Что такое сила воли? Сила созидательной воли, иччха-шакти, есть особая тонкая созидательная энергия, которая проецируется на левый канал в микрокосмосе тела йогина. Способность контролировать силу воли означает способность управлять намерением, придавая ему нужную форму.
Способность управлять волевым намерением есть ключ ко всем достижениям йоги, к изменению нечистого кармического видения в чистое и трансмутации из ограниченного кармой и элементами существа в божественного сиддха. Вообще раздел ичха-шакти есть раздел сиддхи. Другими словами, это уже проявление, эманация. Манипуляция волевым намерением позволяет изменять силой разума себя и кармическое пространство вокруг себя, управлять событиями, добиваясь желаемого и осуществлять задуманное.
Традиционно воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Проблема воли, длительное время занимавшая значительное место в психологических концепциях, не теряет своей актуальности и сейчас.
Л.С. Выготский рассматривал преодоление препятствий, как один из признаков воли. В качестве механизма усиления побуждения к действию он определяет операцию введения вспомогательного мотива (средства). Таким мотивом может быть жребий, счет на раз, два, три и др.
В своих ранних работах Л.С. Выготский объясняет произвольную форму регуляции психических процессов через намеренную организацию внешних стимулов. «Если вы заставляете ребенка часто делать что-нибудь по счету «раз, два, три», то затем он сам привыкает делать точно так же, как например, мы делаем, бросаясь в воду. Нередко мы знаем, что нам нужно что-либо сделать, скажем, по примеру У. Джемса, встать с постели, но нам не хочется вставать…И вот в такие моменты предложение к самому себе извне
помогает нам встать… и мы незаметно для самих себя находим себя вставшими» (Выготский Л.С., 1982. С. 465).
Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.
На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе.
Возникает естественный вопрос: как стать волевым человеком?
РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и учится пользоваться ею, как эффективным средством психической и поведенческой
саморегуляции.
Начало развития воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени.
Например, школьник в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности.
Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии.
Кстати,самый высокий IQ – 210 - у Унг Янга. Рожденный 8 марта 1972 года, Унг Янг освоил алгебру в возрасте 8 месяцев! К 2 годам он свободно говорил на 4 языках. Он поступил в университет в 4 и закончил его в 15! Но он силен не только в точных науках.
Он также превосходно рисует и пишет стихи. Сейчас он живет в Южной Корее и
наслаждается тем, чего он раньше был лишен, как, например, детство...).
Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае воли и настойчивости, как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств, могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность (косность, негибкость психики).
Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса.
Конструктивные предметные игры, появляющиеся
первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами, кроме этой задачи, решают ещё одну: укрепление саморегуляции поступков.
И, наконец, перед тем как перейти к техникам развития воли, замечу, что, по
справедливому замечанию Ранка, "человек переживает свою индивидуальность в терминах воли, а это означает, что существование его личности тождественно его способности выражать в этом мире свою волю" (цит. по: Progoff I. Death and Rebirth of Psychology, p. 210).
"Кроме того, человек чаще всего не осознает своего Я и, следовательно, точно так же не осознает непосредственную функцию этого Я, т. е. волю…" (Р. Ассаджиоли «Техники развития воли»)...
Продолжение статьи: http://www.psyoffice.ru/article/the_development_of_will_-_mission_2/