|
Провокация: конфронтация клиента с проблемойАвтор статьи: Карпенков Юрий Витальевич
Перефразируя Наполеона Бонапарта:
В одной из расстановок выбора ситуация была абсолютно прозрачной. Исходя из образа заместителей, один из проектов намного выгоднее для клиента, чем другой. Картина для всех заместителей и участников расстановки была предельно ясна. Но только не для клиента! Клиент смотрел на это, хлопал изумленными глазами и не спешил признавать очевидное. Когда такая наглядность, казалось бы, чего здесь думать?! Вперёд и с песней! Но, как говорил Вини-Пух: «Это Ж-Ж-Ж неспроста!» Очевидно, что у клиента есть внутренняя программа отказа от выгодного и перспективного проекта в пользу чего-то еще. Чего же? В ходе дальнейшей работы выясняем сильную вовлеченность человека в отношения родителей, выполнение роли символического мужа матери. Кроме того выяснилось, что у клиента позиция: «Если я пойду зарабатывать деньги, я предам маму». *** Кроме того, сложность заключается в том, что у клиента в голове одна картина мира, а образ расстановки говорит о другом. Это довольно распространенная ситуация. На уровне повседневного поведения родители часто требуют от детей очень многого: «Вынь да положь! Да побыстрее». А в глубине души родители хотят, чтобы их детям было хорошо. И образ расстановки показывал один слой реальности (благословляющих родителей), а в голове клиента – негативный опыт повседневного общения с требовательной и капризной матерью. Осложняется ситуация тем, что в подобной ситуации привязки к матери, у клиента нет навыка, опыта, привычки принимать самостоятельные решения. «Раз я при маме, я ей служу, все решения она за меня принимает». Если клиенту сказать: «Открой дверь и начинай строить свой мир, мир реализации всех твоих желаний», он ответит: «А я не умею хотеть и желать. Я не пробовал ни разу». Медленный темп расстановки был, в том числе, из-за того, что нет у человека опыта. Всё как будто в первый раз. Трудоемкость работы, которую сделал клиент в этой расстановке, можно оценить в 100 баллов по 100-балльной шкале. Поэтому больше в этой расстановке ничего делать не надо было. Того, что сделано, было достаточно для одной сессии. Как об этом можно было догадаться? По темпу движения клиента. Он очень долго не мог решиться, у него не хватало сил сделать шаг. Час или два часа ждать, пока он решится? В расстановке заместитель мамы очень чётко дала понять, что тяготится таким вниманием сына к себе. Как только сын занялся своими делами, матери стало легче. Когда мама сказала: «Сынок, когда ты занимаешься своими делами, мне легче», это стало ключевой точкой, самым главным толчком. Всё долгое время ожидания – было подготовкой для восприятия клиентом этой фразы. Слезы клиента – это может быть и жалость к маме, и жалость к себе. «Два в одном. Я привязан к маме, я отказываюсь от своих перспектив». И одновременно – это может говорить о недостаточности ресурса для работы над этой темой. В ходе расстановки иногда стоит использовать такие провокации...
Такие провокации усиливают конфронтацию клиента с проблемой, открывают ему глаза, и подталкивают к активным действиям для поиска выхода из тупиковой ситуации. В некоторых случаях, когда ребенка втягивает в несвойственную роль символического супруга для одного из родителей, это бывает настолько остро и невыносимо, что человек очень быстро начинает искать выход из ситуации. А иногда или человек оказывается очень выносливым, или нагрузка не очень большой, и человеку кажется, что он вполне спокойно всё выдержит. А это очень опасно. Напомню жестокий эксперимент с лягушками. Если лягушку бросить в кипящую воду, она выпрыгивает, спасаясь от боли, а если её вместе с водой подогревать постепенно, то она, не замечает температуры, остается в воде и погибает. Именно поэтому вторая облегченная ситуация намного сложнее для проработки, потому что клиенту кажется, что он выдержит. Ему надо доказать разными способами, что ситуация очень серьезна. Например, с помощью усиления контраста. Например, держать один стул в руках очень легко. А держать три-четыре стула тяжело. Очень хорошая демонстрация. Вот так и открываются у человека глаза на новую грань ситуации. Иногда и не приходится прибегать к театрализованным спецэффектам. Надо просто дать процессу необходимое время, и время само сделает своё дело. В переговорах по цене переговорщики часто используют следующий приём. Они рисуют цифру и, не акцентируя внимания на цифре, продолжают обсуждать другие условия сделки, давая контрагенту возможность привыкнуть к цифре. Потом цифру, конечно, обсуждают, оговаривают скидки, бонусы и т.д., но всё дальнейшее обсуждение идёт вокруг цифры, к которой контрагент уже привык. В расстановке это может выглядеть как тест, как эксперимент: «А что, если ты немного повернешься от мамы к своим целям? Хотя бы на чуть-чуть, на несколько процентов? Сейчас ты себе оставляешь 60%, а маме отдаешь 40%. А если ты просто сделаешь небольшой шаг в сторону, который условно обозначает 70% на 30%, почувствуй как это для тебя?» Да, это случилось. Ты увидел! Ты почувствовал разницу. Теперь ты можешь выбирать более осознанно. Что ты выбираешь? Опыт показывает, что провокация может быть прекрасным инструментом для движения клиента в сторону решения. Освобождайте свою жизнь от лишнего. Разрешите себе успех, счастье, здоровье, богатство, и любовь. С уважением Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|