Поле, роль, личность.. и треугольник Карпмана

Поле, роль, личность

 

Я не понимаю одного момента.  Я вчера рассказывала про свой личный опыт, который отозвался во мне.
Один человек из группы сразу отозвался - О, так Вы спасатель.
А давайте я расскажу про драматический треугольник, треугольник Карпмана.
Есть спасатель, агрессор, жертва.
Каждый из них бывает в разных ролях, переходят или в одном состоянии бывают.
Так сразу все понеслись.
Я пошла оплачивать занятие.
Одна женщина, с которой я делилась опытом, говорит - А Светочка нас спасет сейчас, поможет разменять деньги. Мне внутренне напоминает агрессора.
А потом вторая, автор встречи, говорит, а вот к сожалению для Вас не нашлось сдачи. Сегодня захожу в группу в Инете, смотрю - моя фамилия не дописана.

Кто-то решил примерить роль агрессора на себя что ли в отношении меня?
Меня это начинает раздражать. Кто-то что ли автоматически включился?
Или что это?" 

 

 

Поле роль личность  и треугольник Карпмана 

Каждая коллективная ситуация может рассматриваться как «поле». Личности собираются в одном месте и образуют «поле». Можно сказать, что поле – это общее «Мы». Или, если использовать язык квантовой физики, то можно сказать, что «поле» - активное «разумное» пространство между наблюдателем и наблюдаемым.

Поле состоит не только из людей. Существуют роли, которые организуют это поле.

Группа как некое существо, которое растет и хочет развиваться. Оно растет через взаимодействие и конфликты.

Можно сказать, что для поля описанной группы актуально исследовать роли Спасателя, Агрессора, Жертвы, раз уж они были обозначены, замечены.

Хотя основная, заявленная цель группы может быть совершенно иной и касаться, например, процесса обучения чему-то, какой-то деятельности и т.д. Почему так происходит?

Потому что в любом поле есть несколько уровней внимания, несколько уровней, на которых что-то происходит.

 

Можно назвать их как Объективный Уровеньлюди собрались прослушать лекцию, научиться вышивать крестиком, обсудить внедрение инноваций в области тяжелой промышленности и т.д. и т.п. Этот объективный уровень обычно заявлен на пригласительном флаере, билете, буклете.

Субъективный Уровень. Это то, как Вы ощущаете себя в группе, в коллективе, в данном поле. Можно назвать его «психологическим уровнем», уровнем проекций и проявлением полярностей, противоположностей. Ваша группа открыта к этому уровню, так как Вы обсуждаете между собой отношения, эмоции и чувства, которые появляются в процессе работы группы, по ходу того как складываются взаимоотношения.

И есть Сущностный Уровень. Можно сказать, что на этом уровне Вы можете встретиться с разумом поля, почувствовать его, ощутить, соприкоснуться.  

Соприкоснуться с этим уровнем возможно, если перестать застревать на Субъективном Уровне и понять что такое роли.

 

 

 

Итак, если вернуться к треугольнику Карпмана, то что означает выйти, освободиться от него? Как выйти из драматического треугольника? Перестать общаться с людьми, прекратить делать или говорить что-либо, что может быть истолковано как проявление одной из ролей? Или, может быть, выбрать понравившуюся, «самую лучшую» роль и придерживаться ее?

Вовсе нет.

Достаточно осознать, что эти роли заложены в каждом человеке и могут проявляться в благоприятных для этих ролей условиях. Что значит «благоприятные условия»? Ситуации или коллективы с высокой поляризацией.

Если Вы придете к агрессорам, бандитам, преследователям, то вероятнее всего станете их жертвой. Если Ваша собственная агрессия когда-то была осознана, принята, трансформирована и ее столько же, сколько у ваших агрессоров, то вместо жертвы Вы можете стать их Спасателем, пытаясь направить на путь истинный.

Если Вы работаете с детьми Вам придется занимать роль Полицейского, того кто устанавливает правила и требует их соблюдения (если сводить все к треугольнику Карпмана, то это будет роль Агрессора, Преследователя). Полицейский – одна из ролей, структурирующих школьный мир. Учащиеся всегда будут провоцировать возникновение этой роли и испытывать Вас в ней. Дети и подростки ищут контакта и взаимодействия с ролью полицейского, она им нужна, так как им необходимо ее интегрировать. В этом смысле Вы моделируете для них эту роль.

Если Вы окажетесь среди беспомощных людей или Ваши близкие почувствуют себя беспомощными в какой-то ситуации, то очень вероятно, что включится роль Спасателя.

 

Важно не застревать в роли, когда ситуация больше не нуждается в данной роли. Научиться входить и выходить из роли. Да, возможно, это не просто, но нет ничего невозможного для человека с интеллектом, как говорилось в одном известном фильме :)

 

 

 

Итак, что делать если Вы застряли на Субъективном Уровне? Как выйти и «глотнуть свежего воздуха» с Сущностного Уровня, как установить личный контакт с разумом поля, находящимся за пределами полярностей, проявляющихся на Субъективном уровне?

 

Очень легких и простых путей для этого не существует. Все способы требуют внимания, сосредоточенности, определенных усилий и тренировки.

 

Один из способов для ситуации, когда находясь в группе Вы начинаете испытывать дискомфорт, не успеваете за происходящим, чувствуете, что Вас пытаются втягивать в какие-то непонятные Вам игры и состояния, навязывая роли и т.д. Что делать?

Закройте глаза и начинайте сканировать свои внутренние ощущения. «Отключите голову», вспомните свое состояние между сном и бодрстованием, и не открывая глаз постарайтесь провести аналогию между своими ощущениями в данной группе, в данной ситуации и каким-то явлением природы или ландшафтом. С каждым вдохом наполняйтесь воздухом, атмосферой этого места на Земле, пока не почувствуете, что Вы соединились с этим местом, стали с ним одним целым. Находясь в этом состоянии, вспомните, что где-то есть Вы, сидящая или сидящий на стуле в группе на некоем мероприятии – какой совет Вы можете дать этому человеку? Какое пожелание? Что ему (то есть Вам) делать в этой группе и как вести себя?

(NB: Здесь важно ничего не придумывать. Например, Вам неприятно и Вы хотели бы оказаться в приятном месте и поэтому это приятное место представляете. Так, конечно, тоже можно сделать и, возможно, Вам это принесет какую-то пользу, расслабление и отдых, только это не будет встречей, контактом с разумом поля.)  

 

После этого медленно возвращайтесь в свое привычное состояние и открывайте глаза.



Просмотров: 571
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Треугольник Карпмана: как выйти из роли Спасателя мамы
  • Поле, роли и динамика.
  • Треугольник Карпмана. Как формируется деструктивная роль агрессора.
  • Три основные роли в дисфункциональных отношениях. Треугольник Карпмана: Жертва-Тиран-Спасатель.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Один в поле не воин, или чем может быть полезна интерактивная групповая психотерапия
  • Роли детей в родительской семье: какая роль была у вас?
  • Треугольник Карпмана, роли
  • Жертва -Агрессор-Спасатель. Кто есть кто и какую роль играете вы?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Что делать если вас провоцируют на агрессию. Треугольник Карпмана-Берна
  • Что делать если вас провоцируют на агрессию. Треугольник Карпмана-Берна
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • О роли поддержки в терапевтической группе
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Созависимые любят играть три роли Треугольника Карпмана
  • Роли выживания – Фанат: «Только я знаю, что, как и когда нужно делать»
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Можно ли говорить о треугольнике Карпмана в ситуации насилия (абьюза) в семье?
  • Если вы можете сказать эти слова своему любимому человеку, значит вы действительно его любите
  • Родители в роли агрессоров, возможно ли?
  • Выйти из роли жертвы
  • Как выйти из роли жертвы?
  • Вы еще можете спасти свои отношения, если у вас есть эти 3 вещи
  • Роли, которые выбирает наш ребенок. Роли, которые выбрали мы...
  • Всё ли выдерживает клиент в своих историях, находясь в расстановочном поле?
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • Поле, в котором растут дети. Чувства и состояния родителей.
  • Треугольник Карпмана и вторичные выгоды Жертвы, Спасателя и Преследователя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь