ПРИМЕНЕНИЕ СИМВОЛДРАМЫ в практике психологического консультирования

    В настоящее время растет количество клиентов с неврозами, психосоматическими расстройствами, которые обращаются за психологической помощью. При консультировании таких клиентов использовались метод символдрамы или Кататимно-имагинативной психотерапии. Символдрама позволяет подключать различные модальности: тактильные, слуховые, обонятельные, чувственные, зрительные, следовательно, действие образов вызывает сильные переживания и оказывает на человека терапевтическое воздействие. Даже в течение нескольких сессий становятся очевидными компенсационные процессы в рамках защитных механизмов стесненного невротическими нарушениями Я. Использовались как терапевтические, так и диагностические возможности символдрамы. На первом этапе, наряду со сбором глубинно-психологического анамнеза, также применялись проективные методики: «Дом, дерево, человек», «Человек под дождем», которые могли служить отправной точкой психокоррекционной работы. На последующих терапевтических сессиях непосредственно переходили к работе с проблемами.

Для иллюстрации привожу случай с клиентом Н., мужчина 60 лет, который обратился с жалобами на нарушение сна, трудность засыпания. В течение последних двух лет Н. лечился по поводу этих расстройств у различных специалистов, принимал снотворные препараты с кратковременным эффектом, обратился за консультацией психолога. Проводилось 5 сеансов (мотивы «То место, где я был очень счастлив», «Картины природы»). После четвертого сеанса клиент смог самостоятельно уснуть, не принимая снотворных, утром чувствовал себя отдохнувшим, бодрым. На протяжении дальнейшей работы сон восстановился, нарушения не возвращались, что позволило клиенту полностью отказаться от снотворных препаратов.

Приведу еще один случай работы с женщиной К., 29 лет, которую бросил любимый мужчина. Она жаловалась на снижение работоспособности, апатию, невозможность принимать решения. При сборе анамнеза и анализе символического содержания образов выявлены следующие актуальные темы:    1. Тревога, 2. Депрессия, 3. Пассивно-обвинительная позиция, 4. Одиночество.  

   Было проведено 3 сеанса с мотивами «Луг», «Подъем на гору», «Путешествие на лодке». Вот как описала свои переживания клиентка при проведении последнего сеанса с мотивом «Путешествие на лодке»: «Я представила, что сижу в обыкновенной деревянной лодке в море. Лодка находилась метрах в шести от берега, покачиваясь на волнах. Время года – лето. Время суток – полдень. Берег пустынный, песочный, с редкими кустиками. Постепенно меня уносило все дальше в море. В лодке лежали весла, но я ими не пользовалась. Довольно быстро, меня унесла вода далеко от берега, и его уже не было видно. Вокруг одна вода. Потом впереди показалась кромка льда, и мою лодку все ближе несло к холодному берегу. Вечерело. Стало жутковато, не очень приятно. Я приняла решение вернуться на свой берег, но тут начались затруднения. Весла показались мне слишком тяжелыми. Я чувствовала неуверенность в том, что смогу управлять лодкой. У меня ничего не получалось. Лодка крутилась на месте. Я поняла, что работаю только одним веслом, с большим трудом я направила лодку в нужную сторону и, преодолевая какое-то невидимое сопротивления, стала плыть. Вода казалась вязкой. Я вернулась к своему берегу, когда уже стемнело, вышла на берег, втащила лодку на песок. Вдалеке виднелись редкие огоньки. Справа простиралась песчаная пустыня, а слева высилась скала. Около скалы была небольшая растительность, похоже — цветы. Когда я поняла, что сейчас увижу животное, то со стороны скалы увидела сначала светлую волнистую линию. Она приближалась плавно и медленно, переливаясь в лунном свете. Это оказался большой удав или питон. Короче – змея. Сначала я его испугалась. Потом мне было предложено его покормить. В карманах у меня оказался сахар-рафинад. Я стала кормить этого змея. Потом погладила. Он оказался теплый, приятный на ощупь. Змей расположился вокруг меня, образовав замкнутое кольцо. Он отдыхал. Мне показалось, что мы подружились. Я чувствовала себя в полной безопасности. Надо мной было красивое звездное небо».        

 После проведенной психокоррекции клиентка стала вести более активный образ жизни, уволилась с прежнего места работы, успешно занялась частным предпринимательством. Прежние симптомы не возвращались.    

  Можно сделать вывод, что метод символдрамы эффективен для решения различных проблем клиентов при психологическом консультировании. Эффективность метода, как показывает практика, обусловлена мотивацией клиента, актуальностью возникших проблем, готовностью клиента меняться.



Просмотров: 505
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • Помогите расшифровать сон «…в лодке стоит вода, но она не тонет…»
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Почему меня все время бросают? Что со мной не так?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • От меня уходит жена. Что делать? Рекомендации психолога, после сбора анамнеза
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Что важно знать психологу при консультировании ЛГБТ клиентов
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • МЕТОД СИМВОЛДРАМЫ (использование образов, метафор и символов в психотерапии)
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Как сделать так, чтобы Ваши статьи приводили к Вам клиентов в течение многих лет?
  • Если друг оказался вдруг... или, что делать, если Лучшая подруга стала бывшей.
  • Что мне нужно сделать, чтоб в моей жизни было больше позитива?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Мужчина сначала вас «сливает», а потом уходит: это становится навязчивым кошмаром. Что делать?
  • Это все, что останется после меня...
  • Если он сначала вас бросил, а потом снова возвращается: что это значит на самом деле
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Просто представь, что его не было в твоей жизни
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Ответ на частый вопрос: «Что мне делать, если мужчина меня не любит?»
  • Сначала принять решение, а потом сделать его правильным
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь