Психологическое консультирование (памятка клиенту)

Психологическое консультирование памятка клиенту

Итак, на что стоит настраиваться, если Вы собрались на очную псиконсультацию?

1. Психолог, чаще всего - не врач. Однако наиболее частое представление о работе психолога связывается с лечением в классическом понимании, как то: Вы пришли - Вас обследовали - Сделали назначение – Выполняем по пунктам. Психолог работает иначе. В частности, я не назначаю медикаментозного лечения. Не выписываю препараты и не занимаюсь лечением в вышеописанном смысле. Клинические случаи, требующие лечения находятся в ведении психиатров и врачей-психотерапевтов (хотя последние тоже стараются обходиться немедикаментозными средствами психотерапии, насколько это возможно, но не исключая их оправданного использования), а также смежных специалистов медицинской направленности.

Психолог работает с людьми, имеющими затруднения (проблемы) и внутренние конфликты в отношении собственного Я или окружающих, выражающиеся в душевных страданиях и эмоциональных переживаниях, доставляющих длительный дискомфорт и/или мешающих удовлетворительной повседневной жизни клиента.

В более тяжелых случаях они могут выражаться и в психосоматических нарушениях здоровья и невротических проявлениях в поведении, но все же оставаясь в рамках или на границе нормы, при всей размытости данного понятия.


«Волшебная таблетка» – точно не наш метод. Конечно, в консультировании присутствует диагностика и определение причин затруднений, и способов коррекции, однако сама работа на консультации требует от клиента активности, критичности мышления, способности к рефлексии, вербализации происходящих с ним изменений.

2. Клиент на индивидуальной консультации, под руководством психолога, исследует собственные «образования» в психике (мысли, убеждения, установки, понятия, воспоминания, образы снов, их отношения между собой) с целью проработки проблемных зон для осознания связей и их влияния на результаты в собственной жизни, коррекции их для экологичного (более эффективного) использования собственных ресурсов.

3. Работа ведется по сформулированному клиентом запросу, который проверяется и уточняется в процессе исследования для обеспечения достижимости желаемого результата.

4. Клиент в процессе консультирования проверяет гипотезы и интерпретации, согласует с собственным опытом и представлениями. Психолог выступает экспертом в анализе, но работает с психикой клиента через его речь, учитывая и невербальные проявления в ходе консультации.

5. Психолог не отвечает на вопрос клиента: «Что конкретно мне делать?» из-за наиболее низкой эффективности данного подхода. Он приглашает к диалогу, к поиску новых способов поведения на основе осознанности и адекватного отражения реальности, без «ошибок мышления» или «защитных» установок и некорректных внутренних связей, например, взятых из детства… Предложения и варианты, возникающие в ходе консультации «примеряются» самим клиентом, который самостоятельно делает вывод, насколько подходящим решением они смогут для него стать.

6. Рекомендации и упражнения, которые могут использоваться иногда для закрепления результата, направлены на проверку эффективности отличного от обычного поведения клиента, лучшего усвоения сути нового взгляда на проблему, т.е. конкретные шаги служат пониманию причинно-следственных связей поведения и результата, а не являются лечебными сами по себе вне контекста.

7. Индивидуальная консультация проводится только с тем человеком, который озвучивает запрос. Консультирование не возможно при отсутствии желания консультироваться у клиента или отсутствии самого клиента.

8. В большинстве случаев, проблемная зона "ускользает" от клиента, поэтому плохо поддается самоисследованию. Помощь психолога позволяет сфокусироваться на анализе ситуации и поиске оптимального решения. Сроки индивидуальны и многое зависит от сложности и «глубины» проблематики. Психолог заинтересован в скорейшем разрешении и улучшении психологического комфорта и самочувствия клиента, однако учитывает возможности и ресурсы, а также готовность клиента к изменениям. В целом, консультирование относится к краткосрочным формам психологической помощи и составляет от 1-3 до 10-15 встреч по одному запросу.

Семейное консультирование направлено на проработку особенностей мировоззрения каждого участника, представлений о взаимоотношениях, особенностях общения и восприятия, понимание разницы мотивов и смысла сказанного друг другу. В большинстве случаев можно сравнить с обучением эффективному общению, диалогу на практике для лучшего понимания партнера, что способствует гармонизации отношений и позволяет выстраивать длительные отношения. Психолог выступает фасилитатором таких встреч, прежде всего помогая проникнуть за значения слов и разобраться в мотивах и конструктах (представлениях, ожиданиях) каждого участника, а также выступает медиатором в кризисной или конфликтной ситуации, способствует нахождению путей преодоления затруднений, осознанию целей и перспектив существующей семьи, оказывает поддержку на различных этапах ее существования.

При работе над запросом о коррекции нежелательного поведения детей, в большинстве случаев, работа ведется с родителями, с упором на разъяснения в вопросах детского развития и воспитания, адаптации в семье и социуме, основанные на научных изысканиях преимущественно отечественных авторов. 

Дети находятся в системе семьи, и изменения в отношениях и собственном поведении корректирует и детское восприятие, и детское поведение. 

Дополнительно может проводиться диагностическая беседа с ребенком, а также могут добавляться игровые формы индивидуальной психокоррекции (например, с использованием любимых игрушек или фигурок зверей, пластилина, придумывания сказок или историй).

В частности, работа непосредственно с ребенком проводится в случае появления у него навязчивых страхов или в случае наличия психотравмирующей ситуации, требующей реориентации отношения ребенка и его адаптации к происходящему. 

Работа с подростками и старшими школьниками предполагает формулирование ими собственного запроса (например, взаимоотношения со сверстниками, тревоги, связанные с экзаменами, профессиональное самоопределение) или согласия на семейную консультацию с родственниками (например, для нормализации детско-родительских отношений и преодоления конфликтов в семье).

 

Буду рад, если данная памятка окажется для Вас полезной или развеет некоторые "мифы"!



Просмотров: 514
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Практический психолог в работе с кризисом середины жизни клиента.
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Сопротивление клиента на консультации у психолога
  • Повторение жизненного сценария родительской семьи, в семье клиента. Работа с этим.
  • Психолог, поделись деньгами! Парадоксы запроса клиента.
  • Результаты консультации для клиента
  • Опыт общения клиента с психологами (а также психиатрами, неврологами и одним кинезиологом).
  • «Хороший-плохой» психолог. Пособие по посещению. Беседа о сопротивлении и ответственности клиента.
  • Психолог как «Зеркало» для Клиента
  • Насколько далеко простираются границы психолога в отношении клиента?
  • Три запроса клиента – работа с МАК
  • Работа с запросом клиента через возрастные кризисы от перинатального периода до глубокой старости.
  • Должен ли психолог понимать клиента с полуслова?
  • Работа с запросом клиента в гештальт-терапии
  • Дистанционное консультирование: эффективный метод или обман клиента?
  • Диагностическая консультация. Памятка для клиента
  • Работа с горем (запрос клиента или его родственников)
  • Бывает ли, что психолог отказывается консультировать клиента? (история из практики 2)
  • Бывает ли, что психолог отказывается консультировать клиента? (история из практики)
  • Зависимость гипотезы психолога от запроса клиента
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Качество работы с психологом измеряется не ценой консультации, а силой изменений у клиента*.
  • Работа с желаниями клиента: трудности и возможности.
  • "Отшелушивание" запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели.
  • Работа с полярностями в проблемном поле клиента с использованием гештальтподхода и связного дыхания.
  • Нужно ли сопровождать клиента после консультации
  • Демо-консультирование глазами клиента
  • Памятка клиента на приеме у психолога



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь