другой смене. С одной стороны, можно подумать: «какой замечательный командный дух в этой фирме, высокий уровень взаимоподдержки!» Однако, с психологической точки зрения присутствие в выходные на рабочем месте ведёт к смешению будних и выходных дней. Получается, что сотрудник не видит разницы в поведении «на работе» и «дома», т.е. ответственность на рабочем месте будет либо чрезмерно высокой, либо низкой - что встречается чаще. Таким образом, из-за отсутствия всего одного или двух правил (запрета нахождения сотрудников в баре в выходные вообще, даже в качестве клиентов или только в технически-рабочих зонах) фирма подводит своих сотрудников к проявлению халатности и к переутомлению. В результате падает качество обслуживания, снижается степень ответственности к работе, как следствие - текучесть кадров или низкий уровень сервиса. Формирование культуры начинается с момента подбора персонала и транслируется от начальства (основателя). Самые долгосрочные команды формируются из людей, руководствующихся одними и теме же ценностями и жизненными принципами, но такой характер отношений не гарантирует успех команды. Чтобы управлять стихией, необходимо уметь замечать самые мельчайшие её проявления. Как родители передают программу отношения к жизни своим детям, так и начальник формирует свою компанию. «Рыба гниёт с головы» - пожалуй, слишком известное в нашей стране высказывание. Для того, чтобы транслировать выгодные для фирмы правила, руководитель должен чётко их осознавать. Высокий уровень самосознания ещё один признак высокоэффективного руководителя, но далеко не у всех присутствующий. Такие вещи можно координировать – если ценности фирмы, регламенты, правила взаимоотношений проговорить и прописать в отдельном документе «Корпоративная культура и этика компании». Лучше всего, если такая работа проводится на стадии открытия предприятия, в дальнейшем на этапе развитии потребуются дополнения, а иногда и изменения в соответствии с атмосферой в обществе, ситуацией на рынке и ростом компании. В любом случае, такие изменения можно внести на любом этапе развития компании. Изменения системы всегда встречаются нелегко, даже если они кажутся полезными (любая система стремится к равновесию и изменение одного элемента ведёт к изменению других в ответ - для возвращения стабильности). Поэтому такие внедрения нуждаются в сопровождении грамотного специалиста для уравновешивания системы и поддержания фирмы в период изменений, а также для разработки корпоративной культуры. Необходимо быть готовым к расставанию не только со своими старыми привычками (например, опозданием и сквернословием на рабочем месте), но и с сотрудниками, не вписывающимися в новую систему организации. Именно осознанная и официальная корпоративная культура может стать важным механизмом управления фирмой.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|