|
Загадочный мир особых детей или еще раз об аутизме…Автор статьи: Кульназарова Айнур Жасаганбергеновна
В настоящее время остро стоит проблема раннего детского аутизма. Какие они, дети с аутизмом? Что скрывается за их отрешенным, милым лицом, за их «странными», непонятными для нас поступками? Почему случается так, что никогда прежде не разговаривавший ребенок на занятиях с психологом или в эмоциональном порыве произносит не только слова, но и целые фразы? Работая с детьми с аутизмом, я все больше убеждаюсь, что они нуждаются в нашей помощи, выражающейся в любви. Они хотят, чтобы их понимали и принимали такими, какие они есть. Но чтобы мы могли это сделать, прежде всего нам необходимо больше знать о них, общаться с ними, быть способными заглянуть в их мир и разгадать их «странные» желания и поступки. Удивительны моменты, когда вдруг ребенок на занятии начинает нежно выражать свои эмоции, вместе с тобой хохотать, играться, говорить какие-то фразы как вполне здоровый ребенок, а потом снова уходит в свой собственный мир. От чего они сбегают? Как же мало у нас знаний об их загадочном мире... Аутизм (от греч. Autos - сам) представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира. До сих пор нет однозначного представления о том, что же такое «аутизм» и каковы его основные характеристики. Аутизм, возникший у ребенка в раннем возрасте, называется ранним детским аутизмом (РДА). Здесь имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоциональных отношений ребенка с окружающим миром. Основной признак РДА — это неконтактность ребенка, которая может обнаруживаться уже на первом году жизни, но особенно четко проявляется в возрасте 2-3 лет. Диагноз «аутизм» обычно ставится не раньше трех лет. Психиатры и психологи говорят о том, что первые проявления раннего детского аутизма обнаруживаются уже в грудном возрасте, когда наблюдаются эмоциональные нарушения у ребенка. Это можно проследить в отсутствии или более позднем появлении «комплекса оживления» ребенка, почти сразу формирующегося у здоровых детей при контакте с матерью и другими близкими. Дети с аутизмом не реагируют или реагируют слабо на присутствие или уход матери, не тянутся к ней. Когда их берут на руки, они остаются пассивными. Нередко у детей с аутизмом наблюдаются отрицательные эмоциональные реакции при контакте с матерью. При попытке матери обнять и приласкать ребенка он гонит ее от себя и не только не обнимает и не льнет к ней, но даже стремится ударить. Имеется также симбиотическая форма контакта, наблюдаемая у более старших детей с аутизмом, когда ребенок отказывается оставаться без матери, тревожен в ее отсутствие и в то же время никогда не проявляет к ней ласки. У многих детей на первом году жизни уже наблюдаются аутистические тенденции, такие как уклонение от зрительных контактов, боязливость или, наоборот, чрезмерное спокойствие, отсутствие интереса к окружающим. В международной классификации болезней 10-го пересмотра, принятой в Казахстане, ранний детский аутизм был выведен из рубрики психозов, специфичных для детского возраста, и в настоящий момент относится к числу так называемых первазивных общих расстройств развития. В МКБ-10 детский аутизм под шифром F84.0 рассматривается как «общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до трех лет и аномальным функционированием во всех трех сферах: социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков расстройства развиваются в 3—4 раза чаще, чем у девочек. (...) Для постановки диагноза аномалии развития должны отмечаться в первые три года жизни, но сам синдром может диагносцироваться во всех возрастных группах». Обращает на себя внимание взгляд, обращенный в пустоту или внутрь себя («взгляд мимо», «взгляд через собеседника, через предметы» и т. п.). Моторика детей с РДА отличается угловатостью, движения неритмичные, с тенденциями к моторной стереотипии в пальцах, кистях рук, ходьба на цыпочках, однообразный бег, прыжки с опорой не на всю ступню. Речь обычно не направлена к собеседнику. В речевом общении отсутствует экспрессия, жестикуляция. Речь может быть и правильной, и косноязычной, лепетной. Мелодика речи нарушена, громкость голоса постоянно меняется. Произношение звуков самое разное: может быть как правильным, так и неправильным. Наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма, нет интонационного переноса, постоянны эхолалии, бессвязность, неспособность к диалогу. Долго сохраняется тенденция к манерному словотворчеству. Экспрессивная речь развивается с отставанием. В некоторых случаях речи вообще нет. У многих детей наблюдаются нарушения инстинктов, выраженная избирательность в еде, изменения мышечного тонуса. Еще одним из признаков является неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Дети с РДА нередко хватают другого ребенка за волосы, толкают его, как куклу, что обычно понимается как агрессия, в то время как такие действия указывают, прежде всего, на то, что ребенок плохо различает живые и неживые объекты. Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители. Реакция ребенка на зрительные или слуховые сигналы слабая, что заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу, однако она не связана с нарушением анализаторов. Дети с аутизмом бывают очень чувствительны к слабым раздражителям. Часто они не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана. Приверженность к сохранению неизменности окружающего проявляется у детей с аутизмом очень рано, даже на первом году жизни. Неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей-аутистов очень рано. Дети не переносят перемены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь. Однообразные игры у детей с аутизмом представляют собой стереотипные манипуляции с неигровым материалом (веревками, гайками, ключами, бутылками и пр.). В некоторых случаях используются игрушки, но не по назначению, а как символы тех или иных объектов. Дети с аутизмом могут часами однообразно вертеть предметы, перекладывать их с места на место, переливать жидкость из одной посуды в другую. Дети с аутизмом активно стремятся к одиночеству, чувствуют себя значительно лучше, когда их оставляют одних. Опыт работы показывает, что чем раньше родители заметят отклонения в развитии ребенка и обратятся за помощью к специалистам, тем лучше. Зачастую родители в суете сует не замечают, что происходит с ребенком, или же, также из опыта работы, считают, что это просто избалованность ребенка и со временем все пройдет. И это может продолжаться до тех пор, пока ребенку не подходит время идти в школу, и тут обнаруживается, что на комиссии диагностируют «аутизм». Столько потерянного времени… Список использованной литературы 1. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб.: Речь. - 2007 2. Международная классификация болезней (МКБ-10): Классификация психических и поведенческих расстройств. СПб.: АДИС, 1994 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|