Комплекс неполноценности.. Хорошо или плохо?

Комплекс неполноценности  Хорошо или плохо
 
Вот, дорогие друзья,  написала я на днях статью про зависть Что делать с завистью?
И что зависть может быть конструктивна, как ни дико это, может быть, прозвучит))
Ну, написала и написала...
А сколько я получила интересных дополняющих комментариев (за что я всем очень благодарна)!
 
Так в результате в голову стало столько мыслей приходить на тему зависти, что даже и не ожидала столько! И поняла я, что просто не могу удержаться, чтоб не написать эти мысли))
Как будто шлюзы открылись)
И через эти шлюзы хлынуло то, что за словом "зависть", оказывается, скрывается такая сложная гамма не самых приятных чувств...
 
Так ведь и на самом деле за завистью прячутся и страх, и стыд, и вина, и злость, и ненависть, и ревность... Можно продолжить: презрение, отвращение... - дополните, что я упустила, дорогие мои читатели...
 
При этом чувство зависти настолько привычно социально неодобряемо, что и думать про то, что за ним стоит, нельзя.
 

В смысле, никто не запрещает, но как-то оно...ээ... дурно пахнет что ли...
 
Психологические защиты от невыносимых чувств наша психика обычно устанавливает ещё в детстве. А работают они и во взрослом уже возрасте.
 
Но только в детстве у нас нет ещё ресурсов противостоять тем угрозам, которые влечёт за собой несоответствие требованиям взрослых. И чувства несоответствующие испытывать - тоже нельзя...
 
А когда мы становимся взрослыми, мы как бы по инерции продолжаем блокировать многие свои чувства. Хотя ресурсы на трудные чувства у взрослого человека уже есть. 
И мы уже можем выдерживать то, против чего были беспомощны в детстве.
 
Все наши чувства (в том числе неприятные) возникают - как нормальная реакция на различные жизненные ситуации.
Причём игнорирование чувств эти самые чувства не отменяет, а лишь усугубляет.
Что может приводить (и часто приводит)  к различным проблемам - от сложостей в отношениях с окружающими до психосоматики.
 
Так вот, эти чувства, которые где-то тихонечко прячутся, пока какая-нибудь неожиданность их не всколыхнёт так, что мало не покажется,  лучше всё же потихонечку приоткрывать - вот как будто клапан у скороварки)
В общем, не дожидаться, чтоб крышку паром мощно сорвало)
А для этого - хотя бы начать признавать у себя наличие этих чувств.
Хотя бы словами их называть.
Называние чувств словами делает их осознанными и позволяет им проживаться - что несёт нам облегчение. Часто заметное облегчение.
 
Потому что все наши чувства - составная часть нашей Природы. И даны нам Создателем - чтоб мы адекватно реагировали на происходящее.
 
А для этого - для адекватных реакций - чувства хорошо бы не копить, а выражать сразу, как они возникают.
Не доводя их до разрушительной точки кипения. Когда у скороварки крышку сносит...))
 
И если это понимать, то тогда злость - это нормальное мобилизующее наши силы чувство, позводяющее решать многие задачи, а не разрушительное бешенство или слепая ярость, в которые может превратиться  злость, если не давать ей своевременного грамотного выхода. 
 
А теперь вернусь к тому, с чего начала - к чувству зависти. И к тому, что начала в предыдущей статье. И что в ту маленькую статью не поместилось))
Попробую ещё с одной стороны подойти.
 
Зависть появляется при сравнении себя с другими. 
 
В своё время  Альфред Адлер ввёл понятие "комплекс неполноценности", которое в большой степени завистью и запускается. 
Что это такое, если "на пальцах"?
 
А означает это, что начиная с раннего детства, мы себя сравниваем с окружающими - родителями, старшими братьями, сёстрами...
И хотя бы уже потому, что они старше и больше, то умеют уже, по определению, больше и лучше, чем маленький ребёнок.
На их фоне ребёнок изначально чувствует свою, условно говоря, недостаточную хорошесть, умелость, умность и т.д. И злится, когда у него что-то не получается.
 
Хорошо, если у ребёнка понимающие и поддерживающие родители. Которые любят его и маленького и неумелого.
 



 
И не сравнивают его со старшим братом, например, или с соседким ребёнком.
Или потом ещё и с одноклассником, который, допустим, учится лучше или более ловко играет в футбол или убирается в комнате или ещё в чем-то ну прямо-таки образец.
 
А если сравнивают?.. Тогда и ребёнок тоже начинает себя сравнивать, расстраиваться и злиться (на себя и на других)
 
В общем, ребёнок сравнивает себя, получая явные или скрытые послания. И понимает, что он какой-то не такой. Неправильный какой-то. Как будто что-то с ним не так. 
И неважно, по какой причине. Реальный у него недостаток или надуманный на почве чрезмерной требовательности.
Человек получает внутреннюю уверенность в своей неполноценности. И в ней живёт. 
 
Причём в реальности никакой неполноценности нет! Есть особенности. Особенности есть всегда и у всех. Просто потому, что одинаковых людей не бывает! 
 
Вот это ощущение и переживание своего несоответствия некоему вожделенному образцу (идеалу) и получило название "комплекс неполноценности". 
 
Казалось бы, очень этот комплекс неполноценности неприятная вещь и  доставляет человеку столько переживаний, что иной раз просто тошно...
 
Но... в то же время заставляет буквально из кожи вон лезть, чтоб хоть как-то подняться и улучшиться! Ну или может заставлять.
Иной раз люди такие чудеса творят, которых, не будь у них пресловутого комплекса неполноценности, просто не сделали бы. Главное и важное, чтоб они это делали не унижая других, а развивая себя.
То есть комплекс неполноценности может вызывать у своего "владельца" такую мобилизующую все внутренние ресурсы злость, что человек просто горы, что называется, сворачивает!
И, я думаю, многим из нас известны такие примеры, когда способные и одарённые от природы люди, которым всё легко давалось в детстве и юности, вырастая, теряют это своё исходное преимущество. И нередко бывает, что деградируют и спиваются... Именно потому, что было слишком всё легко...
Потому что ничто не толкало их к развитию так мощно, как толкал комплекс неполноценности гораздо менее одарённого от природы сверстника. 
 
Я помню рассказ одной моей заикающейся пациентки (я тогда работала медицинским психологом в Центре Патологии Речи и Нейрореабилитации) - очень обаятельной, образованной и успешной девушки - про то, что её заикание сподвигло её так работать в плане развития себя, как не делал никто из её окружения!
 
И в результате она стала настолько интересной, всесторонне развитой и располагающей к себе, что заикание ей даже и не особенно по жизни мешало.
И была она вполне довольна собой. Просто захотела освоить ещё и некоторые техники по улучшению своей речи!)
 
И говорила она о своём заикании с таким удовлетворением и благодарностью, что произвела на меня сильное впечатление.
Было это давно, а вот помню до сих пор!
 
Так хорошо это "комплекс неполноценности" или плохо? А вот это как смотреть!!
 
И может быть таким мощным стимулом к своему развитию - через преодоление! Вот назло всему!!!:)
 
Конечно, бывает по-разному. И тут много неоднозначного, о чём ещё можно говорить. Но уже не в этой статье) И так длинно получилось))
 
А вот что совершенно очевидно, так это то,  что роль самого человека в отношении к своим природным особенностям - главенствующая! 
И только сам человек решает, будет ли он прилагать усилия, чтобы завтра стать лучше, чем сегодня. 
 Потому что никто вместо самого человека этого не сделает!! 
 





Я благодарю вас, мои дорогие читатели,  за ваше внимание! 
А если вам было интересно прочитанное и вы нажали на кнопочку "Сказать спасибо", то благодарю вас вдвойне:)

Ну а если вы хотите улучшить своё отношение к себе и к жизни, обращайтесь! Я могу вам профессионально помочь найти ответы и решения.

В кабинете психолога в центре Москвы или по скайпу или в консультации здесь на сайте - по вашему выбору. Все контакты по ссылке ниже.
 
А записаться вы можете здесь:

 http://www.psyoffice.ru/balakhonskaya/#consultation    

Регистрируйтесь на сайте psyoffice.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии  


 
 

 



Просмотров: 453
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Комплекс неполноценности и что с ним делать?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • «У меня есть тараканы» или комплекс неполноценности: как принять и полюбить себя.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь