|
Несколько слов в пользу позитивной психотерапииАвтор статьи: Бабиянц Каринэ Артемовна
На сегодняшний день в психотерапевтической практике известно множество направлений, так или иначе связанных с психоанализом и теми модификациями, которые обращаются к глубинному содержанию человеческого опыта. Начиная заниматься позитивной психотерапией, я имела теоретические знания и практические навыки, владела техниками различных направлений. Но хотелось- бы сказать несколько хороших слов в пользу позитивной психотерапии, которая, на мой взгляд, является интегративным подходом и включает в себя многие элементы практик, оставаясь четко структурированным подходом и благодаря этому дает алгоритм действий, последовательность работы с клиентом и понимание тех внутренних изменений, которые происходят с ним в процессе психотерапевтической проработки [1]. Метод позитивной психотерапии был создан Носсратом Пезешкианом в 1968 году на психодинамической основе при кросскультурном подходе. Основными составляющими метода являются: позитум-подход, содержательный анализ конфликта и пятиступенчатая модель самопомощи [2;3]. Позитум – подход заключается в позитивном видении человека («Человек – это высший талисман, рудник с драгоценностями….» [2, C.5]. Основой позитивного видения человека являются его способности к познанию и способности к любви. На эти способности воздействуют телесные ощущения, социальная и естественная среда обитания человека, эпоха и культурное, социальное устройство того общества, в котором он проживает и усваивает традиционные установки. В свою очередь, уровень развития способностей к познанию и любви влияет на первичные и актуальные способности человека, которые являются базовыми ресурсами в позитум-подходе. Позитум – подходу свойственен некоторый «рефреминг», то есть смена рамки, подбор альтернативных вариантов и интерпретаций, например, не трусость, а осторожность, не неспособность подчиняться, а умение отстоять свое мнение, не недостаток трудолюбия, а способность отдыхать и т.д. Такой метод позволяет не противопоставлять актуальные способности клиента, а искать альтернативные возможности позитивного характера и на их основе строить дальнейшее взаимодействие с клиентом, повышая тем самым его мотивацию к психотерапии. Содержательный анализ конфликта. Карта конфликта. Этот метод позитивной психотерапии дает возможность увидеть наличие внутреннего конфликта клиента. Основная формула выглядит следующим образом: ВК = ОК+АК(ВК) Внутренний конфликт – это неосознаваемая, невыносимая, кажущаяся не решаемой ситуация, которая уходит корнями в детство клиента. На уровне психологических проявлений внутренний конфликт ощущается как безысходность и безнадежность. И эта позиция может проявляться по-разному во внешнем поведении клиента (от физической или психической манифестации, до пассивности и попыток суицида) – в зависимости от типологии личности (темперамента, характера, морально-нравственных и когнитивных установок). Для того, чтобы внутренний конфликт проявился, необходима база – основной конфликт – это та обстановка в раннем детстве, те защитные или компенсаторные механизмы, которые сложились бессознательно у клиента, чтобы он мог как-то совладать со своей ситуацией. Но основной конфликт может «долго спать» если он не будет актуализирован [3]. Актуальный конфликт – это те обстоятельства, которые на уровне микро- и макро - травм усугубляют воздействие основного конфликта. Содержательный анализ конфликта как метод имеет в своем арсенале интересный и действенный инструментарий: А) Дифференциально-аналитический опросник «ДАО» Б) Диагностика «по ромбу» баланса способностей к познанию (тело, ощущение, достижения/деятельность, традиции/контакты, интуиция/фантазии/будущее), способности к любви (Я/родители и сиблинги, Ты – родители между собой, Мы – родители и общество, Пра-мы – родители и религия) В) первичные способности, вторичные способности, каждые из которых базируются на особенностях типологии высшей нервной деятельности. Например, такая первичная способность как прямота, связана с агрессивностью, а учтивость – со страхом. Если базовым конфликтом в детстве был страх (например, быть побитым сверстниками), то в актуальном конфликте это может быть прямота, замешанная на агрессивном поведении [2;3]. В.И. Карикаш модифицировал модель конфликта в позитивной психотерапии. Он предложил на уровне базового конфликта рассматривать базовые установки, убеждения, девизы и пословицы личности по 4 базовым сферам активности (тело, дело, коммуникации, фантазии) и по 4 базовым эмоциональным установкам (я, ты, мы, пра-мы) [2]. Также эта модель подразумевает наличие и проработку клиентом трех стадий межличностного взаимодействия: привязанность, дифференциация, отделение. Привязанность – основана на биологической зависимости от матери. Потребность в привязанности сопровождает человека всю жизнь. Она объясняет желание близости с другими и стремление к сплоченности, к группе. При сверхопекающем воспитании потребность в привязанности становится у человека доминирующей линией в поведении. Такие люди в своей жизни стремятся опираться на помощь других, проявляется наивно – первичное поведение. Дифференциация – это основной принцип физического и психического развития. С 2-х лет ребенок начинает познавать окружающий мир, развиваются познавательные способности. Потребность в любви также дифференцируется. На этой стадии развиваются специализированные концепции и поведенческие нормы. Это происходит путем научения, на основе примера значимых лиц, путем поощрения значимого поведения и игнорирования или наказания нежелательного. Сильно дифференцированный человек ориентирован на вторичные способности. В крайних формах развивается невроз навязчивых состояний, педантичный жизненный стиль. Для таких людей характерно бегство в деятельность. Отделение – говорит о возможности личности быть самостоятельной и зрелой. На этой стадии личность может усвоить новые ценности и отказаться от старых. Стадия отделения необходима для установления новых контактов [1;2;3]. Пяти-ступенчатая модель самопомощи содержит, соответственно, 5 шагов, каждый из которых четко структурирован и оснащен конкретными технологиями проведения. Первый шаг – «Наблюдение/дистанцирование». Помогает клиенту дистанцироваться, посмотреть на ситуацию и на себя со стороны, снизить актуальность переживаний, расширить кругозор и возможности для реализации конфликта. На этой стадии клиент наблюдает свои проблемы, и старается толковать их позитивно, чтобы увидеть скрытые ресурсы, увидеть другие модели восприятия и мышления. Альтернативные концепции являются эффективным средством изменения точки зрения. Здесь также используются транскультуральные, языковые позитивные аспекты. Второй шаг - «Инвентаризация». Помочь клиенту увидеть свои жизненные установки, изучить свой собственный опыт в четырех сферах переработки конфликтов, изучить свои диагностические особенности. Благодаря работе с различными способностями клиента, он раскрывает для себя новые критерии для самооценки, пересмотра ресурсов и жизненных установок своего партнера, своих детей, значимого окружения. Третий шаг – «Ситуативное ободрение». Цель этой ступени – актуализировать конструктивные взаимоотношения и положительные качества клиента, которые ушли в прошлое, забыты, дать искреннее поощрение способностям клиента, реанимировать его способности и веру в себя, реанимировать добрые отношения партнеров. Четвертый шаг – «Вербализация». Цель – найти «живые точки» взаимоотношений, конструктивно обсудить возникшие проблемы, проработать связку учтивость-прямота, помочь увидеть ответственность Пятый шаг «Расширение целей». На этом шаге клиент должен увидеть, что произойдет, когда высвободится энергия, ранее уходившая на конфликт, что он будет делать, как ее реализовать, осуществляется экологическая проверка результатов изменения, предписание перемен, связанных с новым типом поведения [2]. Итак, говоря в пользу позитивной психотерапии, можно отметить, что метод работает с различными проблемами – межличностными и внутриличностными, с состояниями личности (страхи, агрессии), с психосоматическими проявлениями и другими, не касающимися психиатрической патологии проблемами. Позитивная психотерапия успешно встраивает в себя другие методы – арт-терапию, аутотренинг, элементы когнитивной, поведенческой терапии, техники НЛП и психодрамы, очень хорошо вписываются в позитивную психотерапию метафорические техники (от работы с рисунком, до метафорических карт). Поэтому можно было бы сказать о том, что, во-первых, занимаясь позитивной психотерапией, можно проработать многие свои проблемы, вот некоторые из них: проблемы границ – «Я» и группа, «Я» и ругой значимый человек. Это «базовый конфликт» и те актуальные процессы, которые срабатывают как автоматизмы. Это осознание «застревания» на стадии дифференциации и дисбаланса в сторону деятельности. Во-вторых, занимаясь позитивной психотерапией, можно структурировать свои знания в области психотерапии вообще и в клиентской практике в частности. В-третьих, можно получить навыки работы в группе в качестве психотерапевта и в качестве клиента, что особенно актуально для студентов-психологов.
Литература:
1. Гингер С., Гингер А. Практическое пособие для психотерапевтов/ Пер. с фр. Л. Гинар. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2010. – 217 с. – (Психотерапевтические технологии). 2.Карикаш В.И., Босовская Н.А., Кравченко Ю.Е., Кириченко С.А. Основы позитивной психотерапии. Первичное интервью. Методическое пособие. Модуль 2. Черкассы, Украинский Институт позитивной кросс-культурной психотерапии и менеджмента. 2011, с. – 60. 3.Пезешкиан Х. Основы позитивной психотерапии / Под ред. П.И.Сидорова. Висбаден-Архангельск. Изд-во Архангельского медицинского института, 1993, с. 105.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|