|
Комплекс неполноценности.. Хорошо или плохо?Автор статьи: Галина Владиленовна Балахонская
Вот, дорогие друзья, написала я на днях статью про зависть Что делать с завистью? И что зависть может быть конструктивна, как ни дико это, может быть, прозвучит)) Ну, написала и написала... А сколько я получила интересных дополняющих комментариев (за что я всем очень благодарна)! Так в результате в голову стало столько мыслей приходить на тему зависти, что даже и не ожидала столько! И поняла я, что просто не могу удержаться, чтоб не написать эти мысли)) Как будто шлюзы открылись) И через эти шлюзы хлынуло то, что за словом "зависть", оказывается, скрывается такая сложная гамма не самых приятных чувств... Так ведь и на самом деле за завистью прячутся и страх, и стыд, и вина, и злость, и ненависть, и ревность... Можно продолжить: презрение, отвращение... - дополните, что я упустила, дорогие мои читатели... При этом чувство зависти настолько привычно социально неодобряемо, что и думать про то, что за ним стоит, нельзя. В смысле, никто не запрещает, но как-то оно...ээ... дурно пахнет что ли... Психологические защиты от невыносимых чувств наша психика обычно устанавливает ещё в детстве. А работают они и во взрослом уже возрасте. Но только в детстве у нас нет ещё ресурсов противостоять тем угрозам, которые влечёт за собой несоответствие требованиям взрослых. И чувства несоответствующие испытывать - тоже нельзя... А когда мы становимся взрослыми, мы как бы по инерции продолжаем блокировать многие свои чувства. Хотя ресурсы на трудные чувства у взрослого человека уже есть. И мы уже можем выдерживать то, против чего были беспомощны в детстве. Все наши чувства (в том числе неприятные) возникают - как нормальная реакция на различные жизненные ситуации. Причём игнорирование чувств эти самые чувства не отменяет, а лишь усугубляет. Что может приводить (и часто приводит) к различным проблемам - от сложостей в отношениях с окружающими до психосоматики. Так вот, эти чувства, которые где-то тихонечко прячутся, пока какая-нибудь неожиданность их не всколыхнёт так, что мало не покажется, лучше всё же потихонечку приоткрывать - вот как будто клапан у скороварки) В общем, не дожидаться, чтоб крышку паром мощно сорвало) А для этого - хотя бы начать признавать у себя наличие этих чувств. Хотя бы словами их называть. Называние чувств словами делает их осознанными и позволяет им проживаться - что несёт нам облегчение. Часто заметное облегчение. Потому что все наши чувства - составная часть нашей Природы. И даны нам Создателем - чтоб мы адекватно реагировали на происходящее. А для этого - для адекватных реакций - чувства хорошо бы не копить, а выражать сразу, как они возникают. Не доводя их до разрушительной точки кипения. Когда у скороварки крышку сносит...)) И если это понимать, то тогда злость - это нормальное мобилизующее наши силы чувство, позводяющее решать многие задачи, а не разрушительное бешенство или слепая ярость, в которые может превратиться злость, если не давать ей своевременного грамотного выхода. А теперь вернусь к тому, с чего начала - к чувству зависти. И к тому, что начала в предыдущей статье. И что в ту маленькую статью не поместилось)) Попробую ещё с одной стороны подойти. Зависть появляется при сравнении себя с другими. В своё время Альфред Адлер ввёл понятие "комплекс неполноценности", которое в большой степени завистью и запускается. Что это такое, если "на пальцах"? А означает это, что начиная с раннего детства, мы себя сравниваем с окружающими - родителями, старшими братьями, сёстрами... И хотя бы уже потому, что они старше и больше, то умеют уже, по определению, больше и лучше, чем маленький ребёнок. На их фоне ребёнок изначально чувствует свою, условно говоря, недостаточную хорошесть, умелость, умность и т.д. И злится, когда у него что-то не получается. Хорошо, если у ребёнка понимающие и поддерживающие родители. Которые любят его и маленького и неумелого. И не сравнивают его со старшим братом, например, или с соседким ребёнком. Или потом ещё и с одноклассником, который, допустим, учится лучше или более ловко играет в футбол или убирается в комнате или ещё в чем-то ну прямо-таки образец. А если сравнивают?.. Тогда и ребёнок тоже начинает себя сравнивать, расстраиваться и злиться (на себя и на других) В общем, ребёнок сравнивает себя, получая явные или скрытые послания. И понимает, что он какой-то не такой. Неправильный какой-то. Как будто что-то с ним не так. И неважно, по какой причине. Реальный у него недостаток или надуманный на почве чрезмерной требовательности. Человек получает внутреннюю уверенность в своей неполноценности. И в ней живёт. Причём в реальности никакой неполноценности нет! Есть особенности. Особенности есть всегда и у всех. Просто потому, что одинаковых людей не бывает! Вот это ощущение и переживание своего несоответствия некоему вожделенному образцу (идеалу) и получило название "комплекс неполноценности". Казалось бы, очень этот комплекс неполноценности неприятная вещь и доставляет человеку столько переживаний, что иной раз просто тошно... Но... в то же время заставляет буквально из кожи вон лезть, чтоб хоть как-то подняться и улучшиться! Ну или может заставлять. Иной раз люди такие чудеса творят, которых, не будь у них пресловутого комплекса неполноценности, просто не сделали бы. Главное и важное, чтоб они это делали не унижая других, а развивая себя. То есть комплекс неполноценности может вызывать у своего "владельца" такую мобилизующую все внутренние ресурсы злость, что человек просто горы, что называется, сворачивает! И, я думаю, многим из нас известны такие примеры, когда способные и одарённые от природы люди, которым всё легко давалось в детстве и юности, вырастая, теряют это своё исходное преимущество. И нередко бывает, что деградируют и спиваются... Именно потому, что было слишком всё легко...Потому что ничто не толкало их к развитию так мощно, как толкал комплекс неполноценности гораздо менее одарённого от природы сверстника. Я помню рассказ одной моей заикающейся пациентки (я тогда работала медицинским психологом в Центре Патологии Речи и Нейрореабилитации) - очень обаятельной, образованной и успешной девушки - про то, что её заикание сподвигло её так работать в плане развития себя, как не делал никто из её окружения! И в результате она стала настолько интересной, всесторонне развитой и располагающей к себе, что заикание ей даже и не особенно по жизни мешало. И была она вполне довольна собой. Просто захотела освоить ещё и некоторые техники по улучшению своей речи!) И говорила она о своём заикании с таким удовлетворением и благодарностью, что произвела на меня сильное впечатление. Было это давно, а вот помню до сих пор! Так хорошо это "комплекс неполноценности" или плохо? А вот это как смотреть!! И может быть таким мощным стимулом к своему развитию - через преодоление! Вот назло всему!!!:) Конечно, бывает по-разному. И тут много неоднозначного, о чём ещё можно говорить. Но уже не в этой статье) И так длинно получилось)) А вот что совершенно очевидно, так это то, что роль самого человека в отношении к своим природным особенностям - главенствующая! И только сам человек решает, будет ли он прилагать усилия, чтобы завтра стать лучше, чем сегодня. Потому что никто вместо самого человека этого не сделает!! Я благодарю вас, мои дорогие читатели, за ваше внимание! Ну а если вы хотите улучшить своё отношение к себе и к жизни, обращайтесь! Я могу вам профессионально помочь найти ответы и решения. В кабинете психолога в центре Москвы или по скайпу или в консультации здесь на сайте - по вашему выбору. Все контакты по ссылке ниже. http://www.psyoffice.ru/balakhonskaya/#consultation Регистрируйтесь на сайте psyoffice.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|