Практика развития "внутреннего наблюдателя"

Автор статьи: Ольга Дзюба

Зачем нужна эта практика? Развив в себе «внутреннего наблюдателя» у человека больше не будет необходимости задавать себе вопросы: Что со мной происходит? Почему мне внутри так плохо? Почему я этого боюсь? Как ко мне относится этот человек? Что произошло в той ситуации? Почему со мной поступили именно так? И многие другие.

Почему это станет возможным?Практика развития внутреннего наблюдателя

Сильный «внутренний наблюдатель» даст вам возможность осознавать всё, что происходит в вашем внутреннем мире, освободиться от страхов, других неосознанных эмоций и внутренних конфликтов, открывает способность понимать причинно-следственные связи событий, что даст возможность вырваться из «замкнутых кругов» многолетних проблем, не повторять одни и те же ошибки.

Человек с активным и сильным «внутренним наблюдателем» умеет управлять собой, своими эмоциями, мыслями, внутренним состоянием; он ясно воспринимает происходящее во внешнем мире, события и людей – т.е. выходит из воображаемой реальности в объективную действительность; а также развивает в себе мудрость и духовные способности.

Думаю, ради этого умения стоит потрудиться.

Но для начала стоит сказать о тех «силах», которые противостоят развитию этой способности.

Мы привыкли оценивать и критиковать, так идет процесс воспитания – родители оценивают (а также критикуют, хвалят, осуждают) детей и окружающий мир, дети этому обучаются и, вырастая, делают то же самое. Поэтому у нас у всех есть внутренний критик, внутренний судья, а также защитник. Они критикуют, выносят оценки и приговоры, осуждают и оправдывают.

Эти субличности служат интересам нашего эго, но лишают нас объективности и осознанности. Всё происходящее в реальности воспринимается нами через «фильтры» этих субличностей. В результате оценка внешних ситуаций или окружающих людей, основанная на этих «голосах», по сути является нашей фантазией, которая может очень сильно искажать действительность.

Поэтому про них нужно знать и помнить, для того, чтобы научиться отличать их голоса, которые будут мешать вам «растить» своего внутреннего наблюдателя. Когда их голоса станут тише, а ваш наблюдатель сильным и постоянно активным – будет расти осознанность и объективное восприятие окружающего мира и людей.

Чтобы это получилось, необходимо выполнять основные условия:

  • Принимать все таким, как есть  - вы просто замечаете, описываете то, что происходит, или свои мысли, эмоции, действия, но не оцениваете, не интерпретируете и не объясняете их.
  • Убирать желание контролировать или влиять на происходящее. Это не значит, что вы теперь будете плыть по течению, ничем не управляя в своей жизни. Как только наблюдатель в вас окрепнет – вы сможете управлять и собой, и событиями намного легче и эффективней. Но для тренировки практики наблюдения необходимо научиться отключать функции беспрерывного контроля и воздействия, чтобы восприятие стало «чистым» и неискаженным.
  • Смотреть на происходящие события, а также на свои возникающие эмоции и мысли как бы со стороны, как будто вы не участвуете в этих ситуациях, вы просто смотрите «кино». Так вы переключаете себя из режима «включенности» в процесс в режим «чистого восприятия». Когда вы переживаете всё, как участник или исполнитель какого-то процесса, события – вы лишены объективности и за деревьями не видите леса. Взгляд стороннего наблюдателя, или взгляд «сверху» показывает всю картину объективно и беспристрастно.

Что делать для развития внутреннего наблюдателя:

    1. Тренировка в различении существенного от несущественного. Достаточно по 5 минут каждый день. Созерцать перед своим внутренним взором свои радости, страдания, заботы, поступки так, как будто бы их переживал или делал кто-то другой. Если смотреть на собственные переживания извне, со стороны, вы теряете с ними внутренние связи, и только тогда можно отличить несущественное от существенного. Когда это будет удаваться, все события и переживания явятся в совершенно ином свете, постепенно откроется внутреннее зрение и на все окружающее.

    2. Тренироваться во всех вещах и окружающих людях видеть доброе и воздерживаться от осуждения. Это должно быть не внешним правилом жизни, а глубинным внутренним побуждением, состоянием. Необходимо полностью отказаться от недоброжелательной критики, а постоянно желать видеть хорошие качества во всем, внутренне уважать все окружающее. Каждый раз, когда это удается, в человеке пробуждаются духовные силы, которые иначе оставались бы скрыты.

    3. Отслеживать свои ощущения, эмоции и мысли в течение дня. Чтобы контролировать и управлять чем-то, в нашем случае мыслями и эмоциями, первое, что нужно – это научиться их отслеживать и осознавать. Невозможно управлять тем, чего не знаешь. Поэтому сначала тщательно наблюдаем, изучаем все проявления своих эмоций, ощущений, мыслей, все нюансы, особенности, механизмы и причины возникновения. Как только это удастся – вы сможете ими управлять.

   Для этого формируем новые привычки:

- замечать и отслеживать ощущения в теле (комфортно или дискомфортно телу, состояние определенных мышц, ритм дыхания, внутреннее самочувствие, движения, позы) и как это связано с происходящими событиями, эмоциями. Т.е. учиться осознавать ощущения тела, и чем они вызваны;

- отслеживание эмоций (просто наблюдайте те эмоции, которые у вас возникают, осознавайте, с чем они связаны, причины их возникновения, но также без оценок, беспристрастно, со стороны);

- отслеживать мысли – самая сложная, но необходимая часть. Как можно чаще задавайте себе вопрос «О чем я думаю сейчас?». Сначала вы будете замечать и осознавать как глубоко вы погружаетесь во внутренний диалог, затем сможете его останавливать и направлять в нужном вам направлении.

     Со временем вы обнаружите, что в вас есть часть, которая думает мысли, испытывает эмоции, ощущения, а есть та часть, которая за этим наблюдает и осознает. Это и есть ваш постоянный «наблюдатель», «контролер» - ваша пробудившаяся осознанность. Не зря в восточных учениях человека без внутреннего наблюдателя называют «спящим». Спящим быть легче, но без внутреннего наблюдателя невозможно самосовершенствование, духовное развитие личности.

     Открывайте новые возможности для своего развития!

Ольга Сатиянова, психолог, коуч, духовный практик.



Просмотров: 654
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как научиться понимать свои эмоции и управлять своим эмоциональным состоянием?
  • Как преодолеть кризис, научиться управлять своим состоянием и обрести новые возможности. Часть 1
  • Что необходимо знать о восприятии, чтобы научиться управлять им.
  • Как управлять собой с помощью силы мысли? Часть I
  • Как управлять собой с помощью силы мысли?Часть 2
  • Как управлять собой с помощью силы мысли. Часть 3
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Управлять собой, своими эмоциями? Да, хочу, только не НЛП!
  • Эмоции и ощущения достоверны в большей степени, чем мысли.
  • Что происходит, когда внешняя оценка действия становится важнее внутреннего содержания?
  • Как научиться контролировать свои эмоции
  • Как сбываются мечты, когда мы стремимся быть собой: от внутреннего импульса до реальности
  • Как научиться контролировать свои эмоции: 4 сильных упражнения и 5 ошибок
  • Как научиться управлять своими эмоциями?
  • Как найти свои чувства (чтобы потом их осознавать)
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №2 "Ощущения"
  • Что происходит когда мы не можем управлять собой
  • Хотите ли вы научиться управлять своими эмоциями?
  • Почему важно научиться проживать и выражать свои эмоции
  • Тренируем позицию НАБЛЮДАТЕЛЯ. Техника самопомощи в стрессовых ситуациях.
  • Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 3 - оправдывать свои эмоции при отсутствии контроля
  • Почему одни и те же стрессовые события на людей действуют совершенно по-разному?
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №3 "Эмоции"
  • Почему у одних людей в сложной ситуации возникают суицидальные мысли, а у других нет
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Что делать, чтобы изменить свои мысли
  • Утешайте внутреннего ребенка и признавайте свои переживания.
  • О кумулятивной травме, или проблемы вроде бы нет, но ощущения как будто она есть
  • Феномен наблюдателя или как получать удовольствие от работы
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь