Причины возникновения психосоматических заболеваний (культурно-историческая теория, российская школа).

Причины возникновения психосоматических заболеваний

(культурно-историческая теория, российская школа).

 

           Начало формирования культурно-исторической концепции формирования соматоформных заболеваний можно отнести к  Л.С.Выготскому. Именно его положения о высших психических функциях, знаковой системе, как орудиях овладения собственной психикой, интериоризации  и присвоения всего культурно-исторического, социального наследия ребенком в процессе онтогенеза легли в основу современных концепций.  Важное значение в совершенствовании данной теории сыграли понятия «смысла, значения и чувственной ткани» А.Н.Леонтьева и «внутренней картины болезни»  АР.Лурия.

Внутренняя картина болезни (ВКБ), то есть то, как человек сам представляет свою болезнь, все чувства, которые он переживает, причем, возможно, не только по поводу болезни, его самочувствие и самонаблюдение, аффекты и мысли, психологически травмы, все это является строго индивидуальным образованием. ВКБ представляется сложным, многоуровневым образованием, включающим в себя чувственную ткань, первичное и вторичное означение, личностный смысл.

Чувственная ткань – это комплекс внутренних ощущений, то, что сообщают нам наши внутренние рецепторы. Но ведь известно, что одно и то же внешнее физическое воздействие вызывает разные чувства, ощущения и поведение у различных людей. А что тогда можно сказать о внутренних, которые измерить просто невозможно. И еще встает проблема, что практически для всех внутренних ощущений нет индивидуальных обозначений. Для них мы используем слова из внешнего мира – «колет, режет, жжет, сдавило»…  Описываемые ощущения накладываются на собственную анатомическую карту, на наши представления о том, где у нас находится какой орган, как устроена наша физиология. Таким образом, мы проходим первичное означение. По мере развития болезни и наших походов по врачам, общения с другими больными  мы переходим к вторичному означению в терминах врачебных диагнозов и рассказов «бывалых». Ну, а сверху накладывается личностный смысл, то есть, то, что болезнь значит именно для нас в данной ситуации, возможно повод отдохнуть, полежать; а может крах определенных целей и задач.

Все эти уровни порождения и функционирования субъективной картины болезни тесно связаны между собой, и «живая» внутренняя картина болезни есть динамическая система, в которой осуществляются переходы как от чувственной ткани к личностному смыслу, так и от личностного смысла через означение к чувственной ткани. Данные  категории неразрывно связаны с психологическим восприятием собственного тела – функцией телесности, которую можно представить как высшую психическую функцию по Л.С.Выготскому.

Психологическая картина собственного тела маленького человека формируется близкими взрослыми, присваивается ребенком у социума практически с самого рождения. Основной фактор развития младенца – это ближайший взрослый с его опытом, его личностью, которые фиксированы в культурном опыте всего человечества. Эта включенность через взрослого и способствует организации телесных процессом младенца. Взаимодействие со взрослым организуется вокруг потребностей ребенка, в процессе ухода за которым взрослый осмысливает и оценивает телесное состояние дитя. Мать втягивает ребенка в общение, манипулирует его телом и наделяет телесные проявления ребенком психологическим смыслом. Мать означивает природные потребностные состояния ребенка.

         Ребенок прививает (интериоризирует) позицию матери к своим проявлениям. Потребности выступают в роли языка общения младенца с матерью. На этом этапе формируется первая знаковая система – язык тела! Пример: капризные дети умеют манипулировать взрослыми при помощи языка телесных функций. Сформировавшись, язык тела никогда не уходит из опыта, а в некоторых случаях может явно актуализироваться (в символической форме при истерии он выполняет коммуникативную функцию, например). При взрослении ребенок начинает овладевать своим телом (способность к подражанию, имитации, усвоению телесных стереотипов регуляции ближайших взрослых – подуть на ожог и др.). Возникает заимствование телесных симптомов ближайших взрослых; усваиваются поведенческие стереотипы переживания эмоций (мимика, интонации, жесты и т.п.). Пример: приёмные дети, которые похожи на приёмных родителей.

          Чем больше телесная функция вынесена в план внешнего поведения, тем больше она регулируется социальными нормами и тем выше степень психосоматичности данной функции. Наиболее высоким индексом психосоматичности отличаются:

·        Функция выделения

·        Функция дыхания

·        Сексуальные функции

·        Пищеварение

·        Боль

        После овладения языком ребенок получает возможность когнитивной оценки своих первоначальных телесных проявлений. Ребенок сам начинает называть свои телесные состояния. Ребенок получает возможность относиться к своему телесному самочувствию через призму языковых значений. Постепенно происходит дифференциация представления о теле и его частях, которая выражается в расширении словаря описания, начинают различаться собственно телесные и эмоциональные категории.

        По мере взросления формируется рефлексивный план сознания. Возникает возможность произвольной и сознательной регуляции телесных процессов. После дифференциации  происходит  интеграция представлений о собственном теле – формируется категория целостного тела, не сводимого к сумме отдельных частей, т.е. формируется телесное Я.

     В качестве примера можно вспомнить самим, все мы притворялись когда-то больными, с той или иной целью, имитировали кашель, насморк, расстройства пищеварения с той или иной успешностью. Самое, что интересное, иногда при желании заболеть, болезнь могла возникнуть как бы на ровном месте.

       В ходе развития своей телесной функции ребенку надо было затратить огромное количество времени и усилий, чтобы научиться правильно есть, пользоваться горшком, ходить,  говорить, писать, рисовать и т.д. Присвоение ребенком культуры связано с особой практикой его физической активности, физиологических проявлений, установлением ограничений, последующее преодоление которых и есть путь социализации, развития произвольности и вторичной прозрачности телесных функций. Создание "объектов" на пути субъекта - это постоянное задание субъект-объектных отношений. Патология же в этом случае лишь подтверждает возможность  уже скрытой внутренней конструкции. Различные культуры и исторические эпохи, приписывая субъекту специфические атрибуции ответственности и вины, создают различные конфигурации субъект-объектных взаимоотношений, определяющих культурно-историческое разнообразие конверсионных расстройств.

познавательных  действий, обретающих самостоятельный смысл и преобразующих психосоматическую связь. Этот этап характеризуется интересом ребенка к собственному телу, поиском средств вербального и иного символического обозначения телесных событий.

      Происхождение психосоматических симптомов определено достигнутым уровнем социализации телесности. смысла, значения, чувственной ткани. Среди всего многообразия психосоматических симптомов выделяется класс явлений, процесс возникновения которых можно теоретически осмыслить и эмпирически исследовать как процесс движения и взаимодействия единиц сознания. Данному классу принадлежат симптомы, которые встречаются при неврозах, истерии, ятрогении, психогенных и хронических болях, ипохондрии и т.д. Корни психосоматических расстройств нужно искать в отклонениях развития каждой составляющей (смысл, значение, чувственная ткань) и в нарушениях средств их соединения. Первичные психосоматические симптомы могут в своей основе иметь два разных источника:

·         один тип симптома, психофизиологический по своей природе связан с нарушением предпосылок человеческой симптоматики: первичные дефекты биодинамической или чувственной ткани, базовой эмоциональной регуляции телесных проявлений.

·         другой тип симптомов детермирован ситуацией совместно-разделенных телесных действий в паре мать-дитя. Симптом может выступать как следствие нарушений в знаково-символическом опосредовании социализации телесности. Симптом может иметь характер задержки в развитии категориальных систем образа тела, или в ситуации симбиоза с матерью.

 Таким образом, становление в развитии ребенка механизмов психологического регуляции телесных функций проявляется в двух аспектах:

1.      Внешний план психосоматического развития. Процесс прижизненной социализации телесности. Он заключается в освоении человеком в онтогенезе культурных навыков отправления телесных функций.

2.      Внутренний план психосоматического развития. Развитие психологических механизмов регуляции  внутренних телесных процессов.

 В итоге  психосоматического развития мы получаем или становление психосоматического единства в норме (психосоматическое явление), или формирование психосоматического симптома в патологии. Психосоматический симптом – способ выражения на языке тела неблагополучия (отклонения) в коммуникации с другим человеком или с самим собой.

 

 



Просмотров: 484
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Установление телесных границ и представления об интимности у ребенка.
  • Онтологические метафоры-образы телесных ощущений в холистической психотерапии невротических нарушений
  • Стратегии взаимодействия с людьми различных телесных структур характера
  • Корни телесных проблем
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Суицидальные попытки и нанесение телесных повреждений.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Интервью руководителя творческого проекта Фестиваль Телесных Практик в Минске.
  • Причины возникновения психосоматических и соматоформных заболеваний (а может алекситимия?).
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • Все ли болезни от нервов? Правда о причинах психосоматических заболеваний
  • Когда разуму снятся чудовища, телу снятся болезни - или психоанализ психосоматических заболеваний.
  • Причины возникновения психосоматических и соматоформных заболеваний (психофизиологическая, кортико-висцеральная теория).
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Фразы-разрушители, которые программируют болезни тела
  • Различные подходы при лечении психосоматических заболеваний.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Два типа психосоматических симптомов при стрессе
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это не ваш человек
  • Невроз, всд или болезни тела?
  • 3 сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это действительно - Ваш человек
  • Как избежать развития конфликтной ситуации с ребенком. Техника для кинотренинга
  • Позитивный смысл болезни (психология телесности)
  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь