Использование психологических тестов в диагностике личностных расстройств

Сергей Леонидович Рубинштейн определял личность как совокупность психических свойств, включающую динамические тенденции, особенности темперамента и аффективности, способности, характер и определяющую направление деятельности, индивидуальные возможности и поведение. Личность проявляется индивидуально.

Свою индивидуально-неповторимую окраску приобретают и психопатологические явления у каждого отдельно взятого больного. То есть патология личности многообразна, сложна. Следует помнить, что о расстройствах личности можно говорить лишь тогда, когда в её структуре определённые свойства выражены настолько резко, что они становятся причиной серьёзных страданий или конфликтов. [6, с. 216]

Диагностировать личностные расстройства помогает длительное наблюдение за повторяющимися особенностями поведения или восприятия, вызывающими дистресс и нарушения социального функционирования. Выявить органические нарушения можно с помощью ЭЭГ, КТ и электрофизиологической топографии. Используют для постановки диагноза и различные психологические методики (опросники, тесты).

Характеристика понятия личностных расстройств

Под термином «личностное расстройство» подразумевают нарушения социального поведения и взаимодействия, не связанные с невротическим характером патологии. [6, с. 217] Данные нарушения либо чрезмерно, либо существенно отличаются от нормативного образца социального взаимодействия и межличностных отношений, свойственных определённой культуре. То есть, если поведение личности является неадаптивным по отношению к изменчивым социальным ситуациям, способы поведения становятся патологическими, говорят о патологическом расстройстве личности.

В клинической психологии патохарактерологические расстройства долгое время называли «психопатиями». Первоначально под психопатиями понимались любые болезненные состояния психики, для которых не были известны истинные (т.е. органические) причины расстройства. Позднее значение этого термина было отграничено сферой безнравственного поведения, связанного с пониженной эмоциональностью, ослаблением чувства вины и совершением противоправных действий. [6, с. 217] Концепция психопатии как патохарактерологического расстройства личности получила развитие в результате введения К.Ясперсом в психиатрию и клиническую психологию теории «идеальных типов» личности немецкого социолога М.Вебера, которые избирательно характеризуют наиболее значимые стороны поведения, имеющие социальную ценность. С помощью идеальных типов характеризуют и типологизируют то или иное отклоняющееся от социальных норм поведение.

При постановке диагноза российские психиатры и клинические психологи пользуются основными критериями, описанными в Международном классификаторе болезней 10-й редакции (МКБ-10). При разработке МКБ-10 в качестве основы были использованы критерии, описанные в американском DSM-IV. 18 мая 2013 года DSM-IV сменило следующее поколение классификатора DSM – DSM-V.

Таким образом, личностное расстройство (расстройство личности) – вид психического расстройства в клинической психологии и психиатрии.

Виды личностных расстройств

В отечественной клинической психологии до недавнего времени доминировала классификация личностных расстройств, предложенная П.Б.Ганнушкиным и развитая А.Е.Личко. Базовыми критериями данной классификации являются типы поведенческих реакций. Но с 1994 года отечественная клиническая психология перешла на международную классификацию, где критерием выступает сфера проявления психических нарушений. Таким образом, в современной клинической психологии выделяют следующие виды расстройств личности:

  • ксцентричные – преобладают нарушения мышления – шизоидные, шизотипические, параноидные;
  • демонстративные – преобладают эмоциональные нарушения – диссоциальные/антисоциальные, эмоционально неустойчивые (импульсивный и пограничный тип), истерические;
  • тревожно-астенические – преобладают волевые нарушения – ананкастные, уклоняющиеся и избегающие, зависимые.

Кроме данных расстройств встречаются и смешанные расстройства.

Шизоидные личности отличаются эмоциональной холодностью, неспособностью к проявлению нежных чувств, грубым отношением к окружающим. Однако к повседневным жизненным трудностям они очень ранимы. Общение их утомляет. Эти люди имеют эмоционально богатый внутренний мир. Им свойственны слабая ответная реакция и на похвалу, и на критику, незначительный интерес к сексуальным контактам, повышенная озабоченность фантазиями и самокопанием.

Шизотипические личности отличает вычурное поведение, которое может сопровождаться стойкими обсессивно-фобическими или истерическими реакциями, поведенческими штампами и инертностью. Эти люди также плохо контактируют с другими, стремятся к социальной отгороженности. Иногда у них возникают навязчивые размышления и нарушения восприятия. Аномалии мышления проявляются в обстоятельности, аморфности, избыточной детализации и метафоричности, вычурности речи. Разорванности мышления нет.

Параноидным личностям свойственны подозрительность, тенденция искажать реальные действия других людей, принимая их за враждебные, чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам. Этих людей отличает воинственно-щепетильное отношение к вопросам, связанным с правами человека; тенденцию к переживанию своей повышенной значимости (они всё относят на свой счёт); поиск тайного смысла в происходящем.

Диссоциальные личности уже в детстве часто совершают побеги из дома, кражи, прогуливают уроки, употребляют психоактивные вещества. Диссоциальное расстройство проявляется в неспособности поддерживать взаимоотношения при отсутствии трудностей в установлении контактов, в безответственности, пренебрежении правилами и обязанностями. Такие люди склонны ко лжи. Они не испытывают чувство вины, не извлекают пользу из жизненного опыта. Им свойственно безрассудное игнорирование личной безопасности и безопасности других. Диссоциальным личностям не хватает готовности к сочувствию, состраданию, сопереживанию. То есть эмоционально они неразвиты. Из-за этого отмечается склонность к насилию и садизму.

Эмоционально неустойчивые личности действуют импульсивно, не задумываясь о последствиях. Характерная черта таких людей – неустойчивость настроения. Различают две разновидности данного расстройства личности: импульсивный (возбудимый) тип и пограничный тип. Возбудимые люди склонны к аффективным взрывам, сила которых не соответствует вызвавшему реакцию поводу. Для пограничного типа помимо эмоциональной неустойчивости характерны тотальные искажения образа «Я». То есть, у этих людей отмечается нестабильность самооценки, личностная неопределённость, неуверенность в своих предпочтениях, желаниях, ценностях. Это приводит к нестабильным и напряжённым межличностным отношениям.

Истерические личности склонны к драматизации, вместо истинных переживаний стремятся демонстрировать «художественно более выраженные», театральные эмоции. Эти люди ощущают сильный эмоциональный дискомфорт, когда на них не обращают внимания. Они обладают повышенной внушаемостью, подвержены влиянию окружающих. Их эмоции лабильны и поверхностны. Так как эти личности стремятся к постоянному эмоциональному возбуждению, у них имеется своеобразная жажда переживаний и жажда контактов, способных их дать, истерические личности быстро и легко завязывают знакомства. Но прочные и глубокие связи устанавливать им сложно. Слабая коммуникативная способность и выраженное стремление к установлению контактов дают повод к развитию конфликтных межличностных отношений. С возрастом истерические формы поведения ослабевают, уступая место ипохондрическим страхам и депрессиям.

Ананкастные личности склонны к формированию навязчивого желания проявлять сверхточность и перфекционизм. Они чрезмерно добросовестны в ущерб межличностным связям и отношениям. Таких людей отличает повышенная педантичность, упрямство, негибкость мышления. Они не желают предоставлять свободу действий другим людям, проявляя к ним настойчивые требования делать всё точно так же. Ананкастным личностям трудно избавляться даже от совершенно ненужных вещей. Из-за своей чрезмерной совестливости они нередко вступают в конфликт с собой.

Уклоняющиеся и избегающие личности постоянно испытывают общее чувство напряжённости. Их преследуют тяжёлые предчувствия. Гипертрофированное чувство собственной неполноценности мешает этим людям в общении, особенно с малознакомыми людьми. Страх критики и отвержения, опасение оказаться в затруднительном положении заставляют уклоняющиеся и избегающие личности отказываться от интересных предложений о новых видах деятельности. Это приводит к ограничению их жизненного уклада. Такие люди не проявляют настойчивости, скрывают свои отрицательные эмоции, склонны к застреванию на аффекте. При значительном застое аффекта у них случаются внезапные и сильные взрывы поведения.

Зависимых личностей отличает стремление переложить большую часть важных решений в своей жизни на других людей. Они постоянно нуждаются в помощи, подбадривании, убеждении со стороны. Тотальная неуверенность в своих силах вызывает страх одиночества: человек боится оказаться беспомощным, если он останется один. Это приводит к тому, что зависимые личности судорожно цепляются за людей, подчиняют свои потребности и желания потребностям и желаниям окружающих.

Таким образом, личностные расстройства всегда приводят к дезадаптации человека.

Для диагностики личностных расстройств используют и психологические тесты. В данном случае перед психологом стоит задача измерения личности как некоей целостности. В наибольшей степени отвечают этой задаче следующие подходы к личности:

  • личность с точки зрения её отношения к себе;
  • личность как целостная структура черт;
  • личность как тип. [8, с. 555]

В связи с этими подходами мы и будем рассматривать психологические тесты для диагностики личностных расстройств.

Личность с точки зрения её отношения к себе

В.Н.Мясищев предложил рассматривать личность как некоторую систему отношений. Одну из ключевых позиций в этой системе отношений занимает отношение к себе как наиболее тесно связанное с внутренней сущностью личности. Самооценка является одним из аспектов отношения к себе. Самооценка напрямую связана с уровнем притязаний личности, влияет на выбор жизненных целей, обусловливает мотивацию поведения.

На практике для измерения самооценки дошкольников и младших школьников используют методику «Лесенка» (модификация С.Г.Якобсон, В.Г.Щур), где ребёнку предлагают поставить куклу, символизирующую его самого, на одну из ступенек лесенки. При этом задаются разные качества для оценки и обсуждаются ситуации «Я сейчас», «Я был», «Я буду».  

Для измерения притязаний и самооценки ребёнка используют и проективный тест, в котором ребёнку предлагаются рисунки с изображениями играющих в ролевые игры детей. Ребёнка просят показать, где на рисунке он видит себя.

Для измерения общей самооценки детей среднего школьного возраста можно использовать опросник Казанцевой Г.Н.

Для измерения самооценки личности старшеклассника используют другой тест-опросник, методику Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан [8, с. 559], которая основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств.

Для измерения самооценки взрослых используют методику Будасси, в которой испытуемому предлагают бланк с перечисленными 20 различными качествами личности. Сначала он ранжирует эти качества в той мере, в какой они выражены в идеале, а затем – в какой мере они выражены у него самого.

Личность как целостная структура черт

В рамках данного подхода личность предстаёт как некая совокупность психологических качеств, стабильная структура черт, детерминирующая поведение. Одним из сторонников теории черт личности является Р.Кеттелл. Он называет эти исходные черты факторами. Для их измерения Кеттелл разработал вопросники.

Для исследования личностных особенностей младших школьников Р.Б.Кеттелл и Р.В.Коан разработали Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла (детский вариант), содержащий 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности. Детям предлагается ряд утверждений, объединённых в пары. Из каждой пары ребёнок выбирает одно утверждение, наиболее характерное для него.

Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла (юношеский вариант) отличается от детского варианта тем, что содержит 14 шкал, а выбирать надо из трёх предложенных вариантов. Опросник содержит 105 вопросов. Его используют во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей личности.

Для измерения шестнадцати факторов личности применяют опросник из 187 вопросов. Его используют при обследовании взрослых людей с образованием не ниже 8 – 9 классов.

Диагностировать личностные расстройства можно с помощью опросника Мини-мульт (сокращённого варианта Миннесотского многомерного личностного перечня MMPI). Данная методика ориентирована на выявление наиболее распространенных ситуативных или застойных личностных расстройств, обусловленных экстремальными условиями жизнедеятельности. Опросник Мини-мульт представляет собой сокращённый вариант MMPI, содержит 71 вопрос, 11 шкал. [9, с. 261]

Личность как тип

Личность, понимаемая как система отношений, складывается ко взрослому периоду развития, образуя некоторый тип. Любой тип личности включает и индивидуальные, природные качества. В этом смысле речь идёт о типах высшей нервной деятельности, типах темперамента, типах мышления. Одной из первых типологий является типология Гиппократа. Известны типологии У. Шелдона, Э. Кречмера, К. Юнга. Среди современных можно отметить типологию акцентуаций личности К. Леонгарда, психогеометрическую типологию С. Дилленгер, типологию Д. Кейрси.

Концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда лежит в основе теста-опросника Шмишека. Данная методика помогает выявлять у подростков акцентуации. Акцентуация личности соответствует такому состоянию личности, когда индивидуальный характер реакций на окружающее достигает особенной выраженности. А это свидетельствует о возможности перехода нормы в патологию. В результате исследования с помощью опросника Шмишека можно обнаружить тип акцентуации личности. Данный тест содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух вариантов ответов: «Да» и «Нет». Результаты данной методики могут быть представлены в виде профиля личностной акцентуации.

Типология К. Юнга лежит в основе методики Д. Кейрси, разработанной для взрослых испытуемых. Перевод и адаптацию данной методики осуществили Б. В. Овчинников, К. В. Павлов, И. М. Владимирова. Опросник Кейрси – методика оценки темперамента. Данный опросник состоит из 70 утверждений (вопросов), каждое из которых имеет два продолжения (ответа). Испытуемого просят выбрать одно из этих продолжений.

Определить акцентуацию характера подростка помогает и тест «Чёртова дюжина». [3, с. 154] Испытуемому предлагается 104 утверждения. Необходимо оценить степень своего согласия или не согласия с ними, выбрав один из предложенных пяти вариантов ответов.

Для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента используют опросник В.М.Русалова. [3, с. 146] Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) имеет 105 вопросов, каждый из которых относится к одной из 9 шкал. Испытуемый на каждый вопрос выбирает ответ «Да» или «Нет».

Литература

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2007. – 688 с.
  2. Дефектологический словарь: В 2 т. / Под ред. В.Гудониса, Б.П.Пузанова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – Т. 2. – 736 с.
  3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 510.
  4. Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь-справочник. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 448 с.
  5. Кулганов В.А., Белов В.Г., Парфёнов Ю.А. Основы клинической психологии. – СПб.: Питер, 2013. – 456 с.
  6. Кулганов В.А., Белов В.Г., Парфёнов Ю.А. Прикладная клиническая психология. – СПб.: СПбГИПСР, 2012. – 444 с.
  7. Орлова Е.А. Патопсихология: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 235 с.
  8. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2010. – 694 с.
  9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2011. – 672 с.
  10. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. – 480 с.
  11. Феоктистова С.В. Психиатрия: Учебное пособие. – М.: Издательство «АдамантЪ», 2010. – 144 с.

 

 

Впервые статья опубликована http://trushina-ekaterina.blogspot.ru/p/blog-page_902.html



Просмотров: 465
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Расстройства личности - 11. Признаки обсессивно-компульсивного расстройства личности.
  • Расстройства личности - 5. Признаки антисоциального (диссоциального) расстройства личности.
  • Расстройства личности - 7. Признаки истерического (гистрионного) расстройства личности.
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Расстройства личности - 6. Признаки пограничного расстройства личности.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Расстройства личности - 9. Признаки избегающего расстройства личности.
  • Расстройства личности - 10. Признаки зависимого расстройства личности.
  • Расстройства личности - 8. Признаки нарциссического расстройства личности.
  • Расстройства личности - 2. Признаки параноидного расстройства личности.
  • Расстройства личности - 3. Признаки шизоидного расстройства личности.
  • Расстройства личности - 4. Признаки шизотипического расстройства личности.
  • Структура личности. Пограничное расстройство личности.
  • Расстройства личности у людей и собак.
  • Обсессивно-компульсивная личность. Отличие от других типов личности
  • Внутренний конфликт истерической личности. Отличие от нарциссической личности
  • Психология личности. Зависть - это ущербность личности.
  • Депрессивный тип личности. Часть 2. Гипоманиакальные личности – альтернативный портрет депрессии
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Лечение пограничного расстройства личности с помощью MBT
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.3. Воспитание.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.1. Какие они?
  • Черты пограничного расстройства личности
  • Некоторые ошибки в диагностике пограничного расстройства личности
  • Клинические проявления нарциссического расстройства личности (феноменология)
  • Раздвоение личности. Множественные личности
  • Личность и границы личности.
  • Нарциссическое расстройства личности: Кто они? Как распознать в себе нарцисс?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь