Работа с эмоциями в позитивной психотерапии

Автор статьи: Виктория Тимофеева

Понятие "эмоциональный интеллект" включает в себя в том числе умение распознавать свои эмоции и управлять ими. И сегодня я хочу предложить одну из вариаций, как это делать с применением инструментария позитивной психотерапии. 

Для начала вспомним, что базовых эмоций традиционно насчитывают семь: 
- удивление
- гнев
- отвращение
- страх
- презрение
- грусть
- радость

Однако, к этим базовым добавляется еще ряд стоящих за ними, так сказать, субэмоций, которых я насчитываю всего 54 штуки. Все они подразделяются на три основные группы: 
- положительные
- отрицательные
- нейтральные.
Работа с эмоциями в позитивной психотерапии
Безусловно, некоторые из них можно отнести не только к той категории, в которой они сейчас. Но, исходя из того, насколько ярко и интенсивно эти эмоции в основном выражаются и проживаются, они распределены так, как распределены.

Собственно, именно эти 54 эмоции в свое время и легли в основу моей авторской колоды МАК "Дай лапу, друг!".   

О том, как применять колоду в работе с эмоциями, я рассказывала и показывала, и еще не раз буду это делать в своих публикациях и видео. А сейчас я хочу предложить один из вариантов применения инструментария позитивной психотерапии. В частности, речь пойдет о Модели Баланса и Модели Подражания. 
Что касается МП, то здесь все довольно просто. Вот, как она выглядит: 

Т.е.- с ее помощью анализируется [в данном случае] то, как та или иная эмоция проявлялась в четырех областях Модели Подражания: 
Я - в отношении родителей или других значимых людей к самому ребенку;
Ты - в отношениях родителей/значимых людей между собой; 
Мы - в отношении родителей к миру, социуму;
Пра-Мы - в отношении концепций, традиций и ценностей, принятых в данной семье/референтной группе (соответственно, чему был научен сам ребенок).

К примеру, возьмем такую эмоцию, как обида.
В отношении ребенка родители, допустим, поступали как-то несправедливо, часто обижая его своими словами и/или действиями. Или "в обратную сторону", внушали ему, что какое-то его поведение или слова их сильно обижают. 
В отношениях между собой родители часто допускали обидные комментарии, шутки, какие-то поступки, которые обижали вторую половину.
Аналогично происходило и в отношении родителей с окружением. 
И, наконец, в плане концепций, в семье было принято обесценивать чувства другого человека, тем самым не давая ему права на проживание этой эмоции. В качестве примера можно вспомнить поговорку "На обиженных воду возят". 

Что касается применения Модели Баланса, то здесь мы анализируем уже то, как эмоция обиды отражается на четырех областях МБ, и какое влияние она на них оказывает. Напомню, вот так выглядит МБ: 

Здесь мы анализируем происходящее следующим образом: 
Тело - как обида проявляется физически, как она влияет на самочувствие;
Деятельность - как обида отражается на деятельности, ухудшается ли продуктивность, или наоборот;
Контакты - как обида влияет на отношения в семье, с друзьями, с коллегами;
Фантазии/смысл - как обида влияет на видение будущего, способствует ли она появлению/исчезновению смысла в жизни или ее отдельных аспектах. 

Конечно, эти списки по каждой из областей, лишь примерные. Каждый специалист может включить в них что-то свое. Неизменными остаются только сами области. 

Это, что касается общей диагностики отдельно взятой эмоции. Кстати, работа с МБ и МП - представляет собой как самостоятельный инструментарий, так и является частью Первого Интервью в ППТ (довольно маштабная диагностическая модель, разделенная на несколько тематических блоков). 

Чтобы продвинуться в проработке эмоции дальше, мы можем предложить клиентам следующую "шпаргалку": 
- в каких ситуациях проявляется эмоция,
- что происходит со мной в этот момент,
- как я в целом чувствую себя физически,
- где в теле происходят какие-то ощущения (любые),
- о чем я думаю,
- что хочется сделать,
- как выглядит эта эмоция (какой-то визуальный образ в голове),
- какого она цвета,
- чем она пахнет,
- какая она на ощупь (представьте, что этот образ Вам можно пощупать руками…какой он),
- что будет, если Вы перестанете ее чувствовать,
- если она пропадет или ее проявление уменьшится, как это повлияет на Вас,
- как изменится Ваша жизнь в целом, если это произойдет. 

Вот на такой примерный список вопросов мы предлагаем ответить нашим клиентам. 
После того, как выявлен образ и прочие "технические характеристики" эмоции, можно предложить клиенту поразмышлять над тем, как и что именно он хотел бы в них поменять, чтобы эмоция стала более доступной и "терпимой" для восприятия. 
Важно: если на предыдущих этапах мы помогали и подсказывали, задавали наводящие вопросы и т.д., то здесь клиент должен проделать работу сам, иначе это будет не его восприятие эмоции, а ваше. Соответственно, клиенту оно может вообще никак не подойти. 

 

N.B. 
В консультировании заключенных, в т.ч. бывших, стоит учитывать, что слово "обиженный" в МЛС приравнивается в значении к слову "опущенный".  Соответственно, при работе с з/к, конкретно с этой эмоцией, данный нюанс стоит сразу прояснить, дабы избежать недоразумений.

 

Желающие приобрести колоду "Дай лапу, друг!", пишите/звоните. 
Также колода доступна в интернет-магазине Macards! 
Весной 2019г. выйдет моя книга о применении МАК в позитивной психотерапии.
А на осень-зиму этого же года запланирован выход учебника для детей по работе с эмоциями.

__________

Тел. и W/A: +7 964 779 97 50
e-mail: [email protected]
Сайт: http://www.vtimofeeva.ru/



Просмотров: 411
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Что такое "двойное послание", и как это отражается на отношениях.
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?
  • Вина и обида - "сладкая парочка". Как растворить болезненные эмоции.
  • Как разгрести "большую кучу" или про "Бардак" в голове и душе))) Работа с МАК..
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • Обида-Вина. Как перестать "играть в отношения"? Начни с себя или помоги себе сам.
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Чтоб тебе повылазило" или как эмоции разрушают наше тело
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • "Почему он изменился после свадьбы?" или Как модели поведения влияют на жизнь людей.
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "Не такой, как все" или как семье относиться к ребенку с ограниченными возможностями.
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь