|
Клуб Джульетты или реальность дистанционного психологического консультирования.Автор статьи: Пименова Ирина Валерьевна
2015 год – это время развитых информационных технологий, которые нашли применение во всех сферах жизни современного общества. Быстрое развитие интернет-технологий влияет также на стиль и методологию работы психологов. То, что психологическое консультирование в интернете – это реальность, есть неоспоримый факт. И мне не хотелось бы много рассуждать в рамках данной работы о том, хорошо это или плохо. Уже написано немало статей о плюсах и минусах дистанционного психологического консультирования. Среди основных преимуществ: экономия времени, возможность общаться со специалистом в комфортной для себя обстановке, доступность услуг в отсутствие возможности выйти из дома по разным причинам, доступ к психологам в любой точке мира. Недостатками можно считать перебои в связи, ограничение в применении рабочих техник, невозможность определить детали мимики, позы, внешнего вида клиента. В рамках данного эссе мне бы хотелось подробнее остановиться лишь на некоторых моментах, которые, на мой взгляд, подтверждают необходимость в наше время присутствия в сфере психологических услуг online консультирования. В основу интернет-консультирования были положены смысловые коммуникации, осуществляющиеся с помощью текста в электронном виде. Существует немало дискуссий по поводу того, что психолог не может получить достоверную вербальную и невербальную диагностическую информацию о своём клиенте. Поэтому консультирование посредством переписки является неэффективным. В связи с этим, мне вспоминается пример с Клубом Джульетты в Вероне. В 1937 году хранителем музея на территории бывшего монастыря Сан Франческо был назначен веронец Этторе Солимани. Именно он положил начало традиции отклика на письма, которые оставляли у Гробницы некоторые посетители. В них они рассказывали Джульетте о своих личных переживаниях. Солимани, зная несколько языков и имея немалый жизненный опыт, стал отвечать на эти письма от имени «секретаря Джульетты». Когда об этом феномене рассказала иностранная пресса, по адресу «в Верону, Джульетте» стали приходить послания из разных стран с просьбами о совете или сочувствии. Сейчас в Верону ежегодно приходит по почте более 5 тысяч таких посланий. В последнее время к ним активно прибавляются электронные письма. Авторы писем хотят излить героине пьесы свою душу или спросить совета в делах сердечных. Кто пишет, желая рассказать о своих переживаниях, а кто-то поведать все перипетии своей истории любви. Волонтеры или специально назначенные мэрией служащие отвечают на все эти письма. Я думаю, что в Вероне не задаются вопросами «Насколько эффективна данная переписка?», «Достаточно ли в тексте информации о человеке?», «Как протестировать клиента, увидеть и оценить его психическое состояние?». Очевидно, они преследуют другие цели и задачи. И бесспорно, они каждый год помогают 5000 авторам писем, их творческому самовыражению, что является целебным психологическим средством, ведущим к осознанию себя и своей проблемы в более широком контексте. И раз такое огромное количество желающих ежегодно используют этот шанс для «излияния» своих мыслей и чувств, то значит, есть спрос на подобного рода услуги. А, как известно, если есть спрос, то должно быть и предложение. Еще хотелось бы привести один аргумент в пользу «реальности» психологического консультирования. В настоящее время в связи с развитием социальных сетей наблюдается тот факт, что общение людей, особенного молодого поколения, «переходит» из реального мира в виртуальный. И нередко бывает так, что молодежи легче излагать свои мысли, общаться в текстовом формате, чем посредством устной речи. Не хотелось бы рассуждать: «Хорошо это или плохо?» Это факт. И реальностью является то, что психологические проблемы от этого не исчезают у людей, возможно, что и усугубляются. Поэтому психологическое консультирование должно присутствовать, как средство оказания помощи, в виртуальном мире. И должно быть представлено в тех формах коммуникаций, которые понятны и доступны населению этого сегмента. Конечно психологи, консультирующие посредством текстовых сообщений, должны обладать определенными навыками. Я считаю, что специалистам необходимо иметь не только высокую скорость набора текста. Они должны обладать умением на основе тех немногих сведений, которые сообщают клиенты, и содержания текстовых запросов сделать компетентные обобщения и выводы, дать профессиональные рекомендации. В настоящее время появилось большое количество различных психологических сообществ и сайтов психологической помощи онлайн. Сайты психологической помощи и порталы в сети стали популярными среди профессиональных консультантов, людей, интересующихся психологией, а также в кругу людей, которые имеют желание получить психологическую помощь онлайн. В целях оказания быстрой, квалифицированной психологической помощи «широкому спектру» клиентов на одном профессиональном консультационном web-сайте есть доступ к специалистам разных направлений психологии. Система психологического online консультирования позволяет участвовать в консультационных интернет-проектах большому количеству специалистов из разных регионов, стран, работающих в русле различных психологических школ и течений. Клиенты имеют возможность выбрать того профессионала, который им ближе по стилю работы. Система психологического online консультирования открыта и доступна каждому. Многие пользователи предпочитают искать и получать различные услуги «не выходя из сети». Люди, ограниченные рамками своего места жительства, имеют возможность получать консультационную помощь, проживая в маленьком городе или населенном пункте. Не существует ограничений во времени, что позволяет связаться с психологом в интернете круглосуточно. Особое внимание хочется обратить на развивающееся в наше время психологическое консультирование по Skype. На мой взгляд, это достойная альтернатива очной консультации. Комфортная, доверительная и защищенная обстановка во время такой консультации позволяет клиенту себя чувствовать удобно. Человек более открыто вступает в разговор со специалистом, легче формулирует свою проблему или вопрос. Во время консультации по Skype клиент может записывать рекомендации психолога. Такие консультации очень экономят время, которое тратится на дорогу при очных консультациях. В заключении хочется отметить, что дистанционное психологическое консультирование – это молодая развивающаяся отрасль психологических услуг. К сожалению, для практических психологов, которые решили попробовать себя в качестве online консультанта, недостаточно методической литературы, не только в печатных изданиях, но и в интернет источниках. В этой сфере немало своих нюансов консультирования, которые должен знать психолог. Информация есть, но она представлена разрозненно, и ее недостаточно. Надеюсь, в связи с тем, что роль психологического консультирования в нашей стране возрастает, то и в этой области будет больше положительных перемен.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|