Загадочный мир особых детей или еще раз об аутизме…

              В настоящее время остро стоит проблема раннего детского аутизма. Какие они, дети с аутизмом? Что скрывается за их отрешенным, милым лицом, за их «странными», непонятными для нас поступками? Почему случается так, что никогда прежде не разговаривавший ребенок на занятиях с психологом или в эмоциональном порыве произносит не только слова, но и целые фразы?

            Работая с детьми с аутизмом, я все больше убеждаюсь, что они  нуждаются в нашей помощи, выражающейся в любви. Они хотят, чтобы их понимали и принимали такими, какие они есть. Но чтобы мы могли это сделать, прежде всего нам необходимо больше знать о них, общаться с ними, быть способными заглянуть в их мир и разгадать их «странные» желания и поступки. Удивительны моменты, когда вдруг ребенок на занятии начинает нежно выражать свои эмоции, вместе с тобой хохотать, играться, говорить какие-то фразы как вполне здоровый ребенок, а потом снова уходит в свой собственный мир. От чего они сбегают? Как же мало у нас знаний об их загадочном мире...

            Аутизм (от греч. Autos - сам) представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира. До сих пор нет однозначного представления о том, что же такое «аутизм» и каковы его основные характеристики.

            Аутизм, возникший у ребенка в раннем возрасте, называется ранним детским аутизмом (РДА). Здесь имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоциональных отношений ребенка с окружающим миром. Основной признак РДА — это неконтактность ребенка, которая может обнаруживаться уже на первом году жизни, но особенно четко проявляется в возрасте 2-3 лет.

            Диагноз «аутизм» обычно ставится не раньше трех лет. Психиатры и психологи говорят о том, что первые проявления раннего детского аутизма обнаруживаются уже в грудном возрасте, когда наблюдаются эмоциональные нарушения у ребенка. Это можно проследить в отсутствии или более позднем появлении «комплекса оживления» ребенка, почти сразу формирующегося у здоровых детей при контакте с матерью и другими близкими. Дети с аутизмом не реагируют или реагируют слабо на присутствие или уход матери, не тянутся к ней. Когда их берут на руки, они остаются пассивными. Нередко у детей с аутизмом наблюдаются отрицательные эмоциональные реакции при контакте с матерью. При попытке матери обнять и приласкать ребенка он гонит ее от себя и не только не обнимает и не льнет к ней, но даже стремится ударить. Имеется также симбиотическая форма контакта, наблюдаемая у более старших детей с аутизмом, когда ребенок отказывается оставаться без матери, тревожен в ее отсутствие и в то же время никогда не проявляет к ней ласки. У многих детей на первом году жизни уже наблюдаются аутистические тенденции, такие как уклонение от зрительных контактов, боязливость или, наоборот, чрезмерное спокойствие, отсутствие интереса к окружающим.

            В международной классификации болезней 10-го пересмотра, принятой в Казахстане, ранний детский аутизм был выведен из рубрики психозов, специфичных для детского возраста, и в настоящий момент относится к числу так называемых первазивных общих расстройств развития. В МКБ-10 детский аутизм под шифром F84.0 рассматривается как «общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до трех лет и аномальным функционированием во всех трех сферах: социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков расстройства развиваются в 3—4 раза чаще, чем у девочек. (...) Для постановки диагноза аномалии развития должны отмечаться в первые три года жизни, но сам синдром может диагносцироваться во всех возрастных группах».

            Обращает на себя внимание взгляд, обращенный в пустоту или внутрь себя («взгляд мимо», «взгляд через собеседника, через предметы» и т. п.). Моторика детей с РДА отличается угловатостью, движения неритмичные, с тенденциями к моторной стереотипии в пальцах, кистях рук, ходьба на цыпочках, однообразный бег, прыжки с опорой не на всю ступню.

            Речь обычно не направлена к собеседнику. В речевом общении отсутствует экспрессия, жестикуляция. Речь может быть и правильной, и косноязычной, лепетной. Мелодика речи нарушена, громкость голоса постоянно меняется. Произношение звуков самое разное: может быть как правильным, так и неправильным. Наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма, нет интонационного переноса, постоянны эхолалии, бессвязность, неспособность к диалогу. Долго сохраняется тенденция к манерному словотворчеству. Экспрессивная речь развивается с отставанием. В некоторых случаях речи вообще нет.

            У многих детей наблюдаются нарушения инстинктов, выраженная избирательность в еде, изменения мышечного тонуса.

            Еще одним из признаков является неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Дети с РДА нередко хватают другого ребенка за волосы, толкают его, как куклу, что обычно понимается как агрессия, в то время как такие действия указывают, прежде всего, на то, что ребенок плохо различает живые и неживые объекты.

            Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители. Реакция ребенка на зрительные или слуховые сигналы слабая, что заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу, однако она не связана с нарушением анализаторов. Дети с аутизмом бывают очень чувствительны к слабым раздражителям. Часто они не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана.

            Приверженность к сохранению неизменности окружающего проявляется у детей с аутизмом очень рано, даже на первом году жизни. Неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей-аутистов очень рано. Дети не переносят перемены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь.

            Однообразные игры у детей с аутизмом представляют собой стереотипные манипуляции с неигровым материалом (веревками, гайками, ключами, бутылками и пр.). В некоторых случаях используются игрушки, но не по назначению, а как символы тех или иных объектов. Дети с аутизмом могут часами однообразно вертеть предметы, перекладывать их с места на место, переливать жидкость из одной посуды в другую. Дети с аутизмом активно стремятся к одиночеству, чувствуют себя значительно лучше, когда их оставляют одних.

            Опыт работы показывает, что чем раньше родители заметят отклонения в развитии ребенка и обратятся за помощью к специалистам, тем лучше. Зачастую родители в суете сует не замечают, что происходит с ребенком, или же, также из опыта работы, считают, что это просто избалованность ребенка и со временем все пройдет. И это может продолжаться до тех пор, пока ребенку не подходит время идти в школу, и тут обнаруживается, что на комиссии диагностируют «аутизм». Столько потерянного времени…

                       

Список использованной литературы

1. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб.: Речь. - 2007

2. Международная классификация болезней (МКБ-10): Классификация психических и поведенческих расстройств. СПб.: АДИС, 1994



Просмотров: 250
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Анализ пребывания ребенка с аутизмом в коллективе здоровых сверстников
  • Как может помочь психолог ребенку с аутизмом.
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Музыкальная психологическая коррекция детей с аутизмом
  • Особенности функции памяти у детей с аутизмом
  • Анализ методов социальной адаптации детей с аутизмом
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Как объяснить родителям, что ты уже вырос. Или почему в нас видят детей.
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Мотивация детей, или что слышат дети.
  • Слезьте с ребенка! или еще раз о развитии детей
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.
  • Так грациозны вокруг пустоты (Статья о работе с детьми с аутизмом)
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • Не кричите на ребенка. Или пару строк о том, почему не стоит орать на детей.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • РДА - Расстройства привязанности - Депрессия у детей до трех лет.
  • Ранний детский аутизм. Психологическая помощь детям с РДА.
  • О вреде гаджетов для детей или Почему они хотят стать блогерами?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Истории клиентов, или что может мешать рождению ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь