(Продолжение... начало см. здесь: http://www.psyoffice.ru/article/the_development_of_will_-_mission_possib/)
Некто может спросить: «А зачем следует развивать волю?» Шутя, можно ответить известным анекдотом о том, что толку-то, если "воля – есть, сила – есть, а силы воли – нет..."? На самом же деле, цель воспитания воли очевидна: без нее нельзя ни принять решений, ни добиться их выполнения. Но есть у воспитания воли и еще одна более важная и неотложная задача — это развитие воли для развития воли.
Важное П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е: ни в коем случае никому не рассказывайте о своем решении, даже если из самых лучших побуждений вам захочется уговорить кого-то последовать вашему примеру. Разговоры обычно ослабляют накопленную энергию, необходимую для действия. Кроме того, если другие узнают о вашей цели, это легко может вызвать скептические и обидные замечания, а они в свою очередь посеют в вас сомнение и уныние. Работайте молча. Во всяком случае, вреда от этого не будет.
Итак, опишу Вам некоторые упражнения для развития воли, рекомендованные известным психотерапевтом Роберто Ассаджиоли (Ассаджиоли или Ассаджоли (итал. Roberto Assagioli; 27 февраля 1888, Венеция — 23 августа 1974, Каполона, Ареццо) — итальянский психолог, психиатр, гуманист. Основатель психосинтеза — теоретико-методологической концепции психотерапии и саморазвития человека):
Упражнение I.
Устройтесь поудобнее, постарайтесь расслабиться. Для поднятия энергии следует:
1. Постарайтесь как можно живее представить себе все те неприятности, которые доставило вам и вашим близким отсутствие у вас достаточно развитой воли. Представьте себе все те неприятности, которые еще могут из-за этого произойти у вас в будущем. Подробно исследуйте каждую из них, стараясь четко определить, в чем она состоит. Затем напишите список этих неприятностей (без фанатизма - это всего лишь упражнения). Ощутите в себе все те чувства, которые вызвали в вас эти воспоминания и ожидания: стыд, недовольство собой, стремление избежать повторения подобного поведения инастойчивое желание изменить существующее положение дел (чувство меры!).
2. Как можно живее представьте себе все преимущества, которые может принести вам развитие воли, все те блага и радости, которые вы и ваши близкие от этого получат. Подробно исследуйте каждое из этих преимуществ. Постарайтесь четко сформулировать каждое из них и затем запишите их.
3. Постарайтесь как можно лучше представить себе, что вы обладаете сильной и настойчивой волей. Представьте, как вы твердо и решительно шагаете, как решительно ведете себя в различных ситуациях: вы сосредоточены на достижении задуманного, умеете мобилизовать все свои усилия. Представьте, как вы настойчивы, как хорошо можете управлять своим поведением. Ничто не в состоянии вас смутить. Представьте себе, как вы достигаете успеха взадуманном. Постарайтесь подобрать ситуации, аналогичные тем, в которых вам раньше не удавалось проявить достаточную
силу воли и настойчивость.
Упражнение II.
Выполнение бесполезных упражнений.
Эта техника состоит в выполнении действий, не имеющих никакого иного смысла, кроме
тренировки воли. Их можно сравнить с гимнастическими упражнениями, которые имеют значение лишь для развития мышц и улучшения нейромышечной координации и физического состояния человека в целом.
Эта техника была впервые предложена Вильямом Джеймсом в его книге "Беседы с учителями": "Поддерживайте в себе способность дерзать с помощью ежедневного короткого, вполне бессмысленного упражнения. Систематически проявляйте героизм в каких-то ненужных мелочах: каждый день или через день совершайте что-то, что не имеет никакого иного смысла, как просто преодоление препятствия, икогда наступит час действительного испытания, вы сможете встретить его во всеоружии.
Аскетизм подобного рода сродни страховке, которую мы выплачиваем за дом и прочую собственность. Отдавая эти деньги, мы не получаем взамен ничего, и весьма маловероятно, что они когда-нибудь к нам вернутся. Но, случись в доме пожар, страховка спасет нас от разорения. Так же и с человеком, который ежедневно в мелочах вырабатывал в себе сосредоточенность, энергичную волю и способность к самоотречению. Когда все вокруг него зашатается, и окружающие его более изнеженные смертные будут сметены стихией,
он останется стоять неколебим, как скала" (James W. Talks to Teachers. New York: Henry Holt, 1912, p. 75-76).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку деятельность человека совершается в более или менее длинной цепи действий, существенно, насколько все волевые акты личности объединены общей линией, насколько твердо сохраняются и последовательно проводятся одни и те же принципиальные установки в следующих друг за другом поступках. Бывают люди, которые могут с известной настойчивостью добиваться достижения какой-нибудь цели, но сами цели у них изменяются от случая к случаю, не объединяясь никакой общей линией, не подчиняясь никакой более общей цели. Это беспринципные люди без четких установок. Последовательность и принципиальность как свойства личности, характера, в силу которых через все поступки человека на протяжении больших периодов или даже всей его сознательной жизни проходит как бы единая линия, составляет выходящую за пределы собственно волевых качеств существенную черту характера личности. При наличии такой принципиальности все время от времени пробуждающиеся желания, любая частная цель, которая может встать перед человеком на каком-нибудь отдельном этапе его жизненного пути, подчиняются большой единой цели – конечной цели всей его жизни и деятельности.
Таким образом, волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всем великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль.
Начало статьи смотрите здесь: http://www.psyoffice.ru/article/the_development_of_will_-_mission_possib/