Кто в доме главный - я или ребёнок?

Довольно часто родители приходят к психологам с такой проблемой: мы не можем контролировать нашего ребёнка, он не слушается даже с 10-го раза, постоянно перебивает взрослых в разговоре, требует немедленного выполнения всех желаний. Словом, тиран. Что делать? Родители уже и разговаривали, и сладкого лишали, и компьютер забирали. А он не унимается. А когда задаёшь таким родителям наводящие вопросы, оказывается, что чётких «нельзя» дома нет, маму можно уболтать, найдя нужные доводы, и «я хочу» ребёнка часто перевешивает мамины-папины возможности и потребности, например, в свободном от ребёнка времяпрепровождении.

Ведь корень проблемы в ответе на вопрос, кто дома главный?

Это не про доминирование и авторитарность. Каждый знает, что личность ребёнка может развиваться в рамках определённой структуры и системы правил. – границ.  С одной стороны, границы оберегают ребёнка, активно познающего мир, от потенциальных опасностей, например, от открытого окна и горячей плиты, с другой стороны, границы  и иерархия в семье: ты маленький, я большой сообщают в норме ощущение безопасности. Родители могут меня защитить, помочь мне, утешить, уберечь от глупостей. И в норме по мере взросления и обретения внутренней самостоятельности ребёнка границы раздвигаются и место в иерархии семьи меняется. Это один момент.

Второй момент связан с тем, что ребёнок не может сформировать собственные границы – телесные, психологические, социальные, если они размыты у значимых взрослых.  Какой здесь механизм? Мы осознаём границы нашей личности, сталкиваясь с другими людьми, и критерием нормы здесь будет субъективное индивидуальное чувство комфорта и безопасности. Оно своё у каждого из нас. Так вот ребёнок и сталкивается с нами, исследует наши реакции.

Если кто-то берёт мою вещь, мне это может быть неприятно, даже если это ребёнок, даже если любимый, но без разрешения. И когда он слышит от меня: «Прости, это моя вещь. Я не хочу, чтобы ты её трогал». – «Почему?» - «Потому что это моё, и только я могу решать». И наш ребёнок будет знать, что и его вещи принадлежат только ему, и  он может отказать, если хочет. Это важно. И так со всем. Наша взрослая здоровая забота о себе, своём отдыхе, возможностях учит детей тому, что и они способны проявлять такую заботы по отношению к себе.

Поэтому часто эмоциональные, расторможенные, требовательные  дети бывают у родителей, которым сложно отстаивать свои границы и держать структуру. Переводя их поведение на язык слов, можно сказать так: «Мама-папа, я уже не могу остановиться самостоятельно, если вы этого не сделаете. Поэтому я буду безобразничать до тех пор, пока вы это не поймёте». Потому что ребёнку некомфортно в состоянии вседозволенности, сложно осознавать себя – свои чувства, желания, страхи.

Неуправляемость – это бессознательное бегство ребёнка от тревоги небезопасности и неопределённости рамок жизни, которые он ощущает. Не всегда, но довольно часто.

Первый шаг помощи – это разобраться, что именно вас беспокоит и что хочется поменять. Потом определить три «нельзя» и «будет так», которые вы готовы предъявить ребёнку. И быть последовательными. Это поможет начать создавать рамки. Ваши «нельзя» - это объективные, продиктованные логикой и укладом семьи ограничение. Например, отход ко сну в 21.00 для мальчика-первоклассника, «нельзя» мешать, когда мама-папа работают и т.д.

Второй шаг – понять, какие ваши границы нарушает ребёнок, и что в этом плане вы хотите изменить. Потому что только ощущая собственную цельность, не теряя энергию, можно объективно посмотреть на ситуацию и сделать правильные шаги.

Поэтому главный в доме – это ориентир, защитник и кнопка стоп, когда заносит на поворотах. И это точно кто-то из нас, и не наоборот.



Просмотров: 337
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Я не могу быть собой, потому что не понимаю кто это - я.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Психолгия сновидений: часто задаваемые вопросы. А если я не вижу снов, что это означает?
  • Психологические границы личности. Что это и зачем нужны?
  • Психологические границы. Что это?
  • Психологические границы, что это такое
  • Психологические границы — что это такое?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Мама - это не про меня. Материнский инстинкт - что делать, если он не возник(ает)?
  • Наши границы: что это и как работает
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?
  • Психологические границы человека, что это такое?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Потому что я могу себе это позволить.
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • Что делать, если ребёнок часто болеет?
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Если ребёнок потерялся? Это должен знать каждый! Рекомендации психолога
  • Он не будет мыть посуду! Только если вы не сделаете это…
  • Что обо мне подумают, если я начну это делать?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь