|
Это мои игрушкиАвтор статьи: Герасимова Светлана Анатольевна
Сегодня я хочу поговорить о других значимых функциях игрушек и игровых принадлежностей для детей. Игрушки эмоционально окрашены. Любимые игрушки ребёнка могут чередоваться. Он может отдавать предпочтение то одной, то другой. Однако, с каждой из них он переживает какие-то положительные эмоции. Машинка самая быстрая – малыш чувствует себя победителем. В костюме бэтмэна – героем-силачём. С музыкальным микрофоном видит себя настоящим артистом. Кукла производит различные действия, и девочка представляет себя её умной, доброй мамой. Наверняка, вам знакома ситуация: дочь или сын подросли, и вы совместно решили, что часть игрушек (лежащих без дела к тому времени) можно кому-нибудь отдать. После ревизии же выяснилось: «Этот заяц – моя первая игрушка... Этого медведя мне подарил дедушка... Этой кукле я сама макияж нарисовала... Эту игрушку мне принесли, когда я лежал в больнице... Эта машинка мне тоже нужна». В общем, как в стихотворении А.Барто «Я выросла». Игрушки – территория ребёнка. Игрушки и игровые принадлежности воспринимаются детьми как часть своего мира, т.е. себя самого. Ими он отмечает своё пространство. Ребёнок переносит их из своей в другие комнаты (в родительскую, в комнату, где собирается вся семья) – расширяет свои границы, «я сюда тоже вхож». И если родители запрещают ему это делать совсем, то в восприятии ребёнка отвергают его самого. Другое дело, что есть правила, условия, при которых это исключено. Например, нельзя играть на кухне в подвижные игры. Или, когда приходят гости, дети играют только в детской комнате. С другой стороны, принадлежности ребёнка и игрушки должны иметь свои места для хранения (полки, тумбочки, шкафы). Как бы они не передвигались по квартире или по комнате в течение дня, вечером они должны быть на своих местах. Таким образом, ребёнок осознаёт свои границы и границы окружающих, и необходимость их соблюдения. Игрушки – собственность ребёнка. Игрушки, наверное, первое, что ребёнок осознаёт как свою собственность. Мама обратилась по поводу того, что сын (7 лет) не самостоятельный, не хочет убирать после игры свои вещи. В ходе консультации выяснилось, что в семье есть младший ребёнок (1,5 года), которому позволено брать беспрепятственно игрушки (впрочем, как и школьные принадлежности) старшего. Первому же запрещалось отнимать их или прятать. Работая с мамой, я предложила ей встать в позицию старшего сына, и она с удивлением обнаружила, что он не чувствует своей обязанности, т.к. не понятно хозяин он игрушкам или нет. Что значит быть хозяином своей собственности? Каким правилам стоит учить ребёнка и, тем более, самому строго им следовать. -- У ребёнка, как хозяина, есть ведущее право распоряжаться судьбой своих игрушек и принадлежностей. Поделиться, дать на время поиграть, но вернуть обратно (!). Поменяться на равнозначную (имейте в виду, равнозначность в вашем представлении и в представлении ребёнка может не совпадать). Конечно же, всё это с ведома родителей (так как в семье они занимают ведущую позицию и вкладываются в приобретение вещей), после обсуждения родители либо дают согласие, либо нет. Если же ребёнку не нравится, то, что Вы намереваетесь сделать с его собственностью (выкинуть, отдать), следовательно, стоит отказаться от задуманного. -- Игрушки нельзя портить, можно преобразовывать, украшать. -- Нельзя, не спросив хозяина, брать чужие игрушки. Если хозяин отказал, нельзя требовать или отнимать. -- И, конечно, если ты им хозяин, то и убирать должен (сначала с помощью взрослых, под их руководством, потом самостоятельно). Ещё один важный момент – уважение к собственности человека (дети не исключение), для него означает уважение к нему самому. Если вы, взрослые, цените мои игрушки, мои принадлежности, плоды моего труда или игрЫ, значит, цените и принимаете меня. Со слов клиентки: «Стали с дочерью (5 лет) наводить порядок на её полках. Вижу листок с каким-то непонятным для меня рисунком на тетрадном листе, выполненным синей шариковой ручкой. И где она это взяла? Ведь есть и альбом, и краски, и карандаши. Спрашиваю: «Выкидываем?». «Ты что?! Это же, как мы ходили на горку». Далее следует подробное объяснение по рисунку. Оказывается там целый сюжет, история. Перекладываем в папку для готовых работ». Игрушка для ребёнка – расширение возможностей. Потому-то они бесконечно и выпрашивают новейшие, которыми пестрит реклама. Имея телефон, ребёнок ощущает себя старше, на планшете можно смотреть мультики и фильмы, и собрать вокруг себя ребят (вариант в детском саду), у новой модели куклы можно красить или завивать волосы, некоторые современные машинки обладают удивительной маневренностью. Их стоимость имеет для детей значение только после того, как мы взрослые придаём покупкам статусность. Это через нас транслируется информация о том, насколько игрушка дорогая, значит «крутая». Желание иметь много игрушек, всё новые и новые, исходит из познавательной потребности. И, наверное, стоит оставлять какую-то долю этого голода. Не стремитесь сразу удовлетворять желания ребёнка получить новое развлечение. Само ожидание создаёт ему ценность и приятные переживания, но оно не должно быть вечным. Если вы не можете позволить такую покупку, сразу обсудите это с ребёнком, не обнадёживайте его. Пусть игрушка будет наградой за какие-то достижения – это придаёт ей значимости. При этом не допускайте шантажа, например, «Вот будешь послушным, тогда…». Выбирать игрушки ребёнок должен сам. Если же это подарок, постарайтесь заранее узнать, что бы его порадовало. Не стоит стремиться удовлетворять все запросы на новые покупки, чтобы ребёнку было ещё чего хотеть. Иначе, чем бы заняться, если уже всё есть, всё испробовано? При этом важно помнить , что чрезмерная потребность во всё новых и новых игрушках может свидетельствовать о стремлении ребёнка компенсировать недостаток положительных эмоциональных переживаний в семье, в общении с близкими людьми. Игрушки – способ взаимодействия ребёнка с родителями. Хорошо, когда ребёнок умеет себя занять, организовать свою игру. Однако он с бОльшим интересом будет делать это с родителями. Совместные игры полезны обеим сторонам. Дети получают внимание, физический и эмоциональный контакт. Если мы не удовлетворяем данные потребности таким позитивным способом, они будут добиваться того же нежелательными вариантами: через болезнь, непослушание, капризы. Играя с детьми, родители становятся к ним ближе, могут узнать больше об интересах ребёнка, его переживаниях, потребностях. Игровое взаимодействие способствует развитию у взрослых гибкости в реагировании. Здесь же они могут показать своё одобрение, проявить поддержку, и это будет не навязчиво, естественно. Часто взрослые готовы заниматься с ребёнком развитием интеллектуальной сферы: логикой, чтением, языками, а играть с игрушками не готовы, забывая, что именно в игре происходит полноценное развитие. На консультациях, предлагая родителям поиграть с ребёнком прямо сейчас, порой я вижу раздражение, растерянность, удивление. Далее следуют пояснения: «Что я ребёнок?!», «Ой, я уже и не помню, как это», «Зачем? Он сам играет». Досадно, когда родители не умеют (подразумеваем: не хотят) играть. Потом мы вместе учимся и получаем результат в виде взаимопонимания, изменения нежелательного поведения и т.д. Часто звучит: «Да мне некогда играть, поздно прихожу, дома дел много». Как вы думаете, сколько времени надо на совместную игру? Я предлагаю ежедневно выделять 20-30 минут. Это много? Это приемлемо для любых родителей. А результат всегда есть. Родители говорят, что этого ребёнку будет не достаточно, он будет клянчить ещё. Будет, если совместная игра – единичный случай. Если же это происходит регулярно, ребёнок привыкает, что у него есть право на это время. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|