|
Арт-терапия и гештальт-подход.Автор статьи: Мусинская (Данилюк) Ирина Юрьевна
I. Арт-терапия как метод. Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Основные цели арт-терапии - самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической, культурной). Важным понятием арт-терапии является сублимация - выражение бессознательных инстинктов и влечений (порой деструктивных) с помощью трансформации их в творения искусства; искусство может одновременно "направить в другое русло" и выразить также чувства злости, боли, тревоги, страха. Преимущества метода арт-терапии в том, что он: 1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально - приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения; 2) ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры; 3) дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений; 4) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения; 5) помогает укрепить терапевтические взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств; 6) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка; 7) развивает и усиливает внимание к чувствам; 8) усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития. Достигаются цели:
* * * * * В арт-терапии существует 2 подхода:
С моей точки зрения, оба подхода имеют право быть, так как и в том, и в другом есть рациональное зерно. Иногда, действительно, достаточно самого процесса создания «рисунка – фигуры», и процесс терапии происходит именно во время создания, и тогда вместе с завершением работы над «рисунком» мы получаем и осознавание – результат. Но существуют также и другие варианты: клиент создает «рисунок», но во время создания осознавания не происходит. И тогда явно необходима интерпретация. Таким образом, можно сделать вывод, что в терапии необходимо использовать оба подхода в зависимости от ситуации. II. Арт-терапия и цикл-контакт.1. ПреконтактЗадачи:
Фаза, или стадия, преконтакта является одной из самый благоприятных для использования арт-методов, так как очень часто клиент либо не может сформулировать запрос, либо у него недостаточно ресурса для контакта с терапевтом, своей проблемой. В этом случае уместно использовать следующие арт-методы, позволяющие установить безопасность, установить фигуру и фон, выявить проблему, сберечь, а иногда и создать ресурс клиента для дальнейшей работы:
Упражнения для работы с телом можно найти в книге Романенко О.К. Практическая гештальттерапия. М.: Фолиум, 1995, 112 с . 2. Контакт.В арт-терапии существует также много техник (методик), сопровождающих процесс контакта. Их можно использовать тогда, когда человек не готов контактировать с проблемой напрямую, непосредственно. Фантазии. Цели использования фантазии:
С фантазией следует работать в два этапа:
Куст розы. «Какой ты куст роз? Ты очень маленький? Ты большой? Ты пышный? Ты высокий? На тебе есть цветы? Если есть, то какие? (Они не обязательно должны быть розами.) Какого цвета твои цветы? Много ли их у тебя или только несколько штук? Полностью ли распустились твои цветы или у тебя только бутоны? Есть ли у тебя листья? Какие они? Как выглядят твои стебель и ветки? Как выглядят твои корни?.. Или, может быть, у тебя их нет? Если есть, какие они: длинные и прямые или извилистые? Глубокие ли они? Есть ли у тебя шипы? Где ты находишься? Во дворе? В парке? В пустыне? В городе? За городом? Среди океана? Находишься ли ты в каком-нибудь сосуде или растешь в земле, или пробиваешься сквозь асфальт? Ты снаружи или внутри чего-либо? Что окружает тебя? Есть ли там другие цветы или ты в одиночестве? Есть ли там деревья? Животные? Люди? Птицы? Есть ли вокруг тебя что-нибудь наподобие изгороди? Если да, то на что это похоже? Или ты находишься на открытом месте? На что это похоже — быть кустом роз? Как ты поддерживаешь свое существование? Кто-нибудь ухаживает за тобой? Какая погода сейчас: благоприятная или нет? Данная техника позволяет клиенту увидеть и осознать свою проблему, проконтактировать с ней. Из собственного опыта: когда я рисовала Куст розы, в результате у меня получилось 2 рисунка. На первом куст розы цвел на большой клумбе перед кинотеатром, вокруг было много людей, куст розы окружало множество мелких растений. Чем тщательнее я прорисовывала детали, чем больше «населяла» свой рисунок, тем больший дискомфорт я испытывала. И в конце поняла, что это был Куст прежней моей жизни. И что я больше не хочу жить так, как жила. Поэтому я нарисовала другой куст. На это рисунке Куст жил в большом красивом цветочном горшке в комнате на столе недалеко от открытого настежь окна, на котором были легкие прозрачные занавески. Больше в комнате цветов не было. Рядом с горшком стоял красивый кувшин с водой. Мне стало понятно, что я хочу «жить» вот в такой моей светлой комнате. И чтобы рядом был кто-то, кто обо мне будет заботиться, ухаживать за мной. Таким образом, была выявлена и сформулирована основная потребность. С этим уже можно было работать дальше. Проблематизирующие фантазии. Их достаточно много. Вот названия некоторых из них: «Мудрый старец», «Китайский храм». В их основе лежит необходимость сформулировать проблему, задать вопрос. Эти методики описаны в книге Шоттенлоэра Г. – «Рисунок и образ в гештальттерапии» Вот одна из них. Старый мудрец. «Ты идешь по дороге… Видишь вдали хижину. Ты подходишь ближе и узнаешь старого мудреца, сидящего на крыльце. Ты хочешь получше рассмотреть его. .. Он приветствует тебя долгим взглядом. Ты смотришь в его глаза и понимаешь, что можешь задать ему вопрос, и мудрец тебе ответит. Ты обдумываешь, о чем же важном стоит его спросить…. Ты задаешь ему вопрос. Он смотрит на тебя и уходит в хижину. Ты напряженно ждешь. Старик возвращается с подарком для тебя. Добавляет ли он что-нибудь к этому? Если он ничего не говорит, ты понимаешь, что подарок и есть ответ. Ты берешь его, прощаешься и уходишь». Далее клиенту предлагается рассказать о том, что он видел, в подробностях. Какой подарок получил? Сказал ли что-то ему мудрец? Как выглядел мудрец? Как выглядела хижина? И т.д. Символьные проекции. Методика символьных проекций. Их двенадцать.
Необходимо представить себе во всех подробностях, деталях каждый предмет и себя в нем, рядом с ним, на нем и т. д. Описание работы с символьными проекциями можно найти в следующей книге: Свирепо О.А., Туманова О.С. «Образ, символ, метафора») Мы видим, что терапевт может выбрать любую из символьных проекций для работы с клиентом в зависимости от того, какая проблема является фигурой, так как это методики охватывают практически все сферы жизни и деятельности человека. Финальный контакт.Процесс интеграции. На этой стадии можно использовать практически те же техники, которые мы использовали на начальной стадии (при преконтакте). Рассмотреть уде сделанные «рисунки» (фигурки, метафоры и т. д. ), но уже с целью увидеть, соответствует ли уже сделанный «рисунок» тому новому состояние, в котором клиент находится сейчас. Затем можно предложить клиенту либо что-то изменить в предыдущем «рисунке», либо создать-выбрать что-то новое. Пост контакт.Это процесс присвоения полученного опыта. На этой стадии целесообразнее всего, как я считаю, вернуться к «рисунку», фантазии, метафоре (к тому, с чем начинали работу) и закрепить полученный опыт с помощью проговаривания, рассказа о том, что было сделано, увидено, почувствовано. Возможно подключение телесных упражнений, чтобы клиент мог почувствовать себя нового и на уровне тела.
Полярности.Хочется немного сказать и об упражнениях, связанных с работой с полярностями. Их подробное описание можно взять из книги Шоттенлоэра Г. – «Рисунок и образ в гештальттерапии». В данной работе я приведу только некоторые из упражнений для получения общего представления об этих техниках. Рисование. Нарисуйте картинки того, что делает вас счастливыми, и того, что делает вас несчастными. Нарисуйте себя, когда вы чувствуете себя спокойно и расслабленно и когда вы чувствуете себя беспокойно и напряженно. Нарисуйте свой портрет, когда вы чувствуете себя сильными и когда — слабыми. Пластилин. Вылепите фигурку, которая изображает вас «изнутри». А теперь сделайте фигурку, изображающую вас снаружи: как вы представите себя другим. Рассказы. Однажды, давным-давно, жил-был слон, который очень любил дурачиться, когда был со своими друзьями, но становился очень серьезным, когда приходил домой. А теперь попробуй представить себе, что ты и есть этот слон... Расскажи, что было дальше. Позы и жесты. Попробуйте изобразить различные стороны самих себя, разыгрывая шарады, которые нужно разгадывать. Коллаж. Представьте в коллаже какие-нибудь противоположные черты вашей личности.
III. Заключение.Безусловно, арт-техники являются совершенно необходимой составной частью терапии, так как они позволяют сберечь ресурс клиента, помогают работать с проблемой не «прямо в лоб», а как бы в обход, позволяют работать с чувствами клиента, что особенно важно для тех, кто не умеет либо идентифицировать, либо выражать свои чувства. Я в своей работе использую арт-техники практически постоянно, и такая методика работы дает хорошие результаты. Особенно продуктивны данные методики в работе с детьми.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|