Истоки эгоизма

Истоки эгоизма

 Кто ей внушил чувство собственной исключительности, отец, любящий ее безоглядно, или мать, воспринимающая дочь как соперницу, - неизвестно. Но коллеги Виолетты Степановны недоумевали, как можно быть такой эгоисткой. Хотя нашей героине было уже немного за 40, но она так и не устроила свою жизнь. Обаятельная, с копной темно-русых кудрей, изящная, со вкусом одетая, она была одинока. Подруг у нее не было. Мужчины долго не задерживались: то ли пугало откровенное стремление выйти замуж, то ли постоянно появляющиеся болезни, которые сменяли одна другую. На работе ее считали симулянткой. Виолетта в споры с сотрудниками не вступала – считая это ниже своего достоинства. Сплетницы уже подустали перемывать ее косточки, когда вдруг обнаружилось, что Виолетта Степановна  беременна.

Виолетта стала мечтать о ребенке давно и когда поняла, что забеременеть не получается, обратилась к знакомому врачу, работающему в роддоме, чтобы помог выбрать младенца «по блату». Мальчик, как две капли, был похож на нее. С тонкими чертами лица и темными волосиками. Беру этого, - сказала Виолетта. Последние пять месяцев она искусно имитировала беременность, чтобы никто не догадался о том, что ребенок приемный.

Завернув младенца в голубенькое мягкое одеяло, молодая мама повезла его в новую жизнь. Пожалуй, это были самые счастливые мгновенья, потому что буквально через неделю малыш подхватил воспаление легких и в тяжелом состоянии был доставлен в больницу. Потянулись похожие один на другой дни: кормление, пеленки, уколы, бессонные ночи. Отклонения в развитии обнаружились, когда в пять лет вместо знакомых всем слов, Максимка начал произносить какую-то абракадабру, непостижимым образом переставляя слоги. Но не это было самое страшное – ребенок был неуправляем: не слушался, бил маму и бабушку, не хотел ничему учиться. Надо сказать, что Виолетта Степановна проявила недюжинное терпение, нанимая мальчику логопедов, обследуя его у неврологов и других многочисленных специалистов. В первый класс Максим пошел как и все, в семь лет.  Считая своего сына тяжело больным и требующим особого внимания, 50-летняя мама стала грозой учителей. Одноклассники странного мальчика не любили и смеялись над «маменькиным сынком». Фигура матери маячила на крыльце, едва заканчивался последний урок: вдруг кто обидит? Маниакальная забота о сыне стала смыслом жизни. Сверстники Максима весело гоняли мяч во дворе, лазали по деревьям – словом  жили своей мальчишеской жизнью, а он без матери не смел выйти на улицу. «Сынок, ты ведь у меня один. А вдруг машина задавит, да мало ли опасностей? Несмотря на скромный достаток, мать пользовалась исключительно такси: в транспорте можно инфекцию подхватить. Чистота в квартире была идеальная, полная стерильность. Может быть, поэтому Максим постоянно болел. – Осторожно, не бегай, вдруг гардина упадет, не пей холодную воду, не забудь надеть шапку…

Сейчас парню 16 лет, он учится в гимназии, куда его перевела мать, думая о «завтрашнем дне». В последнее время сын стал чаще огрызаться и даже один раз гулял где-то целый час! не доложив Виолетте Степановне. У парня появился интерес к противоположному полу, но девчонки не смотрят в его сторону: не оторвался от мамкиной юбки. Телевизор, компьютер –его единственные  друзья.

- Люди ведь могут обмануть, сынок. Только мать любит бескорыстно, - не устает повторять Виолетта Степановна. Только так ли она бескорыстна?

Светлана БЕЛОВА (газета «Уфимские ведомости от 23 июня 2011 года)

Комментарий психолога Иванченко Татьяны Петровны

В психологии и педагогике существует понятие гиперпротекции. Это чрезмерная забота, стремление родителя окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, обязывать его поступать определенным, наиболее безопасным для родителя способом. При этом ребенок избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценивать. Обычно более высокий уровень заботы проявляется к детям первых лет жизни, при наличии заболеваний, физических и нервно-психических дефектов. Вне действия этих факторов гиперпротекция более свойственна необщительным матерям с ограниченным кругом общения. Недостаточную общительность они компенсируют в отношениях с детьми.

Лежащее в основе гиперпротекции стремление матери «привязать» к себе ребенка, не отпускать от себя, часто мотивировано чувством беспокойства и тревоги. Тогда потребность в постоянном присутствии детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим беспокойство матери и страх одиночества. Поэтому тревожные и тем более пожилые матери склонны к большей опеке. Другой мотив тревоги – существование у родителя навязчивых опасений за жизнь, здоровье, благополучие ребенка. Ему кажется, что с детьми обязательно что-то должно случиться, что их нужно предохранять от опасностей, большинство из которых на поверку оказывается плодом мнительного воображения родителей. Таким образом, гиперпротекцию, обусловленную страхом одиночества или несчастья с ребенком, можно расценить в качестве навязчивой потребности в психологической защите прежде всего самого родителя, а не ребенка.

Еще одна причина гиперпротекции – инертность родительского отношения к ребенку: к уже подросшему ребенку, к которому нужно предъявлять более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому. Такое отношение обычно имеет место в тех случаях, когда превосходство над маленьким, неопытным и беззащитным ребенком выступает главной, если не единственной возможностью личностного самоутверждения самого родителя. Понятно, что взросление ребенка, обретение им все большей независимости пугает родителя, так как лишает его важного источника самоутверждения. Поэтому любые проявления личностного роста ребенка такой родитель рассматривают как вызов и стремится дать им отпор. Эта проблема приобретает особое значение в подростковом возрасте, когда несоответствие родительского отношения возросшим возможностям ребенка может привести к острым конфликтам. Последствиями гиперпротекции становятся передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не свойственной возрасту тревогой. Это порождает зависимость, несамостоятельность, неуверенность в себе, отсутствие своевременно развитых навыков общения.

Родителям необходимо осознавать, не окрашено ли их отношение к детям чрезмерной озабоченностью и тревогой. Если они оправдывают свою позицию любовью к ребенку, чувством родительской самоотверженности и не готовы критически переосмыслить линию своего поведения, проблема осложнится еще больше. 



Просмотров: 351
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Влияние родителя на жизнь ребенка…
  • Жизнь родителя под ногами ребенка
  • Агрессия матери на своего ребенка
  • Неуверенность родителя, последствия для ребенка
  • Нарциссическая патология матери отвергающей своего ребенка.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • НеВзрослые:Из Ребенка в Родителя
  • Часть 6. Особенности травмированной матери как родителя
  • Дочки-матери: что делает вина родителя?
  • Совместная деятельность родителя и ребенка
  • Удобство для родителя, или качество для ребенка?
  • Роль родителя в истериках ребенка.
  • Влияние травмы родителя на ребенка.
  • Реакция ребенка на запрет родителя
  • Зрелость родителя = счастье ребенка
  • Зависть родителя vs беззаботность ребенка
  • Совместное творчество ребенка и родителя
  • Об участи родителя в воспитании ребенка.
  • Ошибка родителя ценой успеха ребенка.
  • Жить или Выживать - дилемма Родителя и Ребенка
  • Саморазвитие родителя как важная составляющая в воспитании ребенка.
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Проблема сохранения здоровья матери и ребенка
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Если мама стала подругой своему ребенку, то кто тогда стал его мамой?
  • Фактор наследственной предопределенности и влияние роли родителя на развитие ребенка
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь