Критерии позитивной Я- концепции.

 

Традиционно «Я-концепция» (self-concept) определяется как динамическая система представлений человека о самом себе, что включает в себя: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияния на собственную личность внешних факторов.

В современной психологии, не взирая на широкий интерес к проблеме Я-концепции, все еще недостаточно исследований, направленных на изучение условий формирования и интеграции особенностей становления и характеристик компонентов позитивной Я-концепции. В большинстве случаев ученые описывают отдельные критерии Я-концепции вообще и положительной частности. Недостаточно изучены особенности развития позитивной Я-концепция у детей и подростков, а также ее динамика в ходе профессионализации.

Глобализация исследований формирования позитивной Я-концепции и ее особенностей ставит перед исследователями ряд вопросов: в какие возрастные периоды активно происходит процесс развития позитивной Я-концепции; какие факторы становятся определяющими для формирования положительной Я-концепции в разные возрастные периоды; какова роль референтной группы в становлении позитивной Я-концепции личности; каковы критерии положительной Я-концепции. Не раскрыты в научной литературе в достаточной степени также условия формирования позитивной Я-концепции и закономерности развития этого сложного динамического личностного психологического образования.

Каждый человек имеет относительно устойчивую Я - концепцию. Он знает, что существуют другие люди, чем-то похожи на него, особенно если он видит себя созданием «средним», но никогда не существовало никого такого, как он, в прошлом и никогда не появится в будущем. Понятие «Я-образа» и «Я-концепции» относятся к некоторым закономерностям в человеческом поведении.

Когда формируется Я-концепция, люди определяют себя с помощью таких категорий, как возрастная группа, пол, род занятий, этническая группа и социальный класс. Я-концепция имеет также временные характеристики.

А.А. Налчаджян различные аспекты проблемы самосознания свел к следующим утверждениям:

1) Я-концепция - это результат социализации и социально-психической адаптации личности к типичным ситуациям ее жизнедеятельности;

2) особенности Я-концепции и ее отдельных подструктур являются показателями того, как адаптируется личность к социальным условиям своего существования;

3) в структуре различных личностей могут существовать как адаптированные, так и дезадаптированные и патологически адаптирующиеся Я-концепции и их подструктуры.

Р. Бернс рассматривал Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе с их оценкой.

О формировании положительной Я-концепции можно говорить в том случае, если у личности проявляется и закрепляется желание и стремление к самопознанию и саморегуляции собственного поведения.     Позитивность Я-концепции проявляется в ее роли как внутреннего субъективного фактора, побуждающего и направляющего развитие личности в направлении творческого саморазвития и творческой самореализации своих возможностей.

В психологической науке до сегодняшнего дня не существует единого похода к определению Я-концепции и выделению ее сущностных характеристик, тем не менее они сходятся в том, что одной из важнейших функций Я-концепции является обеспечение внутренней целостности и гармоничности личности. Я-концепция формируется под влиянием жизненного опыта человека, прежде всего, отношений в семье, однако, довольно рано она сама приобретает активность и начинает влиять на интерпретацию этого опыта, на цели личности, на систему его ожиданий и прогнозов относительно своего будущего, на оценку своих личных достижений и, тем самым, на отношение к самому себе.

Исследователи по сущностным свойствами поделили Я-концепцию на положительную и отрицательную. В частности, Р. Бернс указывает, что положительная Я-концепция характеризуется «твердой убежденностью в импонирование другим людям, уверенностью в способности осуществлять определенный вид деятельности и чувством собственной значимости». В общем ее эмпирически можно приравнять к позитивному отношению личности к самой себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности и незаурядности, вере в успех, оптимизме. Отрицательная Я-концепция - негативное отношение к себе, внутреннее неприятие себя, ощущение собственной неполноценности, пессимизм.

Я-концепция формируется под влиянием прошлого опыта, успехов и неудач, отношения к нам людей, особенно в детские годы, собственной внешности. Образ собственного Я определяет диапазон возможностей человека - то, что он в состоянии или не в состоянии осуществить. Многочисленные эксперименты абсолютно четко продемонстрировали, что как только менялась Я-концепция, проблемы и задачи, связанные с ней, решались быстро и без чрезмерных усилий.

Ф.В. Калошин делает вывод, что постижение и использования Я-концепции открывает простор для существенных изменений качеств человека благодаря следующим важным условиям:

1) все наши действия, чувства, поступки всегда согласуются с Я-концепцией. Изменяя Я-концепцию, мы меняем себя, свою жизнь;

 2) представление о себе действительно можно изменить.

Память о прошлых удачах играет роль «банка информации», который дает нам уверенность в собственных силах и способствует при решении очередной задачи или проблемы. При их отсутствии необходимо «синтезировать или искусственно воспроизвести и контролировать практический опыт в лаборатории нашего сознания».

Положительная Я-концепция обозначается тремя факторами: прочной уверенностью в импонировании другим людям, уверенностью в наличии способности к определенному виду деятельности и чувством собственной значимости. Все указанные характеристики довольно неоднозначны, поэтому и выделение точных критериев положительной Я-концепции осуществляется с разных научных позиций.

Э. Эриксон в качестве критерия позитивности Я-концепции предлагает рассматривать стремление человека к преобразованию самого себя.

В.Г. Маралов полагает, что позитивный полюс Я-концепции проявляется в действиях человека, направленных на самоутверждение, саморазвитие и самореализацию.

Подводя итог, можно сказать, что большинство авторов, изучающих феномен Я-концепции, связывают выделяемые ими критерии развития позитивной Я-концепции со структурными компонентами ее психологического содержания: когнитивным, эмоциональным и поведенческим.

На мой взгляд, важным критерием позитивной Я-концепции являются смысложизненные ориентации личности. Наличие целей в жизни, которые придают жизни осмысленность, перспективу и направленность действий, наличие «вкуса» к жизни, удовлетворенности собственным опытом, ощущения свободы выбора - всё это, я думаю, является критерием для позитивной самоидентификации.

Всем спасибо за внимание!

Всем добра!

 

Список литературы:

  1. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003.
  2. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. М. : Изд- во Смысл; Изд-во Эксмо, 2006.
  3. Джеймс У.Личность // Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара, 2000. – с. 7.
  4. Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л.Я.Дорфмана. – М.: Смысл, 2004
  5. Кон, И. С. Открытие Я.- М.: Политиздат, 2002.
  6. Кубашичева Л.Н. Теоретические и практические основы развития профессиональной Я-концепции студентов – будущих педагогов. – Майкоп, Типография АГУ, 2000.
  7. Наприев И.Л. Эмпирическое исследование характера изменений аффективного компонента "образа-Я" сотрудников органов внутренних дел под воздействием экстремальных условий // сборник по материалам всероссийской научно-практической конференции "Проблемы развития личности курсанта. Поддержка и факторы развития" / отв. ред. С.Д. Некрасов г. Краснодар: КВВАУЛ, 2007


Просмотров: 377
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как концепции ограничивают изменения нашей Жизни? И что такое КОНЦЕПЦИЯ?
  • Краткие зарисовки из Бодинамической концепции развития личности.
  • Особенности развития Я-концепции и гендерной идентичности.
  • Значение концепции человека для современной психотерапии.
  • НА ПУТЯХ СОЗДАНИЯ КОНЦЕПЦИИ АЛЬТРУИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Влияние личности взрослого и сверстников на формирование Я-концепции у подростков
  • Что случится, если поменять соотношение концепции и переживания?
  • Особенности Я-КОНЦЕПЦИИ у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
  • Как и почему формируются концепции, которые потом тиражируют реальность нашей жизни?
  • Как концепции формируют реальность?
  • Как выглядит психотерапия, свободная от концепции сопротивления?
  • Исследование концепции самооценки и возможности ее интеграции с гештальт-подходом
  • Семейные концепции: как понять, какие жизненные установки родителей помогают, а с какими пора расстаться
  • Концепции и переживание жизни. Где находится энергия?
  • Молитва как путь к разрушению власти Объекта и Концепции
  • Семейные концепции и ПА.
  • Концепции и переживания - основа психологической реальности
  • Близость, концепции и присутствие
  • Как концепции и переживание взаимодействуют друг с другом, формируя психологическую реальность?
  • Некоторые проявления замкнутого концептуального круга - как концепции стабилизируют наш мир
  • Перфекционисты, помните о концепции спреццатура
  • Консультирование в рамках психоаналитической концепции
  • Проблема лишнего веса в концепции ИРП
  • Проективная идентификация и контейнирование в концепции У. Биона
  • Теория тревоги в концепции Мелани Кляйн. Психоанализ.
  • О создании единой психофизиологической концепции И.П. Павлова – П.К. Анохина
  • Психосоматика – собирая камни ч.2 Психодинамические концепции психосоматики.
  • Неудачник, ученик и руководитель - быстрый сдвиг Я-концепции
  • Концепции и способы межпоколенной передачи нарушения привязанности
  • Какими полевыми механизмами обеспечиваются концепции и переживание?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь