Психотерапевтическое сообщество и групповая идентичность

Идентичность психотерапевта – это вещь индивидуальная, даже интимная. Она зависит от множества тонких характеристик личности, душевных свойств, нюансов профессионального мышления. Но на нее влияют и социальные структуры, в которых живет и работает психотерапевт.

Идентичность имеет разные формы и типы. Как минимум, можно рассматривать личностную и групповую идентичности. Личностная идентичность связана с ощущением своей индивидуальности, уникальности, особого своеобразия профессиональных качеств и умений. Она опирается на представление о собственных способностях, возможностях, а также слабостях и ограничениях. Очень важный аспект – это ролевая идентичность, то есть глубина отождествления с ролью психотерапевта, а модель этой роли прямо отражена в структуре профессиональных групп.

Групповая идентичность связана с чувством принадлежности к группе, сообществу. Чтобы она возникла, это сообщество, как минимум, должно существовать, обладая групповыми атрибутами: нормами, традициями, знаками отличия, собственным языком и символикой. В образе группы есть что-то родительское, иногда выражающееся в форме ощущения ее грандиозности с ее уникальной историей и своеобразной мифологией. Групповая идентичность обязательно предполагает наличие лояльности к группе, часто неосознаваемой. Группа должна восприниматься как некая высшая система, дающая ощущение защищенности, безопасности. Индивид испытывает положительные чувства к такой группе: симпатию, уважение, что-то вроде гордости и т.д. Группа обязательно должна быть референтной. Если этого не происходит, то с идентичностью наверняка будут проблемы.

А теперь давайте порассуждаем, какие есть профессиональные сообщества. Прежде всего – это та большая группа, из которой мы пришли в психотерапию. Для меня это – психологическое сообщество. Для кого-то – это сообщество медиков или какое-то еще. Здесь мы чувствуем себя наиболее свободно, здесь не так ощущается проблема конкуренции. Психологическое сообщество существует давно, но оно, тем не менее, размытое, рыхлое, недостаточно сплоченное. Такова и идентичность – нечеткая, изменчивая. Наверное, гордость психолога сильно уступает, например, чувствам дворянина в связи с принадлежностью его к дворянскому сословию. Одна из причин – неоднородность сообщества, пестрота состава. Кто только не называет себя психологами (равно, как и целителями, экстрасенсами и т.п.). От этих субъектов порой хочется решительно отмежеваться, не то, что идентифицироваться с ними.

Более узким является психотерапевтическое сообщество, претерпевающее сейчас бурный этап становления. Идентификация с этой группой связана с гораздо более сильными переживаниями и глубокими противоречиями. Здесь еще не выработались групповые атрибуты, характерные для таких устойчивых больших групп, как этнос, род, социальный класс. Оно еще не создало собственной мифологии, ну уже существует множество психотерапевтических мифов. Еще не написано всеобщей истории, но во множестве пересказываются различные истории о психотерапии. Одна из форм этого фольклора – анекдоты про психотерапевтов, значение которых в плане формирования групповой идентичности трудно переоценить. Они снимают табу на запретные и опасные темы, отреагируют страхи, развенчивают бессознательные комплексы и предрассудки. Важная роль развития профессиональной идентичности принадлежит официальным организациям, структурирующим стихийный процесс формирования сообщества, создавая уставы, этические кодексы, разрабатывая программы и квалификационные нормы. Но идентичность не может быть сформирована только официально, без стихийного неформального процесса.

В психотерапевтическом сообществе выделяются еще более узкие группы – (условно – по психотерапевтической специализации). Речь идет о сообществах психоаналитиков, гештальтистов, психодраматистов, расстановщиков и многих других. Все они настолько различные и своеобразные, что нет смысла доказывать: их представители обладают весьма своеобразной идентичностью, о чем тоже ходит множество анекдотов. Возникает проблема конкуренции не только между отдельными психотерапевтами, но и между разными направлениями, спорящими между собой на темы эффективности, универсальности, психологической экологии. В этом есть и плюсы, и минусы. Польза – в развитии профессионализма и вырабатывания эффективных методов психологической помощи. Вред в том, что в узкопрофессиональном споре утрачивается глубинное понимание психотерапии как таковой, как искусства исцеления посредством души психотерапевта, а не хитросплетением методов. Нужно все же, чтобы преобладающая сейчас поляризация между различными парадигмами сменилась на интеграцию.

Все же идентичность психотерапевта отличается от идентичности психолога или врача. Длительный психотерапевтический опыт (включающий личностное самопознание в процессе подготовки) очень сильно меняет психологию человека, даже перестраивает его мировоззрение. Общения между психологами и врачами всегда было извечной проблемой, они всегда не понимали друг друга, предвзято относились к противоположным взглядам, а по сути, являлись примерами односторонности и ограниченности. Психологи и врачи, обученные психотерапии по современным европейским стандартам, становятся, по сути, единомышленниками.

Особая форма групповой идентичности связана с психологией малых групп. Это, прежде всего – учебные и тренинговые группы, где совершенствуется профессиональное мастерство и, собственно, выковывается наша психотерапевтическая идентичность, в них, по сути, происходит профессиональная инициация терапевта, они, как alma mater являются проводником в большое сообщество и осуществляют эстафету между поколениями. В этих группах очень важна не только личностная проработанность участников, но и проясненность на групповом уровне, развитие личностной и групповой зрелости, решение тех групповых проблем, которые неизбежно возникают в процессе эволюции группы, и которые, будучи нерешенными, могут переноситься в более широкое сообщество. Это может повлиять на традиции, создать проблемную нравственную атмосферу, в конечном счете, отражаясь на особенностях идентичности. В условиях конкуренции вместо стремления к профессиональному совершенствованию будут возникать комплексы неполноценности и зависть.

Чтобы не возникало подобных искажений профессиональной идентичности, психотерапевтическое сообщество призвано быть открытой и саморазвивающейся системой. Оно должно быть открытым и прозрачным для всего общества, честность и нравственность должна цениться на том же уровне, что и профессионализм, его традиции должны опираться на самые высокие и гуманные цели человечества. Только в этом случае оно будет решать сложнейшие задачи, возложенные на этот вид профессиональной деятельности, а профессиональная идентичность будет этому только способствовать.



Просмотров: 526
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему психологическое сообщество разобщено и в чем может быть выход?
  • Зануда психолог. Супервизия. Идентичность психотерапевта.
  • Личностная и социальная идентичность лиц с химической зависимостью и инвалидностью
  • Начинающему терапевту: признание и профессиональная идентичность.
  • Стадии формирования профессиональной идентичности психотерапевта
  • Существует ли идентичность психоанализа в пространстве современной российской культуры?
  • Идентичность. Кто Я? Какой Я? Практическая польза...
  • Отличия женщин от мужчин? Гендерная идентичность.
  • 6 стадий развития профессиональной идентичности психотерапевта
  • Идентичность - это что?
  • Идентичность
  • Идентичность
  • Идентичность как интегративный критерий психического здоровья личности
  • Идентичность психоаналитика
  • Идентичность (упражнение)
  • Про женскую идентичность
  • Как формируется идентичность.
  • Родительская идентичность
  • Метафора и идентичность
  • Как создать популярное сообщество в VK
  • Гендерная идентичность. Эссе
  • Идентичность как и смысл текучи
  • Что такое гендерная идентичность
  • Женская идентичность. Антиведическое.
  • Родовая идентичность и ее потеря
  • Идентичность: в ногу со своим «Я»
  • Этнокультурная идентичность ребенка
  • Мертвая идентичность и живая аутентичность
  • Идентичность и аутентичность группового аналитика
  • Конфликты в семье и идентичность ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь