|
Позиция «Я – ОК, Ты – ОК» - условия успешного психологического консультированияАвтор статьи: Ольга Самохвалова
- писал Клод Штайнер в книге «Сценарии жизни людей». Эта посылка лежит в основе одного из любимых мной направлений в психологии – транзактного анализа - и очень созвучна моей душе. Позиция «Я – ОК, ты – ОК», на мой взгляд, лежит в основе успешного взаимодействия клиент-психолог. Что означает такая позиция? Разберу ее по частям. «Я – ОК» Со мной все в порядке. Я МОГУ справиться с задачей, СМОГУ найти решение. Я знаю, чего хочу. К ошибкам отношусь как к обратной связи о моих действиях. Я ВЕРЮ в себя, я знаю себя. Критика других является источником информации обо мне, моих шагах, я умею различать конструктивную и деструктивную ее части, чувствую себя спокойно и отношусь к себе с любовью, когда слушаю ее. У меня есть ЦЕЛЬ, я выбрал ее сам и иду к ней с воодушевлением, радостью, удовлетворением. Я выражаю свои ЧУВСТВА – гнев, страх, радость, печаль – как только они появились, я принимаю их, показываю. Я знаю, что мне нравится и не нравится, умею и могу показать это другим. Я принимаю комплименты, когда хочу, отвергаю, когда не хочу. Я могу попросить сделать что-нибудь для меня. Если условия не способствуют достижению моей цели, я их или трансформирую или меняю на другие. Я знаю свой ритм – сколько мне общаться, сколько отдыхать и работать и отношусь к этим особенностям с любовью. «Ты – ОК» Ты способен решить задачу, если захочешь. Ты в порядке. Приведу большую цитату Клода Штайнера из книги «Сценарии жизни людей» для иллюстрации этой позиции:
Реализация «Ты – ОК» в жизни – это видение зоны ответственности другого. Это предоставление ему выбора, свободы, права совершать ошибки, учиться на них. Это признание ритма жизни. Уважение. Принятие границ, которые устанавливает собеседник. В своей работе психолог использует различные техники, диагностические методики. Опирается на теоретическую базу. И делает это с той позиции «ОК», которая у него есть. Присутствие позиции «Ты - не ОК» может способствовать «спасению» клиента. Что это такое и к чему это ведет? Когда специалист недоволен «скоростью исцеления» клиента, то, скорее всего, он находится в одной из ролей Драматического треугольника – Спасителе или Преследователе. Чувство раздражения – индикатор попадания в треугольник. Во взаимодействии клиент-психолог ответственность между сторонами на первых этапах консультирования составляет 50 % - 50 % с постепенным уменьшением со стороны специалиста по мере приближения к заявленной клиентом цели. На мой взгляд, позиция психолога «Я – ОК, Ты – ОК» важнее искусного владения техниками, ведь
Психолог в ряде случаев просто своим присутствием является свидетельством «окейности» клиента. И этого уже достаточно для успешного консультирования. «Как все просто», - можно подумать, прочитав эти строки. Так ли это? Достижение позиции «Я – ОК, Ты – ОК», ее осознание и трансляция – результат профессионального и личностного роста специалиста через многолетнюю учебу, личную терапию, поддержание в форме уже накопленного знания, приобретение нового. Помните анекдот про художника? Он написал портрет за непродолжительное время и обозначил высокий гонорар, чем вызвал недовольство покупателя. Мастер ответил: «Чтобы написать портрет за 5 минут я учился 30 лет». Это применимо и к деятельности психолога. Итак, основные условия успешного консультирования, по моему мнению, следующие: 1. Позиция психолога «Я – ОК», «Ты – ОК»; 2. Внимательное отслеживание изменений в этой позиции. 3. Своевременное возвращение в позицию «Я – ОК», «Ты – ОК». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|