О роли поддержки в терапевтической группе

О роли поддержки в терапевтической группе 

Значимость поддержки и принятия в терапии переоценить трудно. Но эта идея, внушаемая всем психологам с первых курсов, в практике ведения групп иногда остается лишь идеей. На первое место в работе ведущего часто выходит азартный поиск «проблемных зон» и «слепых пятен», фрустрация участников с целью «сделать все как в жизни», конфронтация и сталкивание участников лбами для «придания динамики» и «работы с переносом».

Результатом подобной стратегии является замедление работы группы и снижение ее эффективности. А самое главное — подобная работа может быть очень травматичной для клиента. Ведь в группе каждая интервенция психолога многократно усиливается, благодаря эффекту эха.

Тем не менее, несмотря на все риски, жесткая, фрустрирующая работа ведущего — не редкость. Отчасти такое положение дел объясняется тем, что модели ведения групп приходят к нам с Запада. Западное общество конвенционально.  Для западного человека группа иногда является чуть ли не единственным местом, где он может вступить в открытый конфликт и получить, таким образом, уникальный опыт. Поэтому конфликт в группе так ценен.

Конфликт ради конфликта не полезен для группы

В нашей, российской, реальности все наоборот. Группа — то пространство, где человек может получить принятие и поддержку, отдохнуть от бесконечной и вездесущей агрессивности ближних своих. Для нас уникальный опыт заключается именно в этом — не конфронтировать по малейшему поводу, а быть понятым и принятым.

Конфронтация, критика, исследования гнева — все это необходимые элементы в групповой терапии. Но они, скорее, хороши как приправа к основному блюду: принимающим, поддерживающим, близким отношениям.    

Групповая сплоченность — аналог терапевтических отношений в индивидуальной терапии. Трудно представить себе успешную терапию, в которой клиент побаивается сказать лишнее слово психологу. В группе с высоким уровнем конфликтности именно такая ситуация и возникает. Участнику проще отсидеться втихомолку, чем отважиться на самораскрытие или поэкспериментировать с поведением.

Фрустрированному клиенту не до активности

Учитывая тот факт, что главный способ установления групповых норм — поведение лидера, с которого участники берут пример.  Поэтому, при работе с группой (особенно на начальном этапе) имеет смысл:

  • Не нападать на участника. Даже в целях самозащиты или защиты другого, более «слабого» клиента.
  • Не использовать другого участника или группу для давления или «воспитания» проблемного клиента.
  • Признавать вклад участника в работу группы. Подчеркивать ценность участника для других участников и для группы в целом.
  • Обращаться к сильным, положительным сторонам человека. Сначала похвалить, потом интерпретировать.
  • Воспринимать участника всерьез. Он не ходячий диагноз, он взрослый человек. 
  • По возможности купировать заведомо провальное, неконструктивное поведение и, наоборот,  поощрять конструктивное.
  • Искать и предлагать объяснения неконструктивного поведения участника, чтобы другие участники и сам клиент могли понять истинные причины такого поведения. Понять — значит простить.

Человек хочет быть принятым

Люди — существа социальные. Одна из главных потребностей человека быть принятым неким сообществом. Если вспомнить этологию — потребность быть членом стаи. Сам факт принятия другими, поддержка от них, существенно повышает самооценку, что позволяет человеку начать решать те жизненные задачи, которые раньше казались неразрешимыми. У него появляется ценнейший ресурс — вера в себя, свои силы, свою нужность и самоценность.

© Кирилл Алексеев, 2012



Просмотров: 497
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мое детство. Работа участника курса «Путь к себе».
  • Психологический портрет участника социальной группы "4:20"
  • «Окно Джохари» или чем может быть полезна работа в группе.
  • Встреча с болезнью. (Работа участника тренинга)
  • Жизнь эмоций внутри тела. Работа участника тренинга
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Что дает участие в психологической группе? Личный опыт ведущего.
  • Личный опыт участия в группе в качестве клиента
  • Жизнь напоказ, или В чем отличие терапии в группе от индивидуальной терапии
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • О работе психолога. Опыт ведения групповых занятий «Школа приемных родителей».
  • Почему так трудно понять другого человека?
  • Человеку нужен человек. Принадлежность группе.
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Ну не может быть убогим человек – творение Бога!
  • Может ли человек-мотылек быть другом или возлюбленным?
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Иногда любимый человек может сделать вам больно
  • Быть услышанным в группе …
  • Может ли быть правым, человек ходящий «налево», с правой!
  • Может ли быть правым, человек ходящий «на лево», с правой!
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Как и чем может быть полезен семье коуч по семейным отношениям.
  • Как и чем может быть полезен семье коуч по семейным отношениям.
  • Слышать другого. Навык, которому учатся в терапевтической группе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь