|
Критерии позитивной Я- концепции.Автор статьи: Надежда Александровна Брусочкина
Традиционно «Я-концепция» (self-concept) определяется как динамическая система представлений человека о самом себе, что включает в себя: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияния на собственную личность внешних факторов. В современной психологии, не взирая на широкий интерес к проблеме Я-концепции, все еще недостаточно исследований, направленных на изучение условий формирования и интеграции особенностей становления и характеристик компонентов позитивной Я-концепции. В большинстве случаев ученые описывают отдельные критерии Я-концепции вообще и положительной частности. Недостаточно изучены особенности развития позитивной Я-концепция у детей и подростков, а также ее динамика в ходе профессионализации. Глобализация исследований формирования позитивной Я-концепции и ее особенностей ставит перед исследователями ряд вопросов: в какие возрастные периоды активно происходит процесс развития позитивной Я-концепции; какие факторы становятся определяющими для формирования положительной Я-концепции в разные возрастные периоды; какова роль референтной группы в становлении позитивной Я-концепции личности; каковы критерии положительной Я-концепции. Не раскрыты в научной литературе в достаточной степени также условия формирования позитивной Я-концепции и закономерности развития этого сложного динамического личностного психологического образования. Каждый человек имеет относительно устойчивую Я - концепцию. Он знает, что существуют другие люди, чем-то похожи на него, особенно если он видит себя созданием «средним», но никогда не существовало никого такого, как он, в прошлом и никогда не появится в будущем. Понятие «Я-образа» и «Я-концепции» относятся к некоторым закономерностям в человеческом поведении. Когда формируется Я-концепция, люди определяют себя с помощью таких категорий, как возрастная группа, пол, род занятий, этническая группа и социальный класс. Я-концепция имеет также временные характеристики. А.А. Налчаджян различные аспекты проблемы самосознания свел к следующим утверждениям: 1) Я-концепция - это результат социализации и социально-психической адаптации личности к типичным ситуациям ее жизнедеятельности; 2) особенности Я-концепции и ее отдельных подструктур являются показателями того, как адаптируется личность к социальным условиям своего существования; 3) в структуре различных личностей могут существовать как адаптированные, так и дезадаптированные и патологически адаптирующиеся Я-концепции и их подструктуры. Р. Бернс рассматривал Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе с их оценкой. О формировании положительной Я-концепции можно говорить в том случае, если у личности проявляется и закрепляется желание и стремление к самопознанию и саморегуляции собственного поведения. Позитивность Я-концепции проявляется в ее роли как внутреннего субъективного фактора, побуждающего и направляющего развитие личности в направлении творческого саморазвития и творческой самореализации своих возможностей. В психологической науке до сегодняшнего дня не существует единого похода к определению Я-концепции и выделению ее сущностных характеристик, тем не менее они сходятся в том, что одной из важнейших функций Я-концепции является обеспечение внутренней целостности и гармоничности личности. Я-концепция формируется под влиянием жизненного опыта человека, прежде всего, отношений в семье, однако, довольно рано она сама приобретает активность и начинает влиять на интерпретацию этого опыта, на цели личности, на систему его ожиданий и прогнозов относительно своего будущего, на оценку своих личных достижений и, тем самым, на отношение к самому себе. Исследователи по сущностным свойствами поделили Я-концепцию на положительную и отрицательную. В частности, Р. Бернс указывает, что положительная Я-концепция характеризуется «твердой убежденностью в импонирование другим людям, уверенностью в способности осуществлять определенный вид деятельности и чувством собственной значимости». В общем ее эмпирически можно приравнять к позитивному отношению личности к самой себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности и незаурядности, вере в успех, оптимизме. Отрицательная Я-концепция - негативное отношение к себе, внутреннее неприятие себя, ощущение собственной неполноценности, пессимизм. Я-концепция формируется под влиянием прошлого опыта, успехов и неудач, отношения к нам людей, особенно в детские годы, собственной внешности. Образ собственного Я определяет диапазон возможностей человека - то, что он в состоянии или не в состоянии осуществить. Многочисленные эксперименты абсолютно четко продемонстрировали, что как только менялась Я-концепция, проблемы и задачи, связанные с ней, решались быстро и без чрезмерных усилий. Ф.В. Калошин делает вывод, что постижение и использования Я-концепции открывает простор для существенных изменений качеств человека благодаря следующим важным условиям: 1) все наши действия, чувства, поступки всегда согласуются с Я-концепцией. Изменяя Я-концепцию, мы меняем себя, свою жизнь; 2) представление о себе действительно можно изменить. Память о прошлых удачах играет роль «банка информации», который дает нам уверенность в собственных силах и способствует при решении очередной задачи или проблемы. При их отсутствии необходимо «синтезировать или искусственно воспроизвести и контролировать практический опыт в лаборатории нашего сознания». Положительная Я-концепция обозначается тремя факторами: прочной уверенностью в импонировании другим людям, уверенностью в наличии способности к определенному виду деятельности и чувством собственной значимости. Все указанные характеристики довольно неоднозначны, поэтому и выделение точных критериев положительной Я-концепции осуществляется с разных научных позиций. Э. Эриксон в качестве критерия позитивности Я-концепции предлагает рассматривать стремление человека к преобразованию самого себя. В.Г. Маралов полагает, что позитивный полюс Я-концепции проявляется в действиях человека, направленных на самоутверждение, саморазвитие и самореализацию. Подводя итог, можно сказать, что большинство авторов, изучающих феномен Я-концепции, связывают выделяемые ими критерии развития позитивной Я-концепции со структурными компонентами ее психологического содержания: когнитивным, эмоциональным и поведенческим. На мой взгляд, важным критерием позитивной Я-концепции являются смысложизненные ориентации личности. Наличие целей в жизни, которые придают жизни осмысленность, перспективу и направленность действий, наличие «вкуса» к жизни, удовлетворенности собственным опытом, ощущения свободы выбора - всё это, я думаю, является критерием для позитивной самоидентификации. Всем спасибо за внимание! Всем добра!
Список литературы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|