|
Эмоции и желание учиться!Автор статьи: Ревуцкая Ирина Викторовна
Я думаю, в то или иное время все сталкивались с тем, что наши дети не хотят идти в школу, не хотят выполнять домашнее задания, а уж тем более заниматься дополнительно, на уроках занимаются всем чем угодно, только не самим уроком. Или ещё хуже, начинают прогуливать уроки, вступать в конфликты с учителями, периодически жаловаться на учителей, одноклассников, просят перевести их в другую школу.
Какие ситуации вы можете припомнить со своими детьми? Возможно, страх к конкретному учителю; не любимый урок; частые болезни, плохое самочувствие, благодаря которым можно не ходить в школу; конфликты с одноклассниками; разговоры о том, что это мне в жизни не пригодится. В чём же дело? Почему это происходит? Что влияет на такое поведение ребёнка? В какой момент ребёнок переходит в состояние «Не хочу», «Не буду», «Ненавижу»? На успешность или не успешность, на деятельность ребёнка, очень влияют эмоции. Эмоции – это состояние, которое отражает человек переживая любовь, радость, волнение, ненависть, страх, обиду, гнев, наслаждение и т.д. Проявляются эмоции телесных реакциях – это проявляется в изменениях работы сердца, мышц, дыхания, пищеварения. Именно эмоции, которые переживает ребёнок, закрепляются в памяти и в дальнейшем влияют на обучение, как, собственно, и на все остальные сферы жизнедеятельности человека. Откуда берутся ситуации, которые в последствии приводят к нежеланию учиться? Кого можно назвать участниками учебного процесса:
Если же обучение связано с отрицательными, не приятными переживаниями. Например – учитель постоянно повышает голос на уроке, пресекает любую активность, соблюдая дисциплину, стыдит детей друг перед другом по разному поводу. Родители «по большому счёту» любят своих детей, но иногда могут с сарказмом разговаривают, о том, что: - Из тебя никакого толку не будет, ты ленивый и т. п. С одноклассниками возникают конфликты, нет друзей. И не обязательно чтобы со всех сторон были негативные переживания, достаточно одного, чтобы у ребёнка возникало неприятное ощущение и нежелание идти в школу. Конечно, возможно, что со временем появится другой учитель, родители перестанут подтрунивать, отношения с одноклассниками наладятся, и всё, казалось бы, изменится. Но ощущение нежелания идти в школу никуда не денется. Просто ребёнок сам не будет понимать и не сможет объяснить, в чём дело, что не так, почему он не хочет ходить в школу. Оказывается всё очень просто, негативное эмоциональное переживание, перерастает в отношение к учёбе и переходит в подсознание, становится убеждением. А, ситуация связанная с определённым убеждением вызывает неприятные ощущения, в данном случае нежелание идти в школу. Для того чтобы исправить это, нужно не просто не подтрунивать родителям над ребёнком, а убеждать его, что верят в его способности, что у него всё получится, что он сможет, что он для вас самый лучший ученик. Нужно, чтобы учитель не просто стал к ребёнку хорошо относиться, а хвалил его за маленькие удачи, поручал ему какие-то ответственные дела класса, назначал его ответственным за то, что только у него получается лучше всего. Нужно не просто наладить отношения с одноклассниками, а получить поддержку и авторитет среди одноклассников, стать интересным, нужным, чтобы одноклассники стали относиться к ребёнку как к интересному, надёжному товарищу. Все вышеперечисленные эмоции, создают фон того, почему ребёнок не хочет учиться. А сама учебная деятельность сопровождается интеллектуальными эмоциями. С ними непосредственно связана мыслительная деятельность. Это эмоции – любознательности, догадка, удивление, недоумение, чувство нового, удовлетворение найденным решением, сомнение, уверенность. Сейчас объясню, как это происходит. Например, на уроке (предположим химии) учитель даёт задание, с которым раньше ребёнок не сталкивался (допустим, сегодня наш опыт вызовет небольшой взрыв). И первая эмоция, которая возникает у ребёнка – это удивление, неужели действительно произойдёт взрыв? Следующим этапом учитель говорит, что взрыв получится при смешивании реактивов, и в этот момент ребёнок испытывает эмоцию – догадка. Он начинает догадываться, а какие же это реактивы, в какой последовательности их смешивать? После того, как ребёнок догадался, что именно учитель будет смешивать, возникают эмоции сомнения, а действительно ли всё получится, а может я, не правильно подобрал реактивы, и эмоции уверенности – да, скорее всего всё получится, да нет, точно бабахнет. И, наконец, проверка правильности решения, когда всё получилось, взрыв произошёл – появляются эмоции удовлетворения найденным решением. Или не получилось, и взрыв не произошёл, появляются эмоции недоумения, а почему не произошёл. В этот самый момент, эмоции прорываются во вне, в форме возгласов, жестикуляций: - Ура, получилось. Ребёнок начинает прыгать, махать руками, бегать по классу. Или - А почему это у меня ничего не получилось. С недовольством бьёт руками о парту, швыряет тетрадки. Если эти проявления эмоций запрещаются учителем, в целях соблюдения дисциплины и высмеиваются другими детьми, тогда мыслительная деятельность существенно снижается. Впредь ребёнок будет осторожничать, и частично не проявлять интеллектуальных эмоций, а если подобные моменты будут неоднократны, тогда эти эмоции будут подавлены и соответственно так пропадает всякое желание учиться. Вы согласны со мной в том, что наша система образования не только отодвигает эмоции на задний план, но и часто направляет их на полное подавление. Эту тему невозможно закрыть! Ситуации, связанные со школой, учителями, можно пересказывать, но решить их нельзя. МОЖНО ТОЛЬКО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ, КАК ПРЕОДОЛЕВАТЬ негативные реакции. С уважением, психолог Ирина Ревуцкая. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|