|
Куда смотрят психологи?Автор статьи: Имтосими Наталья Анатольевна
Чтобы разобраться с этими нерадивыми психологами, давайте посмотрим, куда же они смотрят. Но прежде, обратимся к законодательным актам, относительно норм для работы психолога в образовательных учреждениях. Они содержат в себе весьма любопытные факты, о которых не догадываются даже самые ревностные гонители психологического труда. Знакомиться с ними представителям руководящих должностей не очень интересно и выгодно. Например, когда я работала в частном колледже, где вместо положенных трех психологов на объем работы свыше 900 человек работала я одна, руководители не очень охотно выслушивали мои пожелания относительно закона (за исключением директора, которая понимала, но ничего сделать не могла, т.к. колледж частный и формирование штата исходило из позиции выгоды для хозяина, который не склонен был принимать такие расточительные решения в кризис). Причем, возраст обучаемых в колледже - критический для всякого рода происшествий, о которых любит посудачить непросвещенная публика, включая "экономных" руководителей. Легче все списать на "куда смотрят эти психологи", а тем временем, возмущающиеся даже не догадываются о том, что работа психолога в образовательном учреждении зачастую зашкаливает все мыслимые нормы. Итак, обратимся к закону Республики Казахстан (я не думаю, что в соседних странах СНГ разница будет существенной). Один психолог, согласно норм нагрузки и рабочего времени психолога-педагога, установленной подпунктом 1 ст. 4 закона РК от 27 июля 2007 г. «Об образовании», Постановлением Правительства РК от 30 января 2008 г. №77 «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц», может обслужить 250-300 человек. От 650 – уже должно быть два психолога, а в колледже (наиболее рисковый возраст) – три! Много ли образовательных учреждений придерживаются данных нормативов, а особенно частных, где отдельные работодатели экономят на всем? Общее количество рабочего времени психолога должно составлять 36 часов в неделю, а не 40. Из них 18 часов предусмотрено для использования на непосредственную индивидуальную, групповую, профилактическую, диагностическую, коррекционную, развивающую, учебно-воспитательную и культурно-просветительскую работу с обучающимися, экспертно-консультационную и профилактическую работу с родителями и педагогами; 18 часов – на подготовку к инд.работе с учащимися, обработку, анализ, обобщение полученных результатов, подготовку к экспертно-консультационной и профилактической работе с педагогами, родителями, заполнение аналитической и отчетной документации, на организационно-методическую работу, повышение квалификации, самообразование. Много ли работодателей, директоров школ позволят своему психологу взять ПОЛОЖЕННЫЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ методический день для того, чтобы он мог посетить полезные семинары, почитать нужную литературу, выйти за пределы стрессовой ситуации, которая истощает и притупляет его бдительность? Да и много ли толковых, действительно нужных семинаров он может посетить бесплатно? Для эффективной работы психологу важно постоянно заниматься своим профессиональным развитием (заметьте, не истощением!). Знаете, сколько стоит тренинг, который действительно поможет усовершенствовать свою работу? Минимум 30000 тенге (около 6000 рублей). Сколько стоит стимульный материал для работы? Очень дорого (можете ради интереса посмотреть здесь http://www.imaton.com/metodiki/catalog/) . Может ли себе это позволить психолог за свой счет? Далеко не каждый. Многие ли родители позволяют проводить с ребенком психологическую работу? Сама лично видела, как мама недрогнувшей рукой подписывала отказ от психологических услуг, будучи предупреждена о том, что дочь по всем параметрам в зоне риска (внешний вид, пропуски, курение, показатели тестов зашкаливают, неоднократно озвучивала суицидальные мысли). А теперь давайте посмотрим в нормативы времени педагога-психолога, чтобы лучше понять «куда смотрит психолог». Индивидуальная психодиагностика, обработка результатов, оформление заключений и рекомендаций – 3, 5-6 часов на одного учащегося. Групповая психодиагностика, обработка результатов, оформление заключений и рекомендаций – 16,5 – 20 часов (на один класс не менее 15 человек). Профконсультация на одного учащегося (включая беседы с родителями и педагогами, без психодиагностической работы) – 3-5 часов. Индивидуальная коррекционная работа с учащимися (цикл занятий на одного учащегося) – 30-40 часов. Групповая коррекционная работа с учащимися – 40 из расчета на группу. Деловые игры, тренинг с педагогами (из расчета на цикл занятий) – 30-40 часов. Подготовка к педагогическому консилиуму (без психодиагностической работы) – 5-7 часов. Подготовка к родительскому собранию, педсовету, семинару – 1-4 часа на одно мероприятие. Подготовка к проведению тематических воспитательных часов для учащихся – 1,5- 5 часов (на одно мероприятие). Индивидуальное консультирование одного педагога – 0,5-1 час (первичный, вторичный, последующие приемы, подготовка к каждому приему). Существенной помощью психологам было бы оснащение кабинета качественным программным продуктом, который позволил бы более точно и в значительно краткие сроки провести больший объем психодиагностической работы для того чтобы вовремя выявить факты неблагополучия у детей. Такой продукт есть, но стоит он порядка 100000 тенге (около 20000 рублей) и не каждое образовательное учреждение его купит (например «1С:Психодиагностика образовательного учреждения»). Вот такие вот дела, господа обвинители. Коллеги, приглашаю к обсуждению данной темы, т.к. на супервизионных встречах часто сталкиваюсь с запросом молодых специалистов на помощь, чтобы разобраться "что мое, а что требуется сверх всяких сил и возможностей".
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|