Поле, в котором растут дети. Чувства и состояния родителей.

Автор статьи: Олеся Шумкова

Поле в котором растут дети Чувства и состояния родителей

«В отношениях детей и родителей на ребенка гораздо больше влияют чувства отца и матери, нежели их действия. Он бывает потрясен материнским несчастьем, его волнует тревожность матери, он расслабляется, когда она довольна: все это почти не зависит от ее действий. Родителей, не понимающих этого принципа, смущает реакция ребенка. Они жалуются: "Я не могу понять его реакции. Я не могу ничего поделать с ним". Ребенок реагирует телом на тело матери, а не умом на ее слова или дела». (c) Александр Лоуэн

Многие взрослые люди с трудом могут осознавать свои чувства в настоящий момент, описывать свои ощущения, эмоции и мысли. В таком случае на чувства детей им тем более сложно обращать внимание в повседневной жизни. Важно научиться осознанному и честному контакту с собой и с другими людьми, освоить способы самоподдержки, впустить в свою жизнь психолога/психотерапевта, чтобы справиться с трудностями в отношениях самым лучшим и эффективным способом.

Основные вопросы, с которыми обращаются ко мне родители:

  • Почему мой ребенок часто болеет?
  • Почему он плохо учится?
  • Почему он так отвратительно себя ведет со мной или с гостями?
  • Как можно расти таким ленивым (невоспитанным, бездарем, слабым, плаксой и т.п.)?
  • Я устала злиться и раздражаться на детей, как стать спокойнее?
  • Моя жизнь – это семья, работа и дети, на себя нет времени и желания, скоро сойду с ума, помогите вылезти из этого водоворота дел.
  • Моя жена стала абсолютно холодной и со мной, и с детьми, что делать?
  • Разводиться не хочу, без детей жизни не представляю. И жить так больше невозможно, что можно предпринять?

Наше внутреннее эмоциональное состояние, особенно когда оно приобретает хронические формы, напрямую влияет и на наше настроение, и на здоровье, и на успехи в учебе и на работе, и на детей**. Последние очень чувствительны к отношению к ним родителей и взрослых людей. Предлагаю вам для рассмотрения некоторые примеры (см. картинку), которые наглядно показывают, как ребенок может реагировать на чувства и состояния родителя (педагога/другого значимого взрослого). Стоит учесть, что чем младше ребенок, тем более он зависим от взрослого, тем чувствительнее и ярче может быть его реакция! Кроме того, одни дети могут быть чувствительнее других, и вы никогда наперед не можете знать, насколько сильно ваша неадекватная реакция, «срыв» или «упадок» могут повлиять на психику даже здорового маленького человека.

  • Чувство родителя*** – обида, чувство ребенка – вина!

 Если мама обиделась, например, на папу, папа ушел на работу, а мама осталась дома с ребенком, как вы думаете, в чем будет проявляться её неудовлетворенное состояние на уровне поведения, ощущений? Как её обида может быть неосознанно перенесена на ребенка?

Часто женщина в этом случае раздражается по мелочам, резко или грубо разговаривает с ребенком, может чувствовать себя подавленной. Дети по понятным причинам не понимают того, что мама обижается и сердится не на них, а на папу. Они все принимают на свой личный счет и закономерно чувствуют себя виноватыми, часто за то, что вообще находятся рядом. Если это разовый редкий случай, то накопленный положительный резервуар любви ребенка выдержит, и болезни, ушибов, плаксивости не будет. Но если такое поведение и чувства матери повторяются из раза в раз, то так или иначе чувство вины ребенка начнет «показывать» себя во всей красе. Дети обидчивых родителей менее уверены в себе, часто делают или говорят что-то «невпопад», часто болеют, ушибаются, вредят себе чем-либо неосознанно.

Выход – признавать в себе право на обиду и на проговаривание своих чувств обидчику. Не держать в себе свое недовольство, не терпеть несправедливость по отношению к себе, прояснять ситуации и с мужем, и со своими родителями, и с друзьями. Далее – прощать, отпускать, учиться договариваться или менять свое отношение к людям, реже видеться с теми, кто вас не ценит, перестать доказывать кому-то, что вы – личность, общаться с теми, с кем получается договориться, и т.д. При проговаривании своих обид и мыслей, вы уже не будете «копить» и «взращивать» молча в себе претензии, а значит контакт с детьми станет чище, добрее. Главный стопор в признании и озвучивании своих обид – внутренний страх, что не поймут, обесценят, обидят еще больше.

К специалисту – психологу и психотерапевту стоит обращаться тогда, когда вы понимаете, что не справляетесь сами со своими чувствами и отношениями, когда вам нужна поддержка, когда есть страхи и тревожность. На сегодняшний день у многих людей уже не стоит вопрос, стоит ли вообще идти к психологу, лишь актуален выбор СВОЕГО специалиста.

** Здесь и далее я рассматриваю психологический компонент, имея ввиду, что в целом ребенок психологически, интеллектуально и физически развит в условных показателях нормы.

*** Все дальнейшие примеры рассматриваются с вариантом взрослого – родителя! С педагогами и другими взрослыми могут быть похожие варианты.

  • Состояние беспомощности родителя – гнев ребенка!

Когда мать или отец могут переживать беспомощность? Когда тяжелая финансовая ситуация в семье, когда лень и апатия берут верх над разумом и волей, когда нехватка поддержки близких людей и единомышленников порождает уныние, когда жизнь теряет краски. Родитель в таких случаях часто может углубляться в себя, в экран смартфона, ПК (персональный компьютер) или телевизор, книгу, в худших случаях «спасается» алкоголем. Взрослый как бы показывает всем своим видом, что отказывается решать проблемы, что у него нет желания и сил что-то менять. Даже маленький ребенок может реагировать на такие состояния человека, от которого он зависит в настоящий момент.

Что делают дети? Они злятся и пытаются «вернуть» родителя в реальность! Они будут вас «доставать» из ваших же «омутов» иллюзий и сетей интернета. Будут капризничать, кусаться, кричать и иными способами привлекать внимание. Своими делами они будут заниматься после того, как смогут с вами поговорить и убедятся, что вы вышли «на связь с ними»! Если ситуация длится долгое время, ребенок может плохо спать, будет постоянно кашлять, станет хуже учиться, перестанет играть самостоятельно, будет конфликтовать с другими детьми, пытаясь отреагировать свой гнев!

Выход – заняться укреплением своего «фундамента», используя спорт, йогу, медитации, витамины, психолога, врача (если уже нужно). Осознать собственное состояние, найти нужную поддержку среди значимых людей и действовать, решать накопившиеся вопросы!

  • Равнодушие родителя – отчаяние и боль ребенка!

Пожалуй, самый тяжелый вариант для детей, особенно для подростков, которые сами уже стремятся отделиться от родителей в значительной степени – это равнодушие родителей, игнорирование и отвержение детских проблем, заботы о детях, общения с ними.

Причины родительского равнодушия:

  • Непринятие существования ребенка или его пола. Например, нежеланная беременность или разочарование, когда хотели мальчика, а родилась девочка.
  • Тяжелое переживание депрессии, боли, горя, одиночества взрослого.
  • Серьезные заболевания взрослого, игнорирование своих собственных проблем, заботы о самом себе. В этом случае ребенок – лишь зеркало отношения родителя к самому себе.
  • Сильное, почти непереносимое чувство собственной неполноценности или неправильности родителя. В этом случае контакт с ребенком сводится на нет в связи с избеганием своих собственных негативных чувств, которые активизируются в контакте с ребенком.

Дети равнодушных родителей растут сами по себе, они привыкают к собственной незначимости. Одни могут стать нарочито демонстративными, другие замкнутыми и угрюмыми, озлобленными на весь мир. Хорошо, если кто-то все-таки позаботится о таких детях и, например, демонстративных пристроят на актерские курсы, а озлобленных в детские дружные кружки, школьные классы, где их заметят педагоги и поспособствуют реализации их способностей и талантов. Тогда эти группы будут для них отдушинами и они смогут вырасти условно нормальными людьми. Если же таких поддерживающих групп и педагогов дети не находят, то часто их поведение склоняется в сторону асоциального, а далее - преступного.

Выход – родителям в этих случаях можно рекомендовать обязательное обращение к психотерапевту, важно устранить причины собственной неудовлетворенности и закрытого сердца, исцелить свои душевные, физические травмы и недуги. Хорошо, если кто-то посоветует надежного специалиста и вообще порекомендует человеку обратиться за помощью, т.к. сам он обычно очень равнодушен к своим проблемам.

  • Высокомерие родителя – презрение и отвращение ребенка!

В каких случаях родители ведут себя высокомерно**** с детьми? Когда они холодно и резко требуют выполнения поручений, считают себя ВСЕГДА правыми, пренебрегают чувствами и интересами ребенка?

В большинстве случаев родители ведут себя высокомерно с детьми тогда, когда в контакте с другими людьми они испытывают унижение и, например, стыд, а защитить себя никак не могут. Тогда дети и другие зависимые от них люди (иногда, супруг (-а)) – объекты их самоутверждения. Чтобы повысить значимость в собственных глазах, они поступают несправедливо с теми, кто их слабее психологически и физически. Часто смысл собственного самоутверждения за счет слабых людей не осознается «минипулятором», т.к. переживание собственного чувства стыда и неполноценности практически невыносимо для него. Иногда в таких случаях требуется работа с клиническим психотерапевтом, важно исключить расстройство личности и другие нарушения. Супруги «манипуляторов» постепенно «сходят с ума», часто испытывают вину и необъяснимую тревогу, могут жить в страхе, часто пребывать в гневе и даже отчаянии.

Все это взаимодействие наблюдают и чувствуют дети. К родителям, которые ведут себя высокомерно, и самоутверждаются за счет них и других, они испытывают отвращение и презрение. Дети разочаровываются в таких взрослых, теряют к ним уважение и часто дистанцируются.

Выход – во-первых, терапия нужна точно тому супругу, который терпит обесценивание и обвинения от «манипулятора». Часто это люди с низкой самоценностью, созависимые личности, готовые жертвовать своими интересами ради детей, семьи, приличной истории рода, идеи и т.д. Здесь много шансов на их исцеление. У высокомерных «манипуляторов» шансов меньше, например, ими могут быть нарциссы или психопаты. В большей своей части они подверглись жестокому обращению со стороны матери (другого значимого взрослого) в детстве или получили травму мозга еще в утробе (например, при гипоксии). Тем не менее, адаптационная длительная терапия им необходима, если они хотят сохранить семью и научиться справляться со своими особенностями восприятия и поведения. Детей от них придется защищать, их общение контролировать или минимизировать.

**** - здесь я рассматриваю высокомерное поведение, как характерное для индивида, т.е. такое, которое проявляется на постоянной основе и определяет некоторые черты личности. Не путать с чувством высокомерия, которое проявляется в качестве самозащиты ситуационно (в социально новой группе, например, или контакте), когда границы при новом взаимодействии еще жесткие и «проверяются»/держатся провокацией, дистанцией и др. способами.

  • Вина родителя – бессилие ребенка, слабый иммунитет!

Чувство вины – одно из наиболее тяжелых чувств. Большинство людей живут с «фоновым» чувством вины и являются невротиками. Многие об этом даже не подозревают, пока не начнут общаться с психологом или людьми, которые уже ходят на терапию. Если вы внутри себя и во вне часто корите, осуждаете, критикуете, подавляете, унижаете, оскорбляете себя и/или других, с большой долей вероятности «паразит» - вина где-то глубоко уже давно в вас поселился. А давно – это обычно с детства. И вот теперь уже взрослый родитель растит своих детей. Когда вина не осознается, на нее наслаиваются многие другие чувства – раздражение, отчаяние, состояние общей неудовлетворенности, апатия, множество страхов (целый список бывает), ощущение безысходности и многое другое. Все зависит от разнообразия и богатства вашего внутреннего мира! Чем богаче ваш внутренний мир, тем разнообразнее гамма чувств.

Ребенок в поле такого родителя на уровне поведения может наблюдать отреагирование внешнего слоя чувств, которые я описала. И тем не менее самое главное – фундаментальное чувство вины, на котором строится все остальное негативное восприятие, ребенок тоже чувствует. И, конечно, родителя хочется где-то пожалеть, где-то ему помочь, но как?! Ребенок не знает! И он чувствует бессилие и слабость, он не знает, куда себя девать. Ресурсы взрослого уходят на борьбу с негативными чувствами, ребенку любви и заботы достается мало. Между ними возникает дистанция, чтобы хоть как-то себя сохранять.

Что делать? Когда человек испытывает угрызения совести, чувствует себя виноватым, потому что совершил какой-то поступок, который, по его мнению, нанес вред (физический, моральный, психологический) другому человеку или коллективу, это можно разрешить следующим образом – хорошо бы поговорить, признать свою вину и отпустить ошибку, многие ошибаются и периодически ведут себя некорректно. Важно не отождествляться со своим поведением, не считать себя сразу «плохим», ведь именно это ощущение идет из нашего детства. Нужно суметь разделить себя как индивида и свое поведение. Тогда легче составить разговор с тем, с кем нужно это сделать. Как отнесется к этому другой (другие), это важный момент, но не фатальный. Существует вероятность, что вас не поймут, осудят и захотят дальше «загнать» в чувство вины. На это могут быть свои причины у другой стороны. И все-таки в большинстве случаев люди адекватно относятся к таким признаниям и даже могут дать поддержку в ответ. Здесь нельзя угадать заранее, можно только предположить реакцию другого. Если Вы не хотите разговаривать напрямую, а жить с виной тяжело, то хорошо идти на терапию, где все можно проговорить, прояснить и принять для себя какое-то важное решение.

Бывают также случаи сложнее, о которых я уже упоминала, это невротическое чувство вины. Отличается тем, что даже когда человек не совершал ничего плохого, он все равно чувствует себя виноватым за свое и чужое поведение, неудачи/удачи, и многие хорошие поступки и проявления «любви» такого невротика строятся также исключительно на чувстве вины. Таким образом он пытается компенсировать внутреннюю неудовлетворенность и страх быть наказанным, отвергнутым, униженным. Здесь без терапевтических сеансов не справиться и это длительная терапия, т.к. надо будет укреплять свое «Я», свои границы, понимать свои потребности и удовлетворять их, учиться взаимодействовать с другими на более здоровом самодостаточном уровне.

Жизнь после проработки становится светлее и радостнее, а дети наконец-то начинают получать от родителей (более здоровых) заботу, любовь и внимание, меньше болеют, становятся успешнее и увереннее в себе.

  • Унижение родителя – раздражение ребенка!

Чувство унижения встречается и проживается в жизни людей гораздо чаще, чем они это осознают. Во-первых, в нашем обществе часто считается нормой определенное поведение, которое на самом деле унижает другого, например, насмешки, издевки, порицания и грубая критика. В большинстве случаев – это “норма”, за которой стоит следующая стратегия: хочешь почувствовать себя увереннее и сильнее – унизь другого, самоутвердись за счет слабого и т.д. И действительно, ни обидчик, ни тот, за счет которого «выезжают» часто не осознают, что творят. Так делали другие взрослые и дети, так они увидели в кино, так с ними поступала учительница – и вот модель поведения готова и перенята!

Первое, что поможет в такой ситуации – показать свои границы. Словами, интонаций, взглядом и движениями тела, всем своим видом можно показывать, что вас не устраивает такое отношение и что вы его терпеть не собираетесь! Если же вы терпите пренебрежительное к себе отношение (от супруга, от родственника, от подруги/друга, от коллеги, от начальника, от соседки, от знакомого и незнакомого человека) и это видит (чувствует) ребенок, то будьте готовы к его «плохому» поведению. Если это грудничок, он будет плакать и плохо спать, если ребенок дошкольного возраста, может подойти и вас укусить, если школьник, может неуважительно с вами разговаривать или разбрасывать вещи, всем видом показывая свое раздражение. Часто бывает так, что саму ситуацию ребенок не видит, но взаимодействует со взрослым уже в поле его чувств. Унижение, которое переживает родитель, никуда не девается, если с ним не работать. Такой взрослый часто вялый, иногда депрессивный, может быть активным, но с быстрой утомляемостью, его мало, что интересует в жизни, если сила воли развита, он будет работать или даже заниматься спортом и хобби, но при слабых границах и частых переживаниях о том, что с ним плохо поступили, человек перестает испытывать радость и удовлетворение от своей деятельности и от жизни в целом.

Выход – добро пожаловать на терапию! Слабые или размытые границы, травмы унижения (насилия) в детстве и более взрослом возрасте будут давать о себе знать, пока вы их не вылечите. Работа будет идти глубокая, восстанавливать надо свое Я, исследовать свои взаимоотношения с окружающими – КАК вы контактируете и позволяете себя унижать? КАК вы можете это исправить?

  • Страх родителя – тревога ребенка!

Здесь я имею ввиду страх, и как базовое чувство, с которым человек живет, борется, к которому адаптируется, и как ситуационную реакцию на что-то. В первом случает у детей развивается длительная тревога и формируется определенный (невротический) тип личности, во втором случае тревога часто сопровождается также страхом, снижением (повышением) уровня активности ребенка, плаксивостью и при длительном переживании развивающимися болезнями.

Почему тревога? Ребенок в первую очередь от взрослого ожидает БЕЗОПАСНОГО взаимодействия, заботы и защиты! И когда этот взрослый сам находится в смятении и страхе, ребенок чувствует риск остаться без должного ухода, еды, внимания, защиты, прежней жизни, необходимого контакта и поддержки! Здесь важно отметить, что каждый из нас справляется со страхами по-разному. Не чувствовать их вообще невозможно! Стресс сопровождает современного человека каждый день. Поэтому важно НАУЧИТЬСЯ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СТРЕССОМ!

Далее я приведу список инструментов, которые помогают самостоятельно укрепить нервную систему и справиться с напряжением, страхами.

  • Телесно-энергетические практики и спорт – йога, славянская гимнастика, дыхательные упражнения, фитнес, бег, боевые искусства.
  • Витамины, БАДы и здоровое питание.
  • Медитация.
  • Режим сна, принятия пищи/воды, прогулки (взаимодействие с природой!)
  • Режим работы и отдыха (чередование и соблюдение в соответствии с личными особенностями, потребностями и возможностями).

Если при испробованных перечисленных вариантах страхи и сильное напряжение у вас остаются, обратитесь за помощью к психотерапевту.

  • Ваш гнев – страх ребенка!

Редкий ребенок воспринимает гнев родителя с пониманием, остается уверенным в себе и философски относится к трудностям и неадекватному поведению взрослых. Даже взрослые люди чувствительны к агрессии других людей, а дети тем более.

У меня на консультациях мужчины и женщины часто вспоминают ситуации, когда в их детстве отец или мать кричали на них, пытаясь заставить учиться, навести порядок или собраться с силами и мыслями. Они требовали немедленно запомнить стих, решить задачу по математике или прочитать заданный текст по литературе, мобилизоваться, сосредоточиться, приступить к действиям. В эти моменты взрослые не осознают (а многие и не знают), что в порыве своей злости и давления на ребенка, они сами провоцируют «тупость» своего дитя! В страхе и тревоге за свою безопасность ребенок защищается, сжимается, пытается отстраниться или как можно менее безболезненно перенести давление, отключив чувства и свои интеллектуальные способности. Поэтому обычно родители таким способом добиваются ровно противоположного эффекта. Действуя по шаблону собственного воспитания, мамы и папы не задумываются о чувствах и состояниях своих и ребенка. Собственное бессилие и раздражение взрослые пытаются компенсировать силой контроля и подавления.

Выходом в таких случаях является осознанность. Нужно научиться регулировать свои эмоции и останавливать свой крик или высокий подавляющий тон еще до того, как конфликт перейдет в острую фазу. Далее на досуге важно проанализировать, почему вы так болезненно относитесь к несовершенству своего ребенка? Как по-другому вы можете донести до него нужную информацию, просьбу или требование. Может быть, вам стоит научиться с ребенком договариваться? Особенно если это подросток или школьник. Если вам не хватает знаний, читайте книги, ходите на тренинги для родителей, также приглашаю вас на свои консультации и занятия для родителей.

Например, на индивидуальной терапии часто открываются удивительные для клиентов факты:

  • Гнев и раздражение на ребенка – это на самом деле перенос негативных чувств к его отцу (другому человеку).
  • Злость на ребенка – это следствие неосознанного переживания собственного отчаяния и чувства безысходности.
  • Раздражение в адрес ребенка – это маркер глубокого чувства вины перед ним за то, что мать считает себя плохой, за то, что поступила когда-то неправильно с ним или с его отцом.
  • Злость и непринятие своего дитя просто потому, что нет сил жить счастливо, нет целей в жизни, нет чувства удовлетворенности, нет ресурсов быть хорошим родителем!

В заключении я хочу отметить, что писала эту статью для того, чтобы родители задумались над своими чувствами и состояниями, чтобы начали наблюдать за своим контактом с детьми, попытались осознать свои переживания и их влияние на поле, которое они формируют дома и где бы то ни было при взаимодействии с другими. А далее важно перейти к действию – к решению вопросов, которые я описала выше.

Счастья и гармонии вашей семье! Пусть отношения с детьми даже в самых сложных случаях несут в первую очередь смысл и опору для вашего развития! 

 

 



Просмотров: 553
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Дети часто копируют своих родителей
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • После развода дети должны остаться с тем из родителей, кто больше уважает в детях другого родителя...
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • «Мама, мне скучно!» Почему современные дети не могут сами себя занять
  • Отцы и дети. Чувство вины из-за смерти родителя.
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Ведешь себя, как ребенок, лишаешь своих детей - детства
  • Чувство вины, когда ребенок попал в беду
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • Создайте себе ресурс на всю жизнь | Когда плохо, когда жизнь наперекосяк, когда чувство, что всё зря
  • Честные люди: о том, как важно учиться слышать себя, когда тебе четырнадцать
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь