Привязанность.

Привязанность      Я нередко наблюдала за особенным отношением Тэя (той-терьер) к своему хозяину Евгению. В семье наших друзей кроме Евгения есть его супруга Елена, которая кормит Тэя чем-то вкусненьким, ухаживает за ним и сердобольно берет на ручки. Есть и их дети – Дарина и Максим, которые постоянно играют и выгуливают своего любимца. Но этот «котопёс», как его ласково называют хозяева, питает особую страсть именно к Евгению. Наблюдая за этой особенной привязанностью Тэя, я вдруг вспомнила про Лоренца и поинтересовалась: «а как у вас появился Тэй?» Выяснилось, что когда его принесли, Лена побрезговала им из-за специфичного запаха, и скулившего щенка приютил на своей груди Евгений. С тех пор он и является «мамой» Тэя, другими словами у Тэя к хозяину возникла особая привязанность.

Задолго до этого вышеупомянутый Конрад Лоренц обратил внимание, что детство – это период памяти, когда она особенно восприимчива. Вылупившиеся птенцы запоминали первое, что увидят, считая этот объект своей матерью, и следовали за ним повсюду, даже если это был сапог Лоренца. Такое запечатление увиденного получило название импринтинг. Этим явлением заинтересовался в свое время Дж.Боулби и задался вопросом: существует ли импринтинг у человека? Он выяснил, что в основе импринтинга у животных лежит реакция следования: запечатлел объект – и будет везде за ним ходить, чтоб заботились. А новорожденное человеческое дитя ни за кем самостоятельно следовать не может, не способно.

Поэтому в человеческих отношениях имеет значение не реакция следования, а поиск близости. У ребенка выработались другие более серьезные механизмы привлечения внимания, вызывающие заботу: цепляние, сосание, плач, улыбка, зрительный контакт. Однако у человека импринтинг протекает несколько иначе:

1)  У человека значительно длительнее период для импринтинга;   окончательное   запечатление   материнского образа происходит где-то между семью и восемнадцатью месяцами. Именно поэтому указанный период является наиболее опасным и травмирующим в случае разлучения с матерью.

2)  Импринтинг у человека более пластичен - образ матери в принципе может быть изменен, т.к. ребенок может установить до 4 эмоциональных контактов, а у животных это может произойти только один раз. Но также ученые выявили, что ребенок до 5 лет в состоянии восстановить не более 4-х прерванных контактов, а дальше потребность блокируется и установить какие-то теплые дружественные отношения очень трудно. (Только представьте, что происходит, когда у ребенка бесконечно меняются няни или воспитатели в домах ребенка).

3) Хотя привязанность ребенка к матери является врожденной, однако ее устойчивость и сила будет зависеть от характера их взаимоотношений.

 Эмоционально теплые, близкие, устойчивые и продолжительные отношения с матерью (или лицом, постоянно его замещающим) – это необходимое условие сохранения психического здоровья в младенческом и раннем детстве.

Не трудно догадаться, что долговременная разлука с матерью в первые 3-5 лет жизни малыша отражается на его психическом и физическом здоровье и влияет на дальнейшее развитие. Специалисты рассматривают расстройства привязанности как психиатрический диагноз и выделяют следующие симптомы:

•  «реактивное расстройство привязанности» - это устойчивое нежелание ребенка вступать в контакт или поддер­живать общение с окружающими взрослыми (у младенцев это отсутствие или слабость зрительного контакта и голосового под­ражания, нежелание совместной игры или даже сопротивление ей и т.п.); апатичный или сниженный фон настроения, часто с боязливостью или настороженностью, который не исчезает, ког­да ребенка утешают; с полутора-двух лет плохое социальное вза­имодействие со сверстниками, агрессия к себе и другим; отсут­ствие любопытства и достаточной спонтанности в деятельности;

•  для «растормо­женного расстройства привязанности» характерна «диффузная общительность», которая проявляется в отсутствии чувства дистанции со взрослыми, в фамильярности при обще­нии с почти незнакомыми людьми, в постоянных просьбах о чем-то, в желании всеми способами привлечь к себе внимание («прилипчивое» поведение), а с четырех лет и позже — в нераз­борчивости в дружеских связях. Такие симптомы чаще всего характерны для детей, с младенчества воспитывающихся в доме ребенка, где часто меняются воспитатели.

Расстройства привязанности у детей могут также сопровождаться и соматическими расстройствами,  такими как снижение физических показателей развития (масса, рост), слабость мышечного тонуса, недо­развитие костной системы при нормальном уровне гормона роста.

По мнению Дж.Боулби даже краткосрочный разрыв с матерью маленького ребенка начинается с тяжелейшего эмоционального стресса. Он выделяет 3 стадии разрыва с матерью:

  1. Протест. Разрыв с матерью начинается с тяжелого эмоционального стресса. Ребенок плачет, кричит, требует, чтобы она пришла, ищет кого-нибудь, кто мог бы ее заменить.
  2. Отчаяние. Характеризуется реакцией избегания, ребенок начинает кричать, если кто-нибудь подходит. Одновременно идет потеря веса, нарушение сна и аппетита.
  3. Отчуждение. Ребенок вообще начинает избегать всяческого контакта, может развиваться апатия и аутизм.

Очень хорошо все эти стадии проиллюстрированы в замечательном документальном фильме «Джон» (1969), снятом английскими психологами Джеймсом и Джойс Робертсон.

https://www.youtube.com/watch?v=6CsKp5iZgic [youtube]

В Англии существовала такая традиция: если у родителей что-то происходило, они могли на время отдать ребенка в приют. Девять дней Джон (1,5 года) провел в приюте без мамы и их теплые гармоничные отношения изменились. Придя за ним, вместо жизнерадостного спокойного Джона мама увидела отчужденного, подавленного горем ребенка. Когда он, наконец, посмотрел на нее, то «это был взгляд, которого она никогда раньше не видела». Когда Джон берет в ручки свое одеяло или прижимается к мягкому мишке, вспоминается еще один очень интересный эксперимент с одной из самых знаменитых матерей ХХ века – мамой Харлоу, который позволяет понять, что для ребенка гораздо большее значение имеет телесный контакт, чем удовлетворение чувства голода.

Отнятую у матери новорожденную обезьянку помещали к двум суррогатным матерям – холодной проволочной с бутылочкой для кормления и теплой пушистой мягкой. Наскоро утолив чувство голода у «проволочной мамы», обезьянка бежала к «мягкой маме» и проводила с ней все оставшееся время. Харлоу объясняет это тем, что «мягкая мама» обеспечивает ребенку эмоциональный комфорт, имеющий чрезвычайно большое значение в формировании чувства любви и привязанности. Это также позволяет понять и ту привязанность, которую почти все дети испытывают к мягким, пушистым, большим игрушкам. Многие, особенно в дошкольном возрасте, не могут заснуть без такой любимой игрушки. Специалисты полагают, что для нормального развития ребенка мягкая игрушка совершенно необходима.

За предыдущий год мне удалось провести около 150 консультаций с подростками 15-19 лет и, исходя из исследований их личных историй, можно четко проследить взаимосвязь между типом сформированной привязанности в раннем детстве и их сегодняшними проблемами. Парень, не может дружить и страдает от недостатка общения, заниженной самооценки, при этом активно занимается спортом, имеет видимые успехи, пишет стихи на английском, увлекается музыкой. Девушка неразборчива в связях, липнет к каждому встречному и страдает от отвержения и насмешек окружающих. Еще один юноша не может установить прочных отношений с девушками, потому что боится привязываться к кому-либо, утешение находит в алкоголе и наркотиках. Примеры можно продолжать, и все они, увы, объединены не только сложным возрастом, разбушевавшимися гормонами на которые мы так  любим ссылаться.

В следующей статье мы рассмотрим, какие существую типы сформировавшейся привязанности у детей.

 


 



Просмотров: 391
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Нейродермит ребенка как нарушение контакта с матерью.
  • Разлука с матерью и нарушение привязанности.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Развитие привязанности у ребенка
  • Потребность в привязанности ребенка к маме рождается вместе с ним.
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Не каждая женщина может иметь детей, но каждая может стать Матерью
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Биологические основы изгнания отца из семьи матерью ребенка
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка? Дошкольный период
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Арт-терапия. Диагностика привязанности ребенка с использованием методики «Рисунок птичьего гнезда»
  • Плач ребенка и реакция матери
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Нарушение привязанности у детей в раннем возрасте
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Значение привязанности для человека
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Муж не может расстаться с матерью: что делать?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Привязанность I Мама - значимый для ребенка взрослый.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь