|
К вопросу создания методики измерения психогенных расстройствАвтор статьи: Грабарь Наталья Дмитриевна
На протяжении учебы в университете и магистратуре я работала с темой психосоматических и психогенных расстройств. Психогенные воздействия – наиболее доступный материал для изучения среди всех известных психопатологических явлений, поскольку психогенными воздействиями на психику каждого человека наполнена вся жизнь. Более того, психогенные расстройства, возможно, единственные явления в психиатрии, для понимания и оценки которых допустимы рассуждения врача по аналогии с самим собой, использование им своего личного опыта. Более обширную теоретическую часть по данной проблеме не раскрываю. С некоторыми аспектами можно ознакомиться в других моих материалах. Существенной проблемой в изучении этого вида расстройств является отсутствие научно обоснованного диагностического инструментария. Поэтому целью настоящей работы явилась разработка и апробация «Опросника для определения психогенных расстройств». Данная методика в большей степени направлена на изучение проявлений психосоматических заболеваний и неврозов как наиболее распространенных феноменов указанной группы расстройств. В пилотажном исследовании приняли участие студенты I курса психолого-педагогического факультета БрГУ имени А.С. Пушкина. Предлагаемый тест-опросник компактен (состоит из 34 утверждений), прост для проведения (предлагает выбор двух вариантов ответов: «да» или «нет»), содержит шкалу лжи (5 вопросов). Его обработка позволяет дифференцировать психогенные расстройства по степени их выраженности следующим образом: 1 – отсутствие (или состояние здоровья), 2 – предрасположенность (врожденная или приобретенная готовность, которая может приобрести форму заболевания), 3 – наличие психогенного заболевания (соматизация неотреагированных эмоций и психологических проблем). Важнейшими требованиями к любой психологической методике выступают ее надежность и валидность. Надежность (или «помехоустойчивость») показывает то, что методика стабильна, а именно, несмотря на ряд факторов, которые влияют на ее устойчивость, она измеряет определенное свойство. Для проверки стабильности изучаемого признака было проведено повторное исследование той же выборки испытуемых через две недели. Требования к надежности гораздо больше, чем к валидности, т.е. коэффициент надежности должен стремиться к 1. В настоящем случае расчетный показатель равен 0,91, что свидетельствует о высокой надежности теста. В психологии наиболее укоренившимся определением понятия валидность является определение А. Анастази: валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает. Для определения валидности авторской методики была использована шкала «Психосоматические и психовегетативные нарушения» из методики диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко. Расчет корреляции показателей, полученных с помощью двух методик, показал наличие между ними статистически значимой положительной связи (r = 0,71 при р ≤ 0,01), что свидетельствует о достаточной валидности предлагаемого теста. На данный момент методика соответствует всем критериям психодиагностического теста. Она стандартизирована, т.е. установленны единые нормы и требования; соотнесены полученные посредством конкретной методики данные со специально разработанной и обоснованной шкалой оценок. Я использовала свою методику в курсовых и дипломной работе, а так же в магистерской дтссертации. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|