Главным стремлением человеческого существования является: совершенство, превосходство, самоактуализация, самореализация, компетентность…Однако важным значением является направление данного стремления.
Если оно направлено на фиктивные цели, то А.Адлер расценивает их как социально бессмысленные или как проявление психических проблем. Если стремление обращено на преодоление жизненных затруднений и раскрытие своего потенциала, то человек стремится к развитию своей личности.
Психотерапевтическая практика А.Адлера показала, что стремление к совершенствованию может быть заблокировано, если детство протекает в неблагоприятной ситуации.
А. Адлер выделил 3 неблагоприятных ситуации в детстве.
1. Органическая неполноценность.
Дети, страдающие заболеванием с раннего возраста, заняты в основном преодолением органических страданий, поэтому в них сложно пробудить социальную заинтересованность, ощущение собственного вклада в жизнь.
К органическим недостаткам относятся: болезненность, неуклюжесть, косолапость, косоглазие, глазные тики, низкий или слишком высокий рост, кривые ноги, близорукость, тугоухость, заикание и другие речевые дефекты и др.
Сюда можно отнести любые особенности, за которые ребенка отвергали, обижали, смеялись или наказывали.
2. Отвергнутые дети.
Ребенок, переживающий отвержение, мир - это существование, в котором нет опоры, любви, помощи. Он одинок в своем преодолении проблем и решении задач, предлагаемых жизнью. Сталкиваясь с проблемной ситуацией, такой ребенок будет недооценивать свои реальные возможности, и преувеличивать трудность возникшей ситуации. Повторяющиеся неудачи лишают его уверенности, доверия к самому себе и окружающему миру. Он изначально не знает выигрышных стратегий и способов завоевать одобрение, уважение и любовь окружающих. Такой ребенок вырастает изолированным, одиноким и недоверчивым.
3. Избалованные дети.
Ещё одна неблагоприятная ситуация - избалованность. В такой семье ребенок ждет, что его пожелания будут исполняться без усилий с его стороны. Впоследствии, когда он вырастает и перестает быть центром всеобщего внимания, ребенок переживает травму, чувствуя, что мир отверг его. По мере развития такой ребенок не учится разрешать проблемы, не ощущает себя отдельной и самостоятельной личностью. Такой человек не способен сотрудничать, любить, отдавать что-либо другим людям. Встречая непонимание окружающих, такой человек мстит и пытаться подчинить других людей своим потребностям.
Описанные выше ситуации детства могут привести к формированию патологического стиля жизни. Кроме того, они способствуют превращению нормального чувства недостаточности в комплекс неполноценности.
По заключению А. Адлера, для такого превращения необходимы 3 составляющие:
1. Необходимо, чтобы проблемная ситуация возникла.
2. Неготовность человека к ее разрешению.
3. Уверенность в собственном бессилии решить проблему.
Сформированный комплекс - достаточно устойчивое образование, как правило, сопровождает человека в течение всей жизни. Оно может проявляться в любом поведении, если мы сможем ответить на вопрос: «Какова его цель»? - и эта цель окажется стремлением избежать чувства неполноценности.