- Когда я прихожу домой к своим родителям, они говорят о чем угодно, о вчерашних новостях, о том, что прочли в газетах и что произошло у соседей, они никогда не разговаривают друг о друге, не спрашивают у меня про мою жизнь, они вообще мало замечают что то из того, что происходит сейчас, будто смотрят какой то фильм.
Способ контакта, если его можно так назвать, о котором рассказывает мой клиент, это нарциссический такой способ быть рядом и при этом делать много разных вещей, чтобы только друг друга не замечать.
Естественное стремление ребенка быть увиденным и отраженным в таком контакте, потому что в том числе так формируется его представление о себе, своей идентичности, остается таким голодным, дефицитарным. Это можно сравнить со стремлением к другому и невозможностью его достичь. Выросший ребенок с таким дефицитом, склонен искать отражения в других, так до конца и не сумев ответить себе на вопрос кто же я такой? Он не привык доверять своим чувствам, и он по прежнему ищет отражения. Поэтому он может быть также не чувствителен к другим, быть рядом и не замечать их.
- Между мной и жизнью словно большое стекло. Я пытаюсь что то почувствовать но словно натыкаюсь на эту стеклянную толщу. Отчего же все эти люди вокруг радуются?
Невозможность соприкоснуться с собой и с миром, ощутить присутствие в своей жизни, признать и почувствовать свои чувства и потребности, ощущение пустоты и бессмысленности, депрессивность - это все результат первичного ненасыщенного нарциссизма ребенка, который является естественной фазой развития.
За этой фазой наступает вторая, когда ребенок, который говорит: -Ай, да я, как же я крут и все могу сам) признает собственные ограничения, в некотором смысле он лишается детского всемогущества, но приобретает почву под ногами, в виде собственной уверенности делать свои самостоятельные шаги.
Поэтому травмирующей может быть ситуация в которой есть недостаток этого света любви, в глазах родителя обращенного к своему ребенку, и когда есть ее переизбыток.
Если говорить о прививке от нарциссизма, - то это научение быть присутствующим в своей жизни, в контакте. И в этом смысле мне гештальтерапия импонирует не только тем что она о форме, но и о контакте. Все наши усилия в терапии, это не только способ завершить какие то незавершенные этапы развития и незавершенные ситуации, это еще и способ научиться замечать себя в контакте. Присутствовать, как писал Харм Симменс, и в этом смысле способность быть не только отдельным и видимым, но и принадлежащим и присутствующим в своей жизни или рядом с другим человеком - это сокровище, которое человек по мере обретения, уже не теряет никогда, и которое не зависит от изменьчивости нашего в достаточной степени нарциссически организованного мира.
Автор статьи: Коваленко Раиса - психолог, гештальттерапевт