Эмоции и желание учиться!

Я думаю, в то или иное время все сталкивались с тем, что наши дети не хотят идти в школу, не хотят выполнять домашнее задания, а уж тем более заниматься дополнительно, на уроках занимаются всем чем угодно, только не самим уроком. Или ещё хуже, начинают прогуливать уроки, вступать в конфликты с учителями, периодически жаловаться на учителей, одноклассников, просят перевести их в другую школу.

Какие ситуации вы можете припомнить со своими детьми?

Возможно, страх к конкретному учителю; не любимый урок; частые болезни, плохое самочувствие, благодаря которым можно не ходить в школу; конфликты с одноклассниками; разговоры о том, что это мне в жизни не пригодится.

В чём же дело? Почему это происходит? Что влияет на такое поведение ребёнка? В какой момент ребёнок переходит в состояние «Не хочу», «Не буду», «Ненавижу»?

На успешность или не успешность, на деятельность ребёнка,  очень влияют эмоции.

Эмоции – это состояние, которое отражает человек переживая любовь, радость, волнение, ненависть, страх, обиду, гнев, наслаждение и т.д. Проявляются эмоции телесных реакциях – это проявляется в изменениях работы сердца, мышц, дыхания, пищеварения.

Именно эмоции, которые переживает ребёнок, закрепляются в памяти и в дальнейшем влияют на обучение, как, собственно,  и на все остальные сферы жизнедеятельности человека.

Откуда берутся ситуации, которые в последствии приводят к нежеланию учиться?

Кого можно назвать участниками учебного процесса:

  • самого ребёнка (его настрой, здоровье, способности и т.д.);
  • его родителей и членов семьи (как следят за выполнением уроков, какой пример подают, интересуются успехами ребёнка в школе);
  • учителей (опыт, отношение к своему делу и т.д.);
  • условия обучения;
  • вспомогательные средства развития (своя комната, место, развивающие игры, интернет и т.д.);
  • формы досуга (как ребёнок отдыхает, чем занимается дополнительно).
Вы все обратили внимание на то, что если с обучением связаны положительные, приятные, тёплые переживания. Например – учитель на уроках доброжелателен, внимателен, интересуется вопросами и ответами детей, на восторг, который проявляют дети, реагирует положительно и поддерживает. А родители перед школой говорят добрые слова, о том, что их ребёнок очень способный и они верят в то, что у него всё получится. С детьми в классе доброжелательные, дружеские отношения. В таком случае ребёнок будет с удовольствие идти в школу.

Если же обучение связано с отрицательными, не приятными переживаниями. Например – учитель постоянно повышает голос на уроке, пресекает любую активность, соблюдая дисциплину, стыдит детей друг перед другом по разному поводу. Родители «по большому счёту» любят своих детей, но иногда могут с сарказмом разговаривают, о том, что:

- Из тебя никакого толку не будет, ты ленивый и т. п.

С одноклассниками возникают конфликты, нет друзей.

И не обязательно чтобы со всех сторон были негативные переживания, достаточно одного, чтобы у ребёнка возникало неприятное ощущение и нежелание идти в школу.

Конечно, возможно, что со временем появится другой учитель, родители перестанут подтрунивать, отношения с одноклассниками наладятся, и всё, казалось бы, изменится. Но ощущение нежелания идти в школу никуда не денется. Просто ребёнок сам не будет понимать и не сможет объяснить, в чём дело, что не так, почему он не хочет ходить в школу.

Оказывается всё очень просто, негативное эмоциональное переживание, перерастает в отношение к учёбе и переходит в подсознание, становится убеждением. А, ситуация связанная с определённым убеждением  вызывает неприятные ощущения, в данном случае нежелание идти в школу.

Для того чтобы исправить это, нужно не просто не подтрунивать родителям над ребёнком, а убеждать его, что верят в его способности, что у него всё получится, что он сможет, что он для вас самый лучший ученик.

Нужно, чтобы учитель не просто стал к ребёнку хорошо относиться, а хвалил его за маленькие удачи, поручал ему какие-то ответственные дела класса, назначал его ответственным за то, что только у него получается лучше всего.

Нужно не просто наладить отношения с одноклассниками, а получить поддержку и авторитет среди одноклассников, стать интересным, нужным, чтобы одноклассники стали относиться к ребёнку как к интересному, надёжному товарищу.

Все вышеперечисленные эмоции, создают фон того, почему ребёнок не хочет учиться.

А сама учебная деятельность сопровождается интеллектуальными эмоциями.  С ними непосредственно связана мыслительная деятельность.

Это эмоции – любознательности, догадка, удивление, недоумение, чувство нового, удовлетворение найденным решением, сомнение, уверенность.

Сейчас объясню, как это происходит.

Например, на уроке (предположим химии) учитель даёт задание, с которым раньше ребёнок не сталкивался (допустим, сегодня наш опыт вызовет небольшой взрыв). И первая эмоция, которая возникает у ребёнка – это удивление, неужели действительно произойдёт взрыв?

Следующим этапом учитель говорит, что взрыв получится при смешивании реактивов, и в этот момент ребёнок испытывает эмоцию – догадка. Он начинает догадываться, а какие же это реактивы, в какой последовательности их смешивать?

После того, как ребёнок догадался, что именно учитель будет смешивать, возникают эмоции сомнения, а действительно ли всё получится, а может я, не правильно подобрал реактивы, и эмоции уверенности – да, скорее всего всё получится, да нет, точно бабахнет.

И, наконец, проверка правильности решения, когда всё получилось, взрыв произошёл – появляются эмоции удовлетворения найденным решением. Или не получилось, и взрыв не произошёл, появляются эмоции  недоумения, а почему не произошёл.

В этот самый момент, эмоции прорываются во вне, в форме возгласов, жестикуляций:

- Ура, получилось. Ребёнок начинает прыгать, махать руками, бегать по классу.

Или

- А почему это у меня ничего не получилось. С недовольством бьёт руками о парту, швыряет тетрадки.

Если эти проявления эмоций запрещаются учителем, в целях соблюдения дисциплины и высмеиваются другими детьми, тогда мыслительная деятельность существенно снижается. Впредь ребёнок будет осторожничать, и частично не проявлять интеллектуальных эмоций, а если подобные моменты будут неоднократны, тогда эти эмоции будут подавлены и соответственно так пропадает всякое желание учиться.

Вы согласны со мной в том, что наша система образования не только отодвигает эмоции на задний план, но и часто направляет их на полное подавление.

Эту тему невозможно закрыть! Ситуации, связанные со школой, учителями, можно пересказывать, но решить их нельзя. МОЖНО ТОЛЬКО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ, КАК ПРЕОДОЛЕВАТЬ негативные реакции.

С уважением, психолог Ирина Ревуцкая.



Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Эмоции + манипуляции = ребёнок-травматик
  • Ребёнок перестал ходить в школу и делать домашние задания.
  • Почему ребёнок прогуливает школу?
  • Ребёнок идёт в школу: основные переживания родителей
  • Если учитель отбивает желание учиться у ребёнка
  • Про школу | Мой ребёнок – изгой в классе…
  • Ваш ребёнок идёт в школу (родителям будущих первоклассников)
  • Негативные эмоции у ребёнка - что с ними делать?
  • Ваш ребёнок идет в школу
  • Что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться?
  • Мои родители нормальные, или какие эмоции можно считать легальными?
  • Как принять негативные эмоции, чтобы снизить невыносимые переживания
  • Как негативные эмоции превратить в ресурс? Когда нет энергии и сил идти вперед.
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Эмоции - это просто эмоции
  • Негативные Эмоции – откуда они берутся и какие бывают?
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • Как научить ребёнка контролировать свои эмоции?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Если ребенок не хочет идти в школу...
  • Ребёнок не хочет учиться! Или не может?
  • Почему выражать позитивные и негативные эмоции важно? Психология эмоций.
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать
  • Зачем ребёнок идёт в школу? Про мотивацию со знаком "-".
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Как переживать эмоции. Прием изменения интенсивности эмоции
  • Ребёнок не хочет учиться!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь