Не хочу учиться

Не хочу учиться

Известно, что дети и сами хотят учиться. Но в то же время, их крайне сложно заставить это делать. Этот парадокс делает очевидным, что под мотивацией к обучению мы часто имеем в виду поиск рычагов давления на ребенка. А разве хоть кто-то из нас будет делать с удовольствием то, что его заставляют?

Теперь бить детей вроде бы нельзя, да и другие жесткие методы прививания знаний не поощряются. В то же время, мы видим снижение мотивации к обучению у детей. Педагоги старой закалки связывают эти вещи, ведь теперь у них только один инструмент воздействия – оценка. Именно оценки стали основной мерой стоимости наших знаний и успехов. Дневник или табель, наполненный высшими баллами, как будто стоит больше той головы, знания которой он отражает. Оценки стали так привычны нам, что теряется из виду то, что стоит за ними. Погоня за оценками становится подобной погоне за деньгами – понятным, но бессмысленным и выхолощенным бегом. Они создают иллюзию уверенности, успешности и стабильности. Но за этой иллюзией теряется ценность самих знаний, того, что нам дает обучение.

 

"Блажен, кто смолоду был молод"

Желание учиться созревает у ребенка к 7-8 годам. Хотя обучается чему-то он с самого рождения, до этого он не может поставить перед собой такой задачи - учиться. Маленький ребенок учится играя, кушая, гуляя, слушая сказки или разговоры, общаясь. Только позднее он начинает хотеть научиться чему-либо, чтобы стать как взрослый. Эту разницу легко заметить в перемене ответа на вопрос: хочешь научиться? - малыш скажет: а я уже умею! - и продемонстрирует, как он лабает на пианино импровизированные амелодичные звуки, или как из под его карандаша выписываются довольно ровные каракули-недобуквы. В игровом мире, в котором он еще живет, он все умеет: водить автомобиль или скакать на лошади, лечить больных или учить детей, которых пока заменяют куклы. При этом ребенок учится: наблюдая, подражая, играя. Но мотивация к обучению появится позже, когда ребенок спросит нас: а как это делать, покажи! Или прямо попросит: научи меня, объясни - как.

Однако, подобно герою сказки о богаче, который решил выращивать рис и, поругивая "ленивого" соседа, помогал своим росткам, подтягивая их каждый день - чем и загубил весь урожай, в наше стремительное время мы редко готовы спокойно ждать. От детей требуют хотеть учиться, и те вынуждены демонстрировать послушание. Оказавшись в школе, ребенок без мотивации к обучению чувствует себя обманутым. Он оказывается в ловушке, в которой даже приманка - чувства солидности, взрослости, сопутствующие школе, - не кажется настоящей.

Требования и чрезмерные ожидания, безусловно влияющие на успехи ребенка, особенно поначалу, выступают в роли того богача. Интерес ребенка, не успев зародиться, гибнет под натиском внешних регуляторов. Именно в этот момент внешние оценки приобретают для ребенка большую значимость, чем его собственное увлечение и вдохновение.

 

"Блажен, кто вовремя созрел"

Мотивация к обучению созревает постепенно, как и многие другие желания. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что этот плод развития так и не вызрел. Ребенок может давно учиться в школе, но ему все скучно и неинтересно. Привыкший перепоручать выборы и желания родителям, такой ребенок не может определить сам, что ему интересно, что хочется. И все становится скучным, а школа превращается в место неминуемого заточения.

Нам могут не нравится интересы наших детей. Мы даже можем запрещать им интересоваться тем, что кажется нам опасным или зловредным для них. Но проблемы начинаются, если у ребенка не возникает самих интересов. Поначалу это даже удобно: такой ребенок ходит, куда привели, в меру прикладывает усилия.   Но скоро это сказывается и на мотивации, и на успеваемости. В таком случае приходится совершать археологические раскопки, чтобы добраться до собственных интересов молодого человека.

Родители приходят к психологу с характерным запросом: хочу, чтобы ребенок стал лучше учиться и появилась тяга к знаниям, и все это как можно скорее! Однако это пожелание родителей неисполнимо. Можно натаскать ребенка (чем часто сейчас вынуждена заниматься школа), поправ при этом его интересы и желания. Можно развивать его мотивацию, открывая ему прелести познания окружающего мира, ориентируясь на его собственный интерес - но тогда угнаться за программой становится проблематично. Можно сочетать то и другое - но для этого необходим индивидуальный подход и много времени.

Любой родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо учился! Но что это значит - чтобы он глубоко постигал различные предметы, или чтобы получал высокие баллы?

 

Зачем нужны оценки

У школьных оценок две важнейшие функции: они дают ученику обратную связь от учителя (попутно помогая ему поддерживать дисциплину и интерес, играя и манипулируя баллами) и они же являются языком общения ученика с родителями. Мы спрашиваем ребенка: "ну, как у тебя с математикой?" - "Хорошо, отвечает, пятерку получил! А с русским не очень - опять тройка..." Этот ответ, по сути совершенно пустой, закрытый, создает нам иллюзию, что мы знаем, как учится наш ребенок и каковы его успехи. Дальше мы можем рассуждать с ним, что пятерка это хорошо, что и сами мы учились на пятерки. А вот тройка - не очень, что хотя бы четверки было бы достаточно... Но при этом, говоря об учебе, мы рискуем упустить то, что постиг ребенок, что его заинтересовало, удивило, увлекло. Это было оправдано, когда образование только становилось массовым и родители зачастую не могли сами оценить успехи ребенка. Но теперешний ребенок быстро понимает: важны оценки, а не то, что он знает, и к успехам в школе сами взрослые относятся формально. Ну а оценки можно стереть в дневнике, выторговать у педагога, на худой конец, заслужить, выполнив все обессмысленные требования. Но это не прибавляет знаний и не делает учебу интересной и привлекательной. Хотя отчасти и готовит ко взрослой жизни - полной формальных, бессмысленных требований.

Оценки, как любой инструмент, могут быть полезны, пока они не превращаются в самоцель. Как средство, они помогают получить лаконичную обратную связь ученикам о том, каковы их успехи, соотнести себя с другими. Но это только дополнительное средство, которое не может подменять собой анализ достижений учащегося. В лучшем случае, оценка становится резюме комментариев педагога к деятельности ученика: в том-то ты преуспел, здесь и здесь надо позаниматься, в итоге - такая-то оценка. В противном случае, баллы теряют свой смысл, становясь пустышкой, на которую почему-то продолжают соблазняться.

Оценки по своему замыслу похожи на деньги. Сами по себе простые бумажки или железяки, они отражают в себе ценность других предметов. Оценки отражают ценность того, чему научился, что теперь может ученик. Но деньги могут стать самоцелью, если мы забываем, что сами по себе они ничего не стоят. Порой ученики тоже забывают, что оценки - всего лишь ярлычки, пометки и указатели на пути приобретения знаний. И тогда они останавливаются и не могут идти, чувствуют себя дезориентированными, если их лишают этих указателей.

Может случится страшная трансформация, если дети начинают учиться не потому, что им интересно, а за оценки. Они так и спрашивают: "А за это оценку поставят? Нет??? Ну, тогда я не стану делать!" Это значит, что собственная мотивация, внутреннее желание учиться пропало. Но не менее страшна трансформация, которая произошла со взрослыми, говорящими: "Тогда ты получишь двойку", - так, как будто это действительно важно, важнее, чем то, что он не узнает, не поймет, не прикоснется к тому, что самому этому взрослому дорого.

 

Власть оценок

Может вызывать удивление, как же оценкам удалось захватить столько власти. Ответ прост: любому человеку важно, как к нему относятся другие. Более того, нам, существам социальным, просто необходимо развивать в себе чутье на чужую реакцию. Этому мы сызмальства учимся сами и тренируем детей. Без оглядки на мнение других людей, без стараний соответствовать чужим ожиданиям, человек быстро становится одиноким или неадекватным. Но жить с постоянной оглядкой напряженно. И часть этого напряжения выражается в могуществе оценки. Нам кажется (и увы, часто справедливо), что оценки связаны с человеческими отношениями.

Поставленная оценка часто означает для нас не столько объективное описание результатов нашего труда, сколько выражение личного отношения. «Она мне двойку поставила – я ей никогда не нравился!» или «Подготовится не успел, но получил пятерку: меня учительница любит!» - так говорят, или думаю, и школьники, и студенты. И тогда оценка перестает быть инструментом, помогающим учиться. Она превращается в инструмент выяснения отношений.

Сама оценка становится отражением симпатии или антипатии. Дети, которые получают плохие оценки, зачастую уверены, что их не любят, что у них нет шансов получить балл повыше. Да и отличники не реже уверены, что их перестанут любить, стоит им расслабиться. То, что должно быть лишь отражением результатов учебы, обретает смысл выражения чувств. А когда речь идет о чувствах, становится меньше места рациональному.

Именно поэтому так важны четкие критерии, по которым выставляются оценки. Ради этого были придуманы комиссии, апелляции. Но пока люди ставят оценки, у них остается возможность скрыть в себе личные отношения.

 

Ради интереса

Что же будет, если оценок не ставить? Или не проверять? Привыкнув к тотальному контролю и к тому, что это основной способ управлять чем-либо, нам кажется, что ребенок тогда перестанет учиться совсем. И пожалуй, привыкший к такому отношению и учебе-за-оценки ребенок поначалу действительно перестанет учиться. Только постепенно у него восстановится способность относиться к учебе неформально, то есть появится собственный интерес. Но в этом мы, взрослые, можем ему помочь. Окружающую нас красоту и захватывающий, увлекательный мир знаний можно упустить неподготовленному глазу. Мы учимся быть любопытными и внимчивыми постепенно, знакомясь с теми знаниями, которые лежат за каждой вещью. Если ребенок потерял интерес к знаниям, то есть потерял способность задавать вопросы: почему, зачем, как - то мы можем помогать ему в этом, задаваясь вопросами вместе с ним. Пока мы отмахиваемся от его вопросов или просто на них отвечаем исходя из собственной осведомленности, мы удовлетворяем его любопытство. Но мы можем его разжигать, если начинаем искать ответ на вопрос вместе с ним, попутно находя все новые и новые вопросы.

Еще древние греки заметили, что так устроено знание: чем больше мы знаем, тем больше вопросов, любопытства, не-знания у нас есть, тем больше наш голод по новому. И только маленькому несмышленышу кажется, что он все знает и умеет.

 

Как развить желание учиться:

- Попробуйте интересоваться не формальными успехами ребенка, а тем, что его удивило, ужаснуло, расстроило или обрадовало в школе, что он узнал нового, о чем раньше не думал и не догадывался. Конечно, Вы уже это знаете, но постарайтесь удивиться и вместе с ним посмотреть на новые знания по-новому.

- Делитесь с ребенком вашими наблюдениями, впечатлениями, сомнениями, обсуждайте окружающий мир - покажите как много интересного скрыто за явными вещами – природными явлениями и созданными руками человека.

- Помогайте ребенку относиться к оценкам как к обратной связи от педагога, а не цели обучения. Демонстрируйте ему, что то, чему он научился, важнее любых баллов.

- Обратите внимание на то, что интересно ребенку. Даже если это не кажется вам достойным интереса, только проявив уважение, мы можем помочь расширить представления о мире. Иначе он скоро решит, что мы "ничего не понимаем".

- В конечном счете, дети берут пример с нас самих. Мы так привыкли к своим знаниям, что перестали замечать, какое это богатство и ресурс. Гораздо интереснее жить, зная больше об окружающем мире. Если мы сами верим в это, это важнейшее сокровище, которое мы можем передать в наследство нашим детям.



Просмотров: 271
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Если ваш ребенок не хочет учиться
  • Если ребенок не хочет учиться…
  • Важны ли для развития детей хорошие оценки в школе ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться"
  • Мой ребенок стал плохо учиться в школе
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Начальная школа и ребенок: выживать не обязательно, можно учиться. Профилактика противостояния.
  • Оценочные суждения. Нужны ли ваши "оценки" вашему ребенку?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Стоит ли ребенка ругать за оценки?
  • Ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы родителям.
  • Когда ребенок становится "деспотом"?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Ребенок не хочет учиться, что делать?
  • Ребенок не хочет учиться. Что делать?
  • Ребенок Не Хочет Учиться. Что Делать?
  • Старший ребенок после рождения младшего становится "взрослым"...
  • "Ребенок" остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним
  • Из чего же "состоит" Ваш ребенок? (да, и Вы сами!). Статья с упражнением
  • Почему "наш ребенок" становится химически зависимым.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь