- Надо доделать проект/писать диплом/сделать уборку! - Да ну... не хочу...
Этот диалог похож на разговор между родителем и ребенком, не так ли? А бывает и так, что мы сами заставляем себя сделать что-то, и ничего не получается. То есть, оба участника диалога оказываются внутри одного и того же человека... Как же это возможно?
Эрик Берн в своей книге "Игры, в которые играют люди" ввел понятия состояний: внутренний ребенок, взрослый и родитель. Образ внутреннего ребенка связан с нашими желаниями, мечтами, чувствами. Взрослый - это расчет и планирование, а родитель - шаблоны и нормы поведения. Если говорить о работе, каждому из этих состояний соответствует своя активность. Ребенку свойственна спонтанность, генерация новых идей, игра, эмоциональное восприятие. Очевидно, что без него невозможно творчество и общение. Стихия взрослого - занятия, требующие анализа, холодного расчета и строгих договоренностей. Родитель же отвечает за рутинные занятия, за то, чтобы было "как обычно" и "как положено".
От кого исходит указание "надо"? Это либо взрослый, если указание дается по разумному расчету, либо родитель, если оно появляется из усвоенных норм поведения. А ребенок, как мы помним, спонтанен и эмоционален. И поэтому он может взбунтоваться и начать ставить палки в колеса! Это одно из объяснений, что заставляет нас откладывать важные дела, т.е. прокрастинировать.
Как же в этом случае справиться с непокорным ребенком? Несмотря на то, что ребенок внутренний, для общения с ним подойдут правила общения с обычными детьми. Ругать? Заставлять? От этого отношения только ухудшатся. Объяснять? Тоже не вариант, потому что ребенок эмоционален и не понимает разумных доводов. И все же, выход есть:
- его можно заинтересовать: подумать, что есть интересного в той работе, которая откладывается; - предложить награду: придумать что-то приятное и потом обязательно выполнить; не обманывайте - дети такое не прощают! - дети любят мечтать: представьте, как будете радоваться результату работы; - детям нравится фантазировать и играть: представьте работу в виде игры; например, мама в детстве придумывала истории про Королеву пыль, чтобы нам с сестрой было интересней делать уборку;
В общем, несмотря на непредсказуемость и эмоциональность внутреннего ребенка, договориться с ним все же можно. Любите своих внутренних детей, и тогда бунтовать им не придется.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.