|
Когда кончаются словаАвтор статьи: Гладилина Ирина Викторовна
Когда кончаются слова
Своим происхождением песочная терапия во многом обязана детям, которые впервые в кабинете английского детского психотерапевта Маргарет Ловенфельд играя, строили в песочнице с помощью песка, воды и небольших игрушек композиции, называемые самими детьми «Мой мир». Этот новый вид игры послужил основой для «Техники Мира» М. Лофенфельд. В конце 50-х годов прошлого столетия другой детский психотерапевт Дора Калфф, швейцарский юнгианский аналитик, заинтересовавшись этим подходом, соединила опыт Ловенфельд с юнгианским направлением в психотерапии. Д. Калфф назвала свою технику Sandplay и стала использовать ее в работе не только с детьми, но и взрослыми.
«Sandplay» в переводе с английского означает игра в песок, так что само название отражает суть метода. Во время игры взрослый или ребенок выбирает по своему усмотрению миниатюрные фигурки и расставляет их в подносе с сухим или влажным песком, создавая композицию. Миниатюрные фигурки и предметы, предлагаемые для игры, символизируют различные стороны человеческой жизни, начиная от людей, животных, растений, бытовых атрибутов и заканчивая персонажами сказок, мифов и духовными символами. По окончании работы, автор композиции может что-то рассказать о своем творении или оставить его в тишине – также по своему усмотрению. Песочная картина не разбирается, и построенный мир продолжает существовать некоторое время не только в душе своего создателя, но и реально, в материальном воплощении. Все то, что еще совсем недавно было невидимым - трудности, переживания, тревоги, надежды, конфликты, сокровенные чувства и мысли - становится видимым в подносе и доступным для рассмотрения самим создателем и психологом. Уже одного этого зачастую достаточно для облегчения и примирения. Так, «освещенные» работой с песком, испаряются детские страхи и привидения, а агрессивные и другие разрушительные чувства как будто уходят в песок. Эффективность песочной терапии связана с тем, что она помогает выразить переживания, прожить чувства, для которых не всегда находятся подходящие слова, восстановить душевное равновесие, обрести контакт с самим собой и сделать правильный выбор. Как заметил Юнг «часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно». Один образ или символ в песочнице иногда может выразить больше, чем сотня слов и открыть путь к тому неизвестному, неосознаваемому, что зачастую определяет поступки и переживания, тем самым, придавая новый смысл происходящему в жизни. Песочная терапия – один из способов установить доступ к глубоким уровням психики, где в бессознательном, дремлют силы для исцеления и развития. Они проявляются при определенных условиях и отношениях, создаваемых психологом. Психолог обеспечивает свободу для фантазирования и одновременно защищенность – и тогда душа начинает говорить на своем языке символов, понятном детям и забытым на время взрослыми. Игра с песком, как карта путешественника, для каждого прокладывает маршрут именно туда, куда он и должен идти, а психолог лишь поддерживает его в этом путешествии.
Песочная терапия подходит прежде всего людям, чья жизнь переполнена негативными эмоциями и травматическими переживаниями. Это могут быть дети и взрослые, пережившие насилие физическое, сексуальное, эмоциональное насилие или такие травматические события как война, стихийные бедствия, катастрофы. Недаром этот метод включен в арсенал кризисной психологической помощи МЧС России. Также подходит детям, испытывающим стресс и оказавшимся в трудной жизненной ситуации: развод родителей, переезд, болезнь или смерть близкого, адаптация к школе, детскому саду, конфликты со взрослыми и сверстниками. При посттравматических расстройствах, невротических проявлениях (тики, энурез, заикание) и психосоматических нарушениях и в таких случаях, как возрастные кризисы (кризис 7 лет, подростковый возраст), нарушения поведения (агрессивность, пассивность), страхи, излишнее беспокойство, смена настроения, неуверенность, сложности в общении и отношениях с другими людьми. Взрослым порою трудно преодолеть представление об игре в песке, как о детской забаве, не достойной внимания. В наше время высоко ценится интеллект или сознание, которое, кстати, есть еще не вся психика. Многим взрослым даже некогда задуматься о том, что большинство их трудностей и страданий происходят от того, что они не знают самих себя, истинных, глубинных потребностей, желаний, возможностей их реализации и чувств - не слышат голоса своей души, не хотят или боятся. Цена такого неведения – отчаяние, депрессия, невроз, бессмысленность существования, недовольство собой и близкими, зависимости всех мастей, невозможность построить близкие отношения. А ведь достаточно, казалось бы, простого и естественного желания встретиться с самим собой – и многие внутренние противоречия, проблемные ситуации разрешатся, и найдется достойный выход из конфликта, стресса или из очередного жизненного кризиса. Современная практика юнгианской песочной терапии обнаруживает сходство с философией дзен: реализация потенциалов человека предполагает путь к себе, и в конце концов самые важные ответы приходят только изнутри. Никто не может изменить никого, но каждый может изменить себя, а через себя - и мир.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|