Воспитание ребенка, это процесс кропотливый и требующий большого прилежания со стороны любящих родителей. Естетсвенно, что на этом пути у родителей возникает много вопросов касающихся развития их ребенка.
Приведу несколько распространенных вопросов, с которыми родители обращаются к психологу.
- Ребенок испытывает трудности с развитем речи. Занимается с логопедом, но процесс идет крайне медленно. Малышу уже три года, а другие дети в этом возрасте разговаривают лучше него
- Ребенок несобран и неусидчив. Учителя называют его способным, но рассеянным.
- Ребенок отстает по «технике чтения» и не любит читать, плохо успевает по математике. Не хочет учить уроки и вообще ходить в школу.
- Учитель физкультуры считает ребенка неловким, неповоротливым.
- Учителя и врачи считают ребенка гиперактивным.
- Родителям трудно найти общия язык с их ребенком.
- Ребенок испытыват трудности в адаптации с коллективом в детском саду.
- Первокласник с трудом привыкает к школе.
На эти и многие другие вопросы нейропсихология может дать ответы, которые помогут Вам правильно понимать ребенка, общаться с ним, а также предложить занятия, которые помогут ему быстрее добиться желаемого результата.
Нейропсихологическая диагностика представляет собой психологический метод исследования ребенка. В его основе лежат определенные задания и упражнения, созданные основоположником нейропсихологии отечественным ученым А. Р. Лурия и адаптированные детскими психологами для детского возраста.
Такое обследование дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности. Пройти диагностику у детского нейропсихолога полезно любому ребенку от 3 до 9 лет, и особенно необходимо детям со сложностями в поведении и усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет): своевременная нейропсихологическая диагностика и коррекция детей поможет им преодолеть эти трудности.
Диагностика проводится в присутствии родителей, наглядно демонстрируя первопричины тех или иных трудностей ребенка. По результатам обследования делается четкий вывод об актуальном состоянии высших психических функций (ВПФ): внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля. Именно эти процессы являются базовыми и определяющими для успешного обучения ребенка в школе.
По итогам обследования проводится консультация родителей, даются общие рекомендации и предлагается курс развивающих занятий с учетом физиологических и личностных особенностей ребенка.
Программы и занятия
1. Программа "Маленький волшебник"
Нейропсихологическая гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Нейропсихологическая гимнастика- это оздоравливающая методика, разработанная отечественными специалистами нейропсихологами, в основу которой положены техники восточной гимнастики ушу, цигун и йоги.
Направленная на развитие психомоторной сферы ребенка: развиите мелкой и крупной моторики, координации движений, формирование межполушарного взаимодействия.
Регулярные занятия гарантируют Вашему ребёнку:
- Повышение иммунитета организма;
- Развитие пластики и красоты движений.
Специальный набор упражнений, воздействующий плодотворно на все группы мышц, развивает физическую силу и выносливость. А так же улучшение кровотока, что способствует насыщению дополнительной энергией головного мозга.
Структура занятий способствует развитию воли и стремления добиваться своей цели.
Цель постоянных занятий:
Гармонично развить тело, дух и разум;
Научить самодисциплине и самоконтролю;
Научить контролировать собственные эмоции;
Повысить способность сосредотачивать внимание;
При систематических занятиях у детей улучшается память, внимание, мышление, сообразительность, повышается успеваемости по всем школьным предметам, заметно улучшается качество, письма и устной речи! Развиваются творческие способности в области живописи, пения, танцев и конструирования.
В комплекс нейропсихологической гимнастики входят дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения по развитию мелкой и крупной моторики, упражнения для развития произвольности, коммуникативные упражнения, самомассаж, упражнения на релаксацию.
Дыхательные упражнения играют важную роль в развитии ребенка - повышают энергетическое обеспечение деятельности головного мозга, успокаивают, помогают снять стрессы. Благодаря развитию способности произвольно контролировать дыхание развивается самоконтроль над поведением, эмоциями, речью и движениями.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить восприятие окружающего пространства, развивают межполушарное взаимодействие, активизируют кровообращение, снимают умственное утомление, укрепляют зрение, способствуют развитию зрительного восприятия.
Телесные упражнения в виде растяжек позволяют снять мышечные зажимы. Происходит «осознание» своего тела. Благодаря тому, что существует связь между скоординированностью тела и развитием высших психических функций, происходит коррекция гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение, которое проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость, которая проявляется в медлительности и вялости).
Упражнения по развитию мелкой моторики помогают выработать навыки самоконтроля и саморегуляции, развивают компенсаторные возможности мышечного чувства, способствуют речевому развитию, учат детей рациональному использованию зрительного восприятия.
Коммуникативные упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.
Упражнения для релаксации (снятие напряжения) способствуют расслаблению, снижают нервное напряжение, дают ощущение покоя и сосредоточенности, помогают избавиться от симптомов переутомления.
Нейропсихологическая гимнастика способствует сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста! Позволяет им повысить интеллектуальную активность, стать успешными в любой сфере их деятельности!
2. Программа "Секреты отличников". Помощь младшим школьникам.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 11 лет с различными трудностями, в том числе с психосоматическими расстройствами, реализующимися на почве дизонтогенетического преморбида.
Причина обращения: учебные трудности, нарушение письма и чтения, специфические нейропсихологические нарушения, эмоциональные нарушения, невротические нарушения, поведенческие нарушения, нарушения ДРО.
Основная цель данной программы:
Создание оптимальных психологических условий для полноценного психического и личностного развития ребенка, раскрытия его индивидуального творческого потенциала. Активизация его внутренних ресурсов для дальнейшей адаптации в меняющихся жизненных обстоятельствах.
Задачи данной программы:
- помощь в преодолении трудностей развития эмоционально-волевой сферы
- развитие познавательной активности
- помощь в формировании приемов учебной деятельности
- обучение приемам саморегуляции
- развитие рефлексии
- приобретение навыков самоанализа
- развитие эмпатии
- развитие коммуникативных навыков
- обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности
- развитие способностей к творческому мышлению
- гармонизация детско-родительских отношений
В основу программы положены разработки отечественных мастеров психологии таких, как Семенович А.В., Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. ,Кулаков С.А., а так же мои личные методики.