|
Семейные ссорыАвтор статьи: Сергей Лунюшин
Семейные ссоры – это самый часто встречаемый вид конфликта. Это неизбежный процесс практически в каждой семье. Американские психологи выявили, что 87% семей конфликтуют ежедневно, а 7% ссорятся 2-3 раза в неделю и только 6% ссорятся менее одного раза в неделю. Для людей свойственны разные стили поведения в конфликте, и зависят они в основном от характера человека. В психологии выделяется три поведенческих типа: - первому типу характерны: молниеносное вспыхивание эмоций, даже совсем по незначительному поводу, импульсивность, которая не дает возможности контролировать свое поведение, но в тоже время, быстрая отходчивость. Человек, принадлежащий этому типу, не боится выражать свои эмоции, он не злопамятный, но в момент гнева может на пике эмоций оскорбить или даже ударить. - ко второму типу относятся люди, которые умеют контролировать свои эмоции, они очень сдержанные, но во время конфликта могут шантажировать другого участника. Они злопамятные, как правило, не прощают обиды и очень часто мстят, даже после решения конфликта. Некоторым людям, принадлежащим к данному типу, свойственна мания преследования, им кажется, что против них готовятся какие-либо заговоры или интриги. - к третьему типу относятся люди, которые всячески избегают конфликтов, мнение у них неустойчивое, они поддаются чужому влиянию, подстраиваются под окружающих. Из-за того к каким типам относятся люди, участвующие в ссорах, складываются различные сценарии конфликта. В конфликтологии выделяют три основных сценария прохождения ссор: - в первом сценарии один участник конфликта начинает в чем-либо обвинять другого. У второго участника конфликта срабатывает механизм самозащиты, и он начинает обвинять первого в чем-то другом, более значимом. После этого начинаются взаимные обвинения, и так продолжается по возрастающей линии до тех пор, пока какая-то мелкая ссора не перейдет в очень серьезный конфликт. - во втором сценарии картина происходит следующим образом: первый участник обвиняет в чем-либо, а второй, оправдываясь, начинает выпячивать свои действия и поступки, принижая действия первого человека. Часто встречаемой фразой при таком сценарии является: « Зато я …». Тем самым, люди начинают хвалить себя и свое поведение, забывая о сути конфликта. - третий сценарий происходит по следующей схеме: первый участник выражает свое недовольство, а второй различными способами старается уйти от ответа, вплоть до ухода из помещения. Теперь давайте поговорим о причинах, которые могут привести к ссоре, их может быть много. Перечислим наиболее часто встречаемые: измена, ревность, материальные проблемы, сексуальная неудовлетворенность, ввязывание родственников в семейные отношения, разные интересы, различие ценностей у членов семьи, разные взгляды на ведение хозяйства, алкоголь, употребление наркотиков одним из членов семьи, разные точки зрения на воспитание детей и т.д. Существуют статистические исследования, в которых, к сожалению, примерно в 70% ссор, инициатором является прекрасный пол. Это обусловлено тем, что у многих женщин имеется способность подробно запоминать все обиды и огорчения, и при возникновении похожей ситуации эти отрицательные эмоции проявляются с новой силой. Что же делать для того, чтобы меньше ссориться, а если все-таки это произошло, то конфликт был менее болезненным? Психологи советуют придерживаться некоторых правил: - если Вы почувствовали, что разгорается ссора, остановитесь, для того, чтобы успокоиться. Помните, что при ссоре образуются отрицательные эмоции: гнев и злость; - предложите другому участнику конфликта сделать паузу и вернуться к разговору через некоторое время; - при ссоре не стоит убегать и хлопать дверью, а лучше разойтись по разным помещениям для того, чтобы подумать о предмете конфликта и об истинности обвинений; - после того, как Вы успокоитесь, начните обсуждение предмета ссоры. Не переходите на личности, а обсуждайте именно предмет ссоры, из-за чего она возникла; - в случае, когда очень высокий эмоциональный фон конфликта и человеку надо высказаться, предложите участнику спора не обвинять и критиковать, а заменить это конструктивной критикой. При этом необходимо спокойно выслушать собеседника, а если есть что ответить ему, то отвечайте в спокойном тоне, как правило, другой человек при этом успокаивается; - научитесь переводить ссору в конструктивный разговор, в котором обсуждается предмет ссоры, а также причины возникновения ( то, что за ними стоит). Научитесь спокойно выслушивать и высказывать свою позицию и находить компромиссные пути решения. Те решения, которые бы устраивали обоих участников конфликта. Автор статьи Лунюшин С.А. ( 2007 год) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|