В своей практике мне часто приходиться отвечать на вопросы родителей: - В каком возрасте у детей появляются первые друзья? - Почему у моего 3-х летнего сына нет друзей? - Дочка не хочет идти в детский сад: с ней никто не дружит. Так что же такое «детская дружба» и где её истоки? С точки зрения детской психологии развитие потребности в общении со сверстниками и формирование дружеских отношений между детьми проходит ряд этапов. На втором году жизни у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу; но уже к концу второго года появляется стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи; на третьем году жизни отмечается чувствительность ребенка к отношению сверстника, что приводит к окончательному формированию потребности в общении с ним. Сначала малыш привыкает спокойно, без тревог и страхов, общаться со взрослыми и лишь потом осваивает науку общения с детьми. Причем вначале, в сферу его интересов попадают старшие дети, потом (хотя и необязательно), те, кто его помладше, и только в последнюю очередь ребенок начинает играть с ровесниками. Вполне естественно, что ребенок, не достигший трехлетнего возраста, предпочтение отдает игре с близкими ему людьми или с игрушкой, чем со своими сверстниками. Хотя ребенок до трех лет и проявляет своеобразный интерес и избирательное отношение к себе подобному, но этот контакт побуждается в основном потребностями в новых впечатлениях. Дети играют, находятся рядом, но "не вместе". Игрушка может быть более интересна, чем сверстник. В силу возрастных особенностей психики, эгоцентризма, малыш не может понять желания, намерения другого ребенка, учесть его интересы, поставить себя на его место. Поэтому говорить о дружеских отношениях трехлетних детей и тем более расстраиваться по поводу отсутствия друзей в младшей группе детского сада, мягко говоря, бессмысленно. А вот общение 4-5 летнего ребенка со сверстниками, протекающее в свободной форме уже создает оптимальные условия не только для познания самого себя, но и окружающих его детей. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и развлечениях, ребенок реализует свою уникальность, что стимулирует его инициативность в общении, стремлении к сопереживанию, помощи и появлению первых тонких и трогательных проявлений дружеских отношений. У детей 5-6 лет уже ярко выражена осознанная потребность в обществе именно сверстников, которых уже не заменяют ни взрослые, ни игрушки. И, конечно же, на любом из рассмотренных периодов детства, так важно бережное и осторожное участие взрослого. Нельзя игнорировать и пропускать моменты, когда необходима помощь в организации и создании среды для общения детей. Необходимо терпеливо выслушивать рассказы детей о друзьях и своевременно предупреждать и разрешать детские конфликты. Родителям необходимо помнить и осознавать, что дружба - это искусство, истоки которого закладываются в детстве.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.