Техники психологического консультирования

Автор статьи: Светлана Янгирова

Психологическое консультирование направленно на решение различного рода психологических проблем, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа, в ходе которой психолог использует специальные приемы и техники. Условно такую беседу можно разделить на четыре этапа: 1) знакомство и начало беседы; 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное воздействие; 4) завершение беседы.  На каждом из этапов применяются различные техники психологического консультирвания, вот некоторые из них: 

1. Эмпатия – это установление позитивной психологической связи между психологом и клиентом (через телесные, эмоциональные и вербальные средства). 

Функции: предрасположение клиента к себе; снятие напряжения; достижение раскованности клиента; обеспечение доверительных отношений.

Применяется: с момента взаимодействия с клиентом; для разрядки напряжения; для достижения доверия со стороны клиента.

2. Открытый вопрос – это вопрос, дающий возможность сосредоточить внимание клиента на определенном аспекте его опыта, задать направление определенному отрезку беседы.

Функции: углубление, расширение информации клиента (открытый вопрос часто начинается со слов "что", "почему", "как" и служит для сбора информации).

Применяется как средство сбора интересующей информации, уточнения или исследования опыта клиента, а также выяснение основных фактов, облегчающих разговор.

3. Отражение чувств – это отзеркаливание вербально или невербально выраженных клиентом эмоций (пережитых в прошлом, переживаемых в настоящий момент или предполагаемых в будущем) с целью их отреагирования, осмысления.

Функции: поощрение непосредственно выраженных чувств; усиление, углубление полноты контакта клиента, чтобы он чувствовал то, что говорит в данный момент.

Применяется когда есть необходимость в раскрытии чувств клиента, усилении эмпатии и взаимного доверия.

4. Невербальное воздействие – это такая форма самовыражения, которая опирается не на слова и другие речевые символы, а на телодвижения, мимику, пантомимику, вздохи.

Функция: воздействие на бессознательные установки, диспозиции бессловесным подтверждением или отражение мыслей клиента.

Применяется: для усиления или уменьшения эффекта сообщения; при необходимости создания противоречия между сообщением и невербальным действием.

Опытный психолог применяет их при воздействии на бессознательные установки, на жесты и слова собеседника (следует отвечать подчеркнуто продуманно, оставляя себе время для оценки происходящего и принятия решения).

5. Активное слушание – это техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе («угу», «да-да», «интересно»), подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Функции: уточнение (как, когда); повторение ключевых слов ради поддержки; изредка подхватывание и продолжение хода основной мысли собеседника (двумя-тремя словами); сообщение о своем восприятии.

Применяется во время всего сеанса.

6. Поддержка – это средство для поддержания изложения клиентом собственной истории, для подтверждения высказанных им мыслей, чувств.

Функции: поощрение, демонстрация, признание, подтверждение и понимание сказанного клиентом.

Применяется с тем, чтобы показать клиенту свою включенность в беседу, усилить эмпатию.

 7. Зеркальное отражение – это приём, заключающийся в незаметном для клиента имитировании его мимики, жестов, пантомимики, повторении его тона, интонации, высказываний.

Функция: усиление эмпатии, расположения к консультанту.

Применяется в моменты исповеди клиента, когда клиент бросает мимолетные взгляды на консультанта или делает акцент на отдельные слова-таинства.

8. Рефлексивное слушание – это стиль ведения беседы, который предполагает активное речевое взаимодействие психолога и респондента; в определенном смысле – переживание вместе с клиентом.

Функции: выяснение (использование уточняющих вопросов); перефразирование (формулировка высказанного клиентом своими словами); словесное отражение психологом чувств клиента.

Применяется для осуществления точного контроля над правильностью восприятия полученной от клиента информации.

9. Фокусирование – это подведение клиента к разговору по одной узкой проблеме, от которой зависит глубина проработки и продуктивность консультирования.

Функции: сосредоточение клиента на значимой проблеме; предупреждение отвлечений; углубление взгляда клиента на свои проблемы.

Применяется: когда запутался сам консультант; когда запутался клиент; при работе с рассеянным клиентом; при неясности каких-либо деталей в информации, предоставленной клиентом.

10. Информация – это предоставление выверенных опытом знаний в форме объяснений, изложения фактов или мнений либо по собственной воле, либо в ответ на вопросы клиента. Может быть в виде ссылки на авторитеты, произведения, мифологии.

Функции: выяснение скрытых за вопросом тревог, ожиданий и желаний; расширение взгляда, кругозора; увеличение психологического поля поиска ответов.

Применяется, когда клиент ищет ответы на волнующие его вопросы, просит дать ту или иную информацию, также при отсутствии достаточного знания или ложном понимании чего-либо.

11. Поощрение – это подтверждение высказанного клиентом в целях поддержания его действий, поступков и поведения.

Функция: эмоциональное и словесное поощрения создают у клиента ощущение, что консультант стремится понять и прочувствовать то, что было им выражено.

Способ применения: повторение последних слов или ключевой фразы клиента является чем-то вроде незаконченного предложения, которое побуждает клиента к его завершению. При выборе слов для повторения большое значение имеет положительная интонация, отражающая эмоциональный оттенок сообщения клиента.

12. Совет – это высказывание клиенту собственного мнения, основанного на своем видении ситуации; предложение клиенту сделать или не сделать что-либо.

Главная функция – подталкивание, побуждение к поиску новых вариантов решения проблемы.

Применяется при заключениях, вытекающих из определения проблемы и анализа её основных компонентов, продиктованных ожиданиями и потребностями клиента с учётом существующих возможностей.

При советах, рекомендациях всегда стоит помнить о том, что совет может иметь негативные последствия: тормозить мышление, сужать видение; способствовать избежанию ответственности клиентом. Рекомендуется применять в исключительных случаях, когда клиент не в состоянии решать проблему самостоятельно даже при помощи консультанта.

13. Самораскрытие – это эмоциональная вовлеченность, открытость и искренность не только клиента, но и самого консультанта; обмен личным опытом и переживаниями, реакция на чувства клиента «здесь и теперь».

Функции: создание атмосферы безопасности; усиление взаимного доверия.

Применяется для того, чтобы самораскрытие было уместным и служило интересам клиента. Говоря о своих чувствах, консультант дает пример открытости в общении, приглашая клиента к более откровенной беседе.

14. Побуждение к рефлексии – это побуждение клиента к самопереживанию, самоанализу своих чувств, эмоций посредством поощрения диалога с самим собой.

Функции: обучение клиента способности самоанализа; провокация инсайтов.

Применяется: при увлечении клиента внешними факторами; когда выполнено присоединение, построено доверие, клиент готов «внимать» терапевту.

15. Обратная связь – это обращение внимания клиента на проявления его поведения, помогающее ему узнать, как другие люди воспринимают его, как они реагируют на его поведение.

Функции: помощь клиенту в осознании им необходимости коррекции своего поведения; усиление и обеспечение самовосприятия; предоставление клиенту свободы выбора; побуждение клиента к исследованию самого себя; уменьшение потребности клиента в защите.

Применяется:  когда клиент в своих симптомах всегда обвиняет весь окружающий мир, только не себя; при нарушении адекватного самовосприятия клиента.

16. Пересказ – это повторение содержания мыслей клиента с использованием ключевых слов из его речи.

Функции: активизирование обсуждения; повышение уровня понимания.

Применяется для того, чтобы клиент сам задумался над своим положением, ситуацией (погрузился в нее глубже и смог сам сделать необходимые выводы).

17. Свободная ассоциация – это прием, обеспечивающий свободное и откровенное высказывание мыслей, чувств клиентом без попытки при этом сосредоточиться, отправляясь либо от какого-то слова, числа, образа сновидения, представления, либо самопроизвольно.

Функции: познание бессознательного через ассоциативное мышление; получение информации о психических процессах и явлениях и применение полученной информации для коррекции и лечения функциональных расстройств психики; осознание пациентами причин, источников и характера своих проблем.

Применяется при выяснении вытесненных травм, страданий, пережитых ужасов, когда они вытеснены и забыты напрочь (применяется в психоанализе и гипнотерапии).

18. Директива – это указание с целью вовлечения клиента в процесс исследования собственных чувств или поведения. Может быть в виде рекомендации по изменению действий, поступков, явно противоречащей здравому смыслу.

Функции: побуждение к действию, поступку, изменению отношения и представления – достижение желаемого сообщения, действия со стороны клиента (предполагается, что клиент выполнит указ, предписание).

Применяется: при необходимости формирования конкретной установки; при необходимости клиенту предпринять нужные действия, поступки; при необходимости выполнения домашнего задания.

19. Конфронтация – это обращение внимания клиента на то, что он чего-то избегает; выявление и демонстрация противоречий или расхождений между различными элементами его психического опыта;

Функции: отсоединение психолога от логики, мыслей клиента; отсоединение от мыслей, нежелательного акта, действий клиента; противостояние сопротивлению и невротическим уловкам клиента; вызов, призыв пациенту стать более гибким, интегрированным.

Применяется как средство выявления и демонстрации противоречий в поведении, мыслях, чувствах клиента (или между ними);  при сопротивлениях клиента, при неверном понимании и толковании чего-либо.

20. Интерпретация – это процесс придания дополнительного значения тем или иным внутренним переживаниям клиента или внешним условиям и событиям, углубление их или новое объяснение.

Функции: связывание между собой разрозненных идей, эмоциональных реакций и поступков; выстраивание определенной причинной связи между психическими явлениями, поступками.

Применяется: при необходимости альтернативного видения реальности клиентом, изменения его настроения или поведения; при необходимости показать логическую последовательность и причинно-следственные связи.

21. Резюме – это сжатое повторение основных мыслей и чувств клиента, а также подведение итогов беседы.

Функции: прояснение того, что психолог и клиент добились в ходе беседы;  закругление затянувшейся беседы; перенос обобщения из интервью в реальную жизнь; пояснение направления работы.

Применяется: при исповедях, продолжительных беседах; при необходимости выстраивания фрагментов разговора в смысловое единство; для придания клиенту уверенности в точном восприятии его сообщения; при необходимости конфронтации.

22. Поиск альтернатив – это рассуждения о вариациях разрешения проблемы путём оценки эффективности каждой альтернативы.

Функции: расширение взгляда клиента на проблему; обучение клиента сравнению и оценке возможных путей разрешения проблемы.

Применяется: если клиент запутался в ценностях и целях действий; при затруднениях клиента в выборе средств достижения целей; если клиент не видит путей разрешения проблем.

Всех рассмотренные техники имеют свою значимость при уместном и своевременном их применении.

Литература: Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1994.; Бутенко Г.П. Практическая консультативная психология // Вопросы психологии. - 1988. - № 1.; Копьев А.Ф. Особенности индивидуального психологического консультирования как диалогического общения. - М., 1991.

 


Просмотров: 1326
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Проблемы при сотрудничестве клиента и психолога
  • Проблемы при сотрудничестве клиента и психолога. Часть 2
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Танцевально-двигательная терапия, о чём это для клиента?
  • Безопасность клиента при обращении к психологу
  • Шпаргалка для клиента и его психолога
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Три позиции клиента при обращении к психотерапевту.
  • Упражнения для выявления глубинного конфликта клиента с его сексуальностью
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Золотой приём для обработки сложных чувств клиента
  • Методы ИРП и АРТ-терапии при сопровождения клиента в постстрессовый период.
  • Работа с горем (запрос клиента или его родственников)
  • «Ни за что не обращайтесь к психологу!!!» или 7 «критических» дней для любого клиента
  • Читая клиента между строк, или особенности письменного консультирования
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Что волнует клиента перед первой сессией и как его успокоить?
  • Травмировать клиента на сессии, возможно ли это?
  • С чего начинается терапия, или что такое запрос клиента?
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Психолог как «Зеркало» для Клиента
  • Как поддержать клиента и выявить его ресурсы?
  • Ориентиры в терапии для клиента и консультанта.
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Упражнение для выявления глубинных психологических проблем клиента
  • Разговор по сути, или несколько слов о следовании за энергией клиента.
  • Сон Татьяны («Евгений Онегин») и пример его интерпретации как сновидения клиента
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь