Арт-терапия в клинике психосоматических расстройств (клинический случай)

Современные представления о психосоматике имеют междисциплинарный характер и находятся на стыке двух наук – психологии и медицины. На сегодняшний день психосоматическими считаются те физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, недовольство, душевные страдания и т.п.). Считается также, что соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы. Существует несколько классификаций психосоматических расстройств, условно их можно выделить на две основные группы (по Б.Д. Карвасарскому) – большие психосоматические заболевания (например, гипертоническая болезнь), и «малые» психосоматические расстройства – невротические нарушения внутренних органов (т.н. «органные неврозы»).  Классификация психосоматических расстройств по Д.С. Рождественскому включает в себя психосоматические реакции и психосоматические нарушения. Психосоматические реакции - это соматизированные психические реакции, формирующиеся в ответ на эмоциональное переживание. К психосоматическим нарушениям относятся конверсионные симптомы, функциональные синдромы и психосоматозы.

Арт-терапия – один из наиболее эффективных способов работы с клиентами с психосоматическими нарушениями любого возраста и социального статуса.  В работе клинического психолога методы арт-терапии применяются как в качестве самостоятельных психотерапевтических методов, так и в контексте интегративного подхода.

Клинический случай (есть согласие клиента на публикацию). За психотерапевтической помощью обратилась клиентка П., 65 лет, пенсионерка, образование высшее, вдова. В беседе предъявляет жалобы на плохой сон, раздражительность, тревогу. Основной жалобой является факт затруднительного передвижения, «ноги не ходят». В процессе беседы выясняется, что пациентке была диагностирована болезнь Паркинсона. Это неврологическое заболевание, характерное для старшей возрастной группы. Особенностью болезни является его медленно-прогрессирующий характер. Относится к дегенеративным заболеваниям моторной системы и имеет неутешительный прогноз – по мере развития болезни человек может полностью утратить физическую активность. До прихода к психологу клиентка долго и безрезультатно лечилась в разных клиниках и обратилась за психотерапевтической помощью в качестве последней «соломинки».

Рабочий альянс с клиенткой оказался достаточно продуктивным. Была выбрана интегративная модель психотерапевтической работы (т.е. сочетание разных методов, в зависимости от решаемой в данный конкретный момент задачи). Основные методы, применяемые в работе с П.: юнгианский анализ, сказкотерапия, изотерапия, сценарный анализ, трансовая терапия, беседа. Встречи проходили с частотой один час в неделю. Общая продолжительность работы – шесть месяцев.

С первых встреч выяснилось, что клиентка была несчастлива в семейной жизни, жила в супружестве, потому что «так надо», «ради дочери». Много лет терпела необоснованную ревность, оскорбления и побои мужа. Гасила в себе негативные эмоции, вытесняя их в подсознание. И объясняла себе самой: «все так живут». Дочь выросла и переехала в другой город, муж скончался, а П. заболела Паркинсоном.

Из особенностей работы с данной клиенткой. Она настолько отвыкла обращать внимания на свои чувства, что любые вопросы, связанные с этой сферой ее жизни, ставили ее в тупик. На помощь пришла арт-терапия – прорисовывание своих чувств и эмоциональных состояний, связанных с разными эпизодами ее жизни. Каждое прорисовывание помогало не только осознанию непродуктивного поведения, «предательства себя» (выражение П.), но и высвобождению подавленной жизненной энергии. Использование русской сказки в психологической работе помогало посредством интерпретации символического материала переосмысливать жизненный сценарий, вырабатывать новые, продуктивные алгоритмы мышления и поведения. С первых же встреч анализ сновидений, которые клиентка «приносила» на эти встречи, показывал, как «обрадовалась» психика этой работе. Через символы сновидения подсознание разговаривало с П., каждый раз что-то подсказывая и укрепляя ее в правильности действий.

Настоящим инсайтом для клиентки стал тот факт, что однажды после встречи, глубокой ночью, она вдруг резко проснулась, села в кровати. И сначала шепотом, а потом громко и навзрыд, стала прощать своего мужа (его на тот момент уже двадцать лет как не было в живых). Процесс прощения был не одномоментный – она возвращалась к нему снова и снова на последующих встречах с психологом, на протяжении почти трех месяцев последующей психологической работы.

Отслеживая динамику психоэмоционального состояния П. за весь период психотерапии, лучше всего обратиться к ее рисункам. Первые рисунки отражают агрессивно-депрессивный фон ее настроения. Они неструктурированы, преобладание красок – черных и красных тонов. По мере продвижения в психологической работе меняются цвета рисунков на более яркие, позитивные. Появляется упорядоченность в структуре рисунков. Они становятся более гармоничными. Рисунки, сделанные перед завершением психотерапевтического процесса, отличают гармоничное сочетание цветов, упорядоченность и структурность.

Параллельно с проведением психологической работы, П. продолжала наблюдаться у невролога, ходила на массаж и принимала лечебные ванны.

Логическим завершением процесса явился тот факт, что П. стала ходить легко и свободно! Автор статьи ни в коем случае не претендует на то, что вылечила болезнь Паркинсона. Очевиден тот факт, что «ноги не носили» женщину, когда ее сознание не было готово признать ошибки собственной жизни и взять за них ответственность. Очевиден также тот факт, насколько целителен и для психики, и для физиологии, процесс прощения. Это очистительный процесс. Прощая другого, человек прощает себя. А это значит – восстанавливает связь с собой настоящим, со своим творческим началом, активизирует жизненные ресурсы своего организма.

Заключение. Очевидно, что на протяжении всей продолжительной арт-терапевтической работы с клиенткой, основным механизмом психокоррекции, направленным непосредственно на баланс внутренних сил, была сублимация. Это трансформация внутренней психической энергии с созидательной для личности целью. Это бессознательный процесс психики, который осуществлялся с помощью арт-терапии в два этапа. Первый этап – это всегда выбор темы, объекта, чувства. Второй – процесс выражения переживаемого личностью события арт-терапевтическими средствами.

 



Просмотров: 357
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • «Арт терапия что это ?»
  • Арт-терапия. Что это?
  • Как принять тот факт, что ты некрасивая
  • Я выбираю методы арт-терапии для работы с детьми
  • Арт-терапия для работы с алекситимией
  • Что является хорошим результатом психологической работы?
  • Чувства - это не факт. Что делать с эмоциональной зависимостью?
  • Как работает арт-терапевт, и что представляет собой сеанс арт-терапии?
  • Арт-терапия: для кого и что дает?
  • Арт-терапия: зачем она нужна и как это работает?
  • Современные методы арт – терапии в организации работы психолога по сплочению воинских коллективов
  • Как решить вопрос или решиться на что-то с помощью арт-терапии
  • Что такое арт-терапия? И почему она поможет?
  • Что может арт-терапия
  • В работе про поиск партнера я не ставлю под сомнение тот факт
  • Что привлекает меня в профессии арт-терапевта? Или мой путь к арт-терапии…
  • Арт-терапия как метод работы с детьми
  • Если к другой уходит мужчина: не факт что она лучше, но подходит именно ему..
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Ава - терапия, аутизм, что это значит для меня?
  • Арт-терапия, как способ работы с фрустрацией женщин, выходящих из декретного отпуска
  • Процесс психотерапии, или что и как происходит на встречах с психологом.
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Терапия для тебя - что это?
  • Что такое песочная терапия и как она применяется в работе с детьми.
  • Я есть то, что отражает моя жизнь... Гармонизирующая арт-терапия
  • Арт-терапия. Как я открыла для себя матрешку.
  • Четыре хороших новости на тот случай, когда выяснилось, что все пропало



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь