К вопросу обоснования использования психодинамического подхода в комплексном лечении алекситимии

К вопросу обоснования использования психодинамического

подхода в комплексном лечении алекситимии

 

Вьюков А.С., Давыдов А.Т., Степура А.А.*

 

ГБУЗ «Психоневрологический диспансер», г. Шахты, Ростовская область

*Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Россия

 

Введение. Известно, что у лиц с алекситимией определяются нарушения в когнитивной  и аффективной сферах, которые снижают способность вербализации аффекта, а также приводят к избыточному физиологическому и психологическому ответу. Так, для них характерно сочетание эмоциональных, когнитивных и личностных проявлений, часто обнаруживается неспособность к распознаванию и точному описанию собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей. При алекситимии когнитивная сфера отличается недостаточностью воображения, преобладанием наглядно-действенного мышления над абстрактно-логическим, слабостью функций символизации и категоризации. Дефицит рефлексии, потребностей и мотивов деятельности ограничивает возможность управлять своими побуждениями, гибко перестраивать их в соответствии с требованиями ситуации. У них определяется бедность языка, затруднение вербализации эмоции. При этом катексис слов носит недостаточный характер, часто отсутствует граница между обозначением и обозначаемым.

Целью исследования явилось обоснование использования психодинамического подхода в комплексном лечении алекситимии.

Методы и группы больных. Для выявления частоты и основных проявлений алекситимии были обследованы две группы мужчин. У 26 мужчин основной группы с алекситимией было диагностировано «расстройство адаптации» по критериям МКБ-10. Контрольную группу составило 24 человека, не предъявлявших жалоб на состояние здоровья. Обследование групп проводилось одновременно и средний возраст составил 50,5±0,7 лет. Были использованы клинический и катамнестический методы, анамнестическая анкета, шкала оценки реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, Миссисипская шкала оценки посттравматических реакций и расстройства адаптации, САН (самочувствие активность и настроение), тесты нервнопсихической адаптации (НПА), оценки уровня субъективного контроля (УСК) и субъективной оценки состояния (СОС).

Результаты исследования и обсуждения. Было определено, что у лиц контрольной группы проявления алекситимии не выявлялись. У лиц основной группы ее выраженность составила 11,5±1,7 баллов. По методике УСК все лица основной группы были разделены на две подгруппы по типу доминирующего локуса контроля - экстернальный и интернальный. При экстернальном локусе контроля (до 5,5 стенов) больные полагали, что все происходящие с ними события являлись результатом действий внешних сил или обстоятельств. При интернальном локусе контроля (выше 5,5 стенов) все обследуемые интерпретировали значимые проявления болезни - как результат своей собственной деятельности. Оказалось, что общая интегральная оценка УСК имела положительную динамику от экстернальности к интернальности. Кроме того, у лиц с алекситимией сравниваемых подгрупп был выявлен высокий уровень реактивной и личностной тревоги, что составило 72,8 и 74,7 условных баллов, соответственно. С помощью многофакторного опросника личности было выявлено предельное повышение показателей психастении и интроверсии у лиц с алекситимией. Было определено, что интерактивная сторона общения у лиц с алекситимией является не полной и при этом часто возникают аффективные срывы, которые приводят к различным формам девиантного поведения и ухода в психосоматическая болезнь. Психодинамический подход сделал возможность исследовать процесс десоматизации в рамках психологии развития и обозначить роль ресоматизиции при психосоматических синдромах. До сих пор не выяснено, вызвана ли алекситимия наследственными факторами «например, биохимическим дефицитом» или же она обусловлена задержкой или ускорением, вследствие семейных социальных, культурных и других влияний.

Заключение. Таким образом, алекситимия характеризуется полиморфизмом клинических расстройств, в числе которых: кратковременная депрессивная реакция; пролонгированная депрессивная реакция; смешанная тревожная и депрессивная реакция; с преобладанием нарушений других эмоций; с преобладанием нарушения поведения; смешанное расстройство эмоций и поведения; другие специфические преобладающие симптомы. В результате развившегося после алекситимии расстройства адаптации снижается работоспособность, что препятствует к успешному поиску и устройству на работу. Безработные часто ищут подходящее место многие месяцы и далеко не всегда находят, а если и находят, то, как правило, неудовлетворенны работой, своей новой специальностью. Такая ситуация ввергает человека в уныние и отчаяние, создает ощущения безвыходности. Известны случаи, когда уволенными с работы предпринимаются попытки покончить жизнь самоубийством. До сих пор, статистических данных о распространенности алекситимии, расстройства адаптации и суицидального поведения в доступной литературе нами не выявлено, что подтверждает необходимость дальнейших исследований на стыке указанных психопатологических состояний.

Представляется, что на этой основе является целесообразным осуществлять методы психодинамической психотерапии с последующими психореабилитационными мероприятиями. Психодинамический подход позволит дезактуализировать скрытые и неосознанные внутренние конфликты, что приведет к уменьшению симптомов алекситимии.



Просмотров: 324
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Об алекситимии и личностной структуре
  • Терапия алекситимии
  • Психотерапия алекситимии
  • Тест на определение алекситимии.
  • Расстройства пищевого поведения: Часть 1 Психодинамический подход.
  • Расстройства пищевого поведения: часть 3 локус контроля и анорексия.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство и расстройства адаптации.
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Роль психотерапии в лечении нарушений пищевого поведения (НПП)
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Арт-терапия для работы с алекситимией
  • Особенности совладающего поведения студента-мигранта на этапе адаптации в вузе
  • Теория развития группы: что препятствует общению?
  • Психодинамический подход при лечении панических атак
  • Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения
  • Она виновата, что он изменяет? Об адюльтере и локусе контроля
  • Основные особенности консультирования клиентов с алекситимией или алекситимичными чертами личности.
  • 9 этапов в лечении расстройств пищевого поведения
  • Осторожно! Неразвлекательный контент. Расстройства пищевого поведения: Часть 2. Поведенческий подход
  • Что делать, если муж часто злится, грубо отвечает? Психология поведения.
  • Как найти работу своей мечты (техника "4 группы желаний")
  • Еще раз об адаптации…адаптации мамы к детскому саду.
  • Эмоции, возможность контроля
  • К вопросу адаптации
  • К вопросу об адаптации
  • Как возникают расстройства пищевого поведения
  • Кризис 3х лет. Способы оценки поведения ребенка или как установить запреты.
  • Психокоррекционная работа с алекситимией
  • Исцеление цветотерапией: работа с алекситимией.
  • Методы арт-терапии в коррекции эмоционального состояния военнослужащих срочной службы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь