Механизмы возникновения психосоматических расстройств.


Психосоматика - это направление в психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. 
 
1. Психосоматические расстройства являются адаптационным феноменом.
     По сути, психологическая адаптированность является синонимом душевного (и в значительной мере телесного) здоровья.      В этом плане показательным является определение Х.Хартманна: «Мы называем человека хорошо адаптированным, если продуктивность его деятельности, его способность наслаждаться жизнью и его психическое равновесие остаются ненарушенными». 
     Внешним пусковым фактором (толчком) возникновения психосоматических проблем часто являются: стресс, жизненная неудача, конфликт, потеря близких, резкое изменение жизненных обстоятельств, неопределенность. 

     Ответными реакциями со стороны организма 
· на физиологическом уровне являются соответствующие вегетативные сдвиги, 
· на психоэмоциональном – аффективные и когнитивные сдвиги, связанные с субъективным переживанием стресса (фрустрацией), 
· на уровне поведения – приспособительное поведение и поисковая активность. 

     В целом, психосоматические нарушения изначально обладают для организма определенной целесообразностью: они по сути играют роль психологической защиты, так как уменьшают психическую напряженность, но в то же время на более высоких уровнях снижают психическую адаптированность. 
Так как происходит подавление отрицательных эмоций в сочетании с избеганием поиска внешней поддержки, то подобное посттравматическое подавление и отрицание эмоций оказывается адаптивным лишь в течение короткого времени. 

2. В основе формирования психосоматических нарушений лежат физиологические механизмы стресса. Реакция напряжения-стресса (Г.Селье). 
Психосоматические расстройства представляют собой сочетание трех факторов: 
1.Вызванное эмоциями нарушение деятельности внутренних органов (физиологическая реакция напряжения); 
2. «застойное», тоническое мышечное напряжение, также представляющее собой остаточные явления неотреагированных эмоций; 
3. негативное рефлекторное влияние. 

Таким образом, «застойное» мышечное напряжение, вызванное стрессами, не только является причиной эмоционального дискомфорта, постоянной усталости, снижения жизненного тонуса и работоспособности (астенических состояний). Оно также лежит в основе многочисленных психогенных болевых синдромов, и важным механизмом формирования психосоматических заболеваний. 

3. Тело – это экран, на котором, в символической форме, находят отражение психологические проблемы человека, его внутренние конфликты. Психосоматические расстройства являются ответами на неприемлемую жизненную ситуацию в символической форме.
Психосоматические нарушения формируются вследствие сочетанного действия двух механизмов: 
со стороны сознания – механизм вытеснения (как преграда, которая не допускает в сознание неприемлемые мысли и желания), со стороны подсознания – механизм конверсии, благодаря которому «подсознательный материал» прорывается на поверхность в трансформированной форме, в виде символов. Этот символизм отражает «правополушарную», детско-символическую логику. 

Так, например, с этой точки зрения приступ бронхиальной астмы - не что иное, как заторможенный «приступ плача» или призыв материнской помощи. Распространенным заболеванием с отчетливым психосоматическим компонентом и сходным внутренним психологическим конфликтом является вазомоторный ринит - своего рода невыплаканные, «невидимые миру слезы». 

Психоаналитическая интерпретация расстройств пищеварения - это неспособность «переварить жизненные обстоятельства». Символическая трактовка язвенной болезни желудка (а отчасти и панкреатита) - соматизированные самообвинения, следствие испытываемого человеком чувства вины и самонаказания, как бы «переваривание» им самого себя (в русском языке к этой ситуации хорошо подходит образное выражение «самоедство»). В основе болезней кишечного тракта, по мнению А. Лоуэна, также лежит «задержанный» плач (фрейдовская психоаналитическая трактовка колитов - ригидность, мелочность, скупость и стремление контролировать окружающих, так называемый «анальный характер»). 

Заболевания опорно-двигательного аппарата (позвоночник, суставы) - отражение «пассивной раздраженности» жизненной ситуацией, которую человек, с одной стороны, не приемлет (что и служит причиной его раздражения), а с другой - не считает для себя возможным разрешить с помощью активных собственных действий. К этому обычно добавляется переживание отсутствия внешней поддержки и опоры либо ощущение буквально физического «давления» жизненных обстоятельств. 

Еще одна давно попавшая в поле зрения психоанализа телесно-психологическая проблема - разнообразные боли (головные боли, боли в области сердца и др.). Здесь можно напрямую наблюдать, как телесные боли являются отражением боли душевной. 

По механизму вытеснения или самонаказания развиваются нарушения движений, чувствительности, зрения и речи. Нередко подобные расстройства возникают у истероидных натур, у которых незрелая детская часть Я стремится выйти из под контроля более зрелой – Супер – Эго. Здесь причина – чувство вины, внедренное жестким родительским воспитанием в раннем детстве. 

Невроз всегда проистекает из двух источников и представляет собой результат сочетания стрессового воздействия и индивидуальной предрасположенности. 

4.Возникновение психосоматических расстройств (по Александеру), объясняется взаимодействием трех факторов – психологических, физиологических и социальных. 
В качестве психологических факторов выступают специфические личностные особенности, неразрешенные внутренние конфликты, определяющие тот набор привычных негативных эмоций, которые человек испытывает в эмоциогенных ситуациях. 
Физиологический фактор, определяющий то слабое звено в организме, на которое приходится основной удар негативных эмоций, - это конституциональная неполноценность (повышенная уязвимость) тех или иных органов. 
И социальный фактор, играющий роль пускового момента – неблагоприятные воздействия жизненной среды. «Специфичность следует искать в конфликтной ситуации» (совпадение конфликта внешнего и внутреннего, подходящих друг другу как ключ к замку). 

5.Соматизация или «отелеснивание» неотреагированных негативных эмоций (А.Б.Холмогорова, Н.Г.Гаранян). 
Психосоматические расстройства - это «плата современного цивилизованного человека за умение властвовать собой». 
- соматизация – как слом механизмов психологической защиты- «прорыв психологической обороны»; 
- соматизация – это не «ошибка» психологической защиты, а ее собственный продукт. Это результат действия механизмов защиты, но защиты несовершенной (т.е. вытеснения, а не сублимации). Соматизация – аналог вытеснения, его проявление на телесном уровне. 
Соматизация – склонность к переживанию психологического стресса на физиологическом уровне, вследствие которой развиваются реальные соматические (психосоматические) нарушения. 
Происходит это в определенной последовательности: 
вначале человек не допускает естественного отреагирования своих эмоций, их внешнего выражения, стремится сохранять невозмутимость в глазах окружающих; 
В результате «задержанные эмоции» проявляются в виде телесных ощущений, на фоне ипохондрической настроенности воспринимаются как проявления возможной болезни. 
Социальные стереотипы игнорирования эмоциональной стороны жизни, сдерживания чувств, (ценность рационального мышления, которая приводит к недооценке роли эмоций в жизни и здоровье человека и даже к рассмотрению ее как негативной и деструктивной) приводят к соматизации. 
Предрасполагают к развитию соматизации также инфантильные особенности личности: 
Пассивность, сдерживаемая агрессивность, завышенный уровень притязаний в сочетании с зависимостью. 

6. Нарушение развития у ребенка способности выражать свои эмоции словами. «Алекситимия», как модель развития психосоматических заболеваний (П.Сифнеос). 
     Алекситимия (П.Сифнеос) - это недостаточно сформированная в детстве способность к осознаванию эмоций и выражению своих чувств, нарушение развития у ребенка способности выражать свои эмоции словами. 
Человек, который имеет подобную особенность личности, плохо ориентируется в собственных эмоциях и не способен словесно описать свое эмоциональное состояние – своего рода «эмоциональная глухонемота». Более того, ему трудно охарактеризовать свои переживания и так же трудно, а порой просто невозможно связать их с телесными ощущениями. Еще одна характеристика алекситимика – скудость воображения, стереотипность мышления с дефицитом мышления образного, с недостаточной способностью к символизации. 
     Алекситимию можно рассматривать как своеобразную форму парциальной задержки психического развития, а именно, выражать свои эмоции словами. 
     Алекситимия возникает в том случае, если эта способность в достаточной мере не сформировалась. Кроме того, недостаточное воображение при алекситимии приводит и к нарушению процесса идентификации с окружающими, а соответственно, к неумению вообразить себя на месте собеседника и представить его чувства. Это приводит к неспособности чувствовать симпатию к другим людям и отсюда – к нарушению эмоционального контакта с людьми.. Отношения их к людям формальны, бездушны, гипернормативны. Они не способны поддерживать устойчивые, действитьельно близкие и открытые отношения. 
     Отчасти проявления алекситимии, эмоциональной «зажатости», склонности скрывать свои чувства или по крайней мере не демонстрировать их открыто являются приобретенной реакцией, так как служат моделью для подражания. Подобное поведение поощряется обществом (мужчины не плачут, женщинам – не выносить сор из избы). 

7.Теория контроля У.Глассера, акцентирует внимание на вторичной выгоде психосоматических нарушений как инфантильном способе контроля поведения окружающих. 
     Человек – как система контроля, цель которой – подчинить своему влиянию окружающих. Психосоматические расстройства – активный процесс, результат собственного выбора страдающих ими людей. Болезнь – это неадаптивное поведение, которое человек предпочитает для управления окружающей действительностью. 

     В раннем детском возрастеребенок обучается контролировать окружающих с помощью определенных паттернов своего поведения (плач, улыбка, гнев). В младенческом возрасте определенные типы дисфункционального поведения ребенка, в основе которых лежит дискомфорт, болезненное состояние, различные негативные эмоции, могут быть действенными способами контроля поведения окружающих, вызывая у них жалость, сочувствие, тревоги и пр. Эти типы поведения выбираются ребенком, дополняя «репертуар» его предпочитаемых способов контроля. Аналогичным образом «болезненное» поведение, т.е. активное создание болезненных расстройств («самоунижение», тревожение, депрессирование, головоболение) во взрослом возрасте является ничем иным, как проявлением инфантильного способа контроля поведения значимых фигур из своего окружения, получения от них помощи или оправдания своей бездеятельности. 
     Будучи изначально адаптивными в раннем детстве, по мере взросления подобные способы теряют свою приспособительную значимость, начинают играть разрушительную роль. Осознавание произвольности подобного самостоятельного выбора страдания блокируется, чтобы уберечь сознание от болезненных переживаний: для человека крайне мучительно понимание того, что он сам выбрал собственное страдание.





 

Использованная  литература:

 М.Сандомирский Психосоматика и телесная психотерапия, М., Независимая фирма «Класс», 2005





Просмотров: 441
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психосоматические заболевания как следствие неотреагированных эмоций
  • Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 3 - оправдывать свои эмоции при отсутствии контроля
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Внутриличностный конфликт как фактор возникновения психосоматических расстройств
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Расстройства пищевого поведения: часть 3 локус контроля и анорексия.
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Психическое здоровье (Часть 2) или как понимать и выражать свои эмоции
  • Психосоматические расстройства или защитные рефлексы организма
  • Эмоциональная гигиена 5: Дыхательные упражнения для контроля эмоций
  • Психосоматические расстройства. Часть первая: Анатомия стресса
  • Осознание и переживание эмоций. Как это делается?
  • Тренинг «снижение стресса на основе осознанности»: что это такое и как помогает
  • Эмоции – как письма… или как избавиться от «бумеранговых» эмоций?
  • Как формируется болезнь: роль эмоций для здоровья
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • Выражать свои эмоции – это не то, что нам нужно
  • Расстройства личности. Как это выглядит и какими они бывают.
  • Сочувствие окружающих - это так удобно!
  • Причины возникновения психосоматических заболеваний (психофизиологическое влияние стресса)
  • Эмоции – как регулятор понимания себя и своего поведения
  • Человек, это та информация, которая его окружает
  • «Сила позитивного мышления или как не лишить себя эмоций»
  • 5 способ защиты себя от негативных эмоций
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Проблемы как источник формирования негативных эмоций
  • Самоотчужденность человека как источник его психологических и соматических проблем
  • Психосоматические стороны простудных заболеваний.
  • Психосоматические расстройства. Часть 1. Природа возникновения.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь