Песочная терапия для детей – что это и зачем?
Что Вы представляете, когда слышите слово «песочница»? Наверняка перед глазами возникают куличики, дети, возня в песке, строительство чего-то интересного…
И действительно, в песочнице мы можем создать целый мир, огромный и прекрасный, волшебный, сказочный. Именно поэтому это занятие так любят дети. Погружаясь в игру, они узнают мир и себя, общаются друг с другом, учатся творить, быть самими собой, раскрываются, им становится интереснее жить.
Наша работа с детьми в песочнице как раз и состоит в том, что мы даем детям пространство для творчества, ребята могут создавать в песке все, что хотят, при этом рядом находится психолог, который направляет этот процесс и создает атмосферу доверия, понимания и уюта.
В такой работе у ребенка появляется собственное пространство, в котором он активно выражает себя, строит целый мир, тем самым прорабатывая в игре свои переживания, эмоции, страхи, различные жизненные ситуации.
Также у нас много игрушечных фигурок, которые дети активно используют в игре. Ведь для ребенка игрушки – это слова, а игра – его язык.
Важно, что в процессе игры в песочнице ребенок берет на себя ответственность, тем самым учится внутреннему контролю, развивает свой творческий потенциал.
Особенно эффективна песочная терапия при работе с тревожностью, агрессией и гиперактивностью у детей. Но и не только. =)
Вот что пишет одна из мам ребенка, с которым мы работаем в рамках песочной терапии:
Елена, мама ученика 3 класса:
«Огромное спасибо за проведенную работу с А. Ребенок стал более спокойный и усидчивый, что, несомненно, благоприятным образом сказалось на его успеваемости и усвоении школьного материала. А. неоднократно рассказывал о занятиях с песком, выделяя «построение своего мира на песке».
О песке в работе с подростками
Через песок человек выражает свои чувства, переживания, которые не всегда осознает. Строит свой мир, тем самым наглядно прорабатывая трудные ситуации в жизни, находит выход из них и решение задач, которые не дают покоя. Суть метода в том, что мы многое не можем выразить словами, а часто и не понимаем, в чем основа наших тревог и переживаний. В песочном подносе есть возможность все это выразить, увидеть, прийти к решению.
Я работаю в нескольких направлениях песочной терапии, особенно люблю кинетический или «живой» песок – материал, напоминающий влажный морской песок, но в отличие от него абсолютно чистый и более пластичный, т.к. в составе его 98% чистейшего кварцевого песка и 2% силикона.
Подросткам очень нравится работа в этом направлении. Вот что они пишут об этом:
Подростки о песочной терапии (лексика подростков сохранена):
Полина, 15 лет, работа с кинетическим песком:
«Когда сам песок трогаешь, можно вылепить что-то хорошее или злое – это зависит от настроя человека. Можно помять песок или даже побить. И в процессе как бы твои мысли лепятся, хотя и не задумываешься специально, просто смотришь потом – вот так слепилось. И глядя на то, что получилось, можно понять что-то о себе, о своей жизни, о каких-то проблемах…
И вообще он успокаивает, просто отдыхаешь! Прям волшебный песок!»
Саша, 14 лет:
«Песочек…он такой мягкий, приятный на ощупь. Его можно просто мять, «шебуршить» и говорить с психологом, это не отвлекает. Когда человек нервничает, он может выплескивать всю свою энергию в песок. Но в то же время, когда совсем нет сил, он помогает восстановиться, ты можешь на него отвлечься, поделать что-то легкое, в тебе восстановятся силы, и ты сможешь снова активно их использовать! Это очень-очень ценно. Хорошее изобретение!»
Варя, 12 лет о строительстве мира в песочнице:
«Строить свой мир – это суперски!!! Можно придумывать, где и что построить, кто мэр города и жители! Мне особенно понравилось строить природу, потому что там надо было наводить порядок, как в настоящей жизни!
Короче, было очень весело и прикольно делать СВОЙ мир. И кстати, очень поднимается настроение от этого!»