О контакте и диалоге в психотерапии

Итак, что же такое контакт? Поскольку этот феномен даже гештальт-терапевты понимают по-разному, попробую пояснить, что я подразумеваю под контактом. В обыденном понимании контакт – это феномен, описывающий разговор двух и более людей. Однако часто можно наблюдать ситуацию, когда люди разговаривают, но лично не присутствуют в этом разговоре. При этом текст говорящих не адресуется друг другу. А между тем существует значительная разница между «говорить-что-либо» и «говорить-лично-про-себя-лично-другому».


Именно это второе словосочетание описывает семантическое поле категории контакта, лежащее в основе предлагаемой модели. Наверное, и вы иногда «ощущали своей кожей», что кто-то обращается лично к вам; при этом у вас возникают переживания, которые трудно передать словами, но которые ясно дают вам понять, что сейчас вы лично присутствуете в жизни этого человека. И наоборот, иногда вы все той же «кожей» ощущаете, что человек напротив, говорящий с вами, произносит слова не для вас, а самому себе или просто в пространство вокруг. Эти две ситуации, равно как и ощущения, их сопровождающие, один раз пережив, спутать в дальнейшем невозможно. Я бы определил контакт в качестве ситуации и переживания, сопутствующего этой ситуации, при котором оба человека присутствуют в жизни друг друга.

Итак, одно из важных положений предлагаемой модели заключается в том, что личностные изменения, как и процесс переживания, возможен лишь при условии наличия контакта в этом «присутственном» его понимании. Self может функционировать в режиме творческого приспособления лишь в этом пространстве и посредством него. Таким, образом, как уже становится понятным из сказанного, я рассматриваю контакт и как пространство, в котором происходят терапевтически значимые изменения, и одновременно в качестве основного средства терапии. Говоря о терапии, однако, следует отметить, что не всегда оба участника этого процесса оказываются одинаково готовыми к «присутствию-в-жизни-друг-друга». Можно ли говорить о наличии контакта в ситуации, когда один его участник (чаще это терапевт) пытается присутствовать в жизни другого (чаще это клиент), но не получает соответствующего комплементарного отклика? Разумеется, контакт или встреча (в буберовском ее понимании) в этом случае произойти не может, так как предполагает открытость друг другу обоих участников этого процесса. Значит ли это, что терапия в этом случае не происходит? Думаю, нет. Для понимания этого тезиса следует ввести понятие, дополнительное к категории контакта – интенции к контакту. Так, для того, чтобы контакт состоялся, необходимо состояние готовности к нему, проявляющееся в способности человека появиться в нем. Зачастую клиенты, приходящие к нам, испытывают более или менее значительные сложности в контактировании. Это и понятно, поскольку симптом с позиции предлагаемой модели следует рассматривать как способ деформации контакта организма в среде. А терапевтический процесс соответственно развивается в направлении увеличения способности клиента к контакту и/или его выпрямлению. Фокусирование на симптоме с позиции этой модели, как уже читатель догадывается, перестает иметь большое значение. Исчезновения или уменьшения в проявлении симптоматики выступают в этом случае важным, но все же побочным продуктом процесса, в котором его участники (терапевт и клиент) совершенствуют свою способность к контакту. Терапия зачастую завершается тогда, когда клиент и терапевт оказываются свободными и готовыми к встрече друг с другом, используя при этом способы организации контакта, подчиняющиеся принципу творческого приспособления.

В целях обоснования диалоговой модели терапии, очевидно, необходимо после описания понятия контакта ввести в процесс анализа собственно категорию диалога. Существует множество исследований, посвященных проблеме диалога в современной психологии и философии. Однако в задачи настоящей работы не входит подробный теоретический анализ этого понятия. Ограничусь лишь констатацией используемой в диалоговой модели терапии дефиниции. Итак, под диалогом я понимаю процесс динамики ситуаций контакта двух людей, при котором одна ситуация контакта претерпевает трансформацию, превращаясь в другую. Поэтому использование категории диалога позволяет получить представления о способах организации контакта человеком в различных контекстах поля. Я использую в дефиниции диалога понятие ситуации контакта постольку, поскольку процесс контактирования принадлежит не людям, в нем принимающим участие, а самой ситуации. При этом ситуация контакта не может оставаться неизменной в течение какого-либо продолжительного периода времени. Таким образом, диалог выступает процессом развития контакта, в котором, собственно говоря, и происходит процесс переживания. При этом, естественно, диалог сохраняет актуальными все описанные раннее характеристики понятия контакта и, разумеется, также подразумевает присутствие двух людей в жизни друг друга. 




Просмотров: 355
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как находиться в отношениях десятки лет и при этом не устать друг от друга?
  • Из Супервизирования...Терапевт блокирует процесс работы на границе контакта собственной тревогой.
  • Как наладить контакт, условия для продуктивного контакта.
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Цикл контакта и механизм прерывания контакта в гештальтерапии
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Цикл контакта при гештальт- подходе
  • Контакт. Часть 2 - Элементы контакта
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Терапевт и клиент - фасилитация контакта.
  • Как Наташа к холодильнику ходила или Цикл контакта в гештальт-терапии
  • Потеря контакта с подростком. Почему так происходит и что делать? (часть 1)
  • Потеря контакта с подростком. Почему так происходит и что делать? (часть 2)
  • Зарисовка с гештальт-интенсива или немного о цикле контакта и способах его прерывания.
  • Почему в отношениях слова так же важны, как и действия, или Цикл контакта для чайников
  • Установление контакта в переговорах: что может помочь?
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Установление контакта при работе с нормой и патологией
  • Нет контакта!!! или 5 признаков, что отношения с ребёнком нарушены.
  • С практики. Работа с детьми при отсутствии контакта с родителями.
  • Из-за чего, на самом деле, мы переживаем при утрате контакта с близким?
  • Что нужно для контакта с реальностью?
  • Тайная сила тактильного контакта, или Как найти человека с хорошей энергией
  • Топ-10 способов спасти утопающего, добив его при этом
  • Что такое работа на границе контакта?
  • Настоящий контакт возможен лишь при условии возможности отказа от него
  • Механизмы прерывания контакта в гештальт -терапии.
  • Случай из долгосрочной терапии: способ контакта
  • Механизмы прерывания контакта (защитные механизмы человека) в гештальт-терапии
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь