|
Осень. Предупредим депрессию у детейАвтор статьи: Борисова Наталия Павловна
Сама по себе осень – красивая пора: разноцветная, бархатная и немножко грустная (со слов школьников: «лето и каникулы закончились…, теперь я живу не для себя, в школе напрягают, родители поддерживают учителей и несправедливы ко мне. Летом было весело, много свободы. Сейчас больше грустного…»). Но у детей такие мысли появляются не вдруг, без явных и скрытых причин. В их копилке-памяти, как правило, уже «собраны» негативные установки, провоцирующие возникновение тоскливых размышлений на тему учебы. Результаты исследований в области проявления и специфики развития депрессивных состояний у школьников, позволяют сделать вывод о том, что любая детская депрессия – это уже результат затянувшейся конфликтной ситуации. В своей работе мы постарались проанализировать как можно больше случаев затяжного депрессивного настроения и посттравматических стрессовых расстройств, так или иначе связанных с возникновением в жизни детей и подростков конфликтных ситуаций в период школьного обучения. Были определены обстоятельства, способствующие возникновению депрессивных и суицидальных мыслей у младших школьников и подростков. Они, чаще всего, следующее. 1. Давление со стороны учителей: - «оправданное» (по мнению взрослых) – «борьба» с ленью учеников, улучшение качества знаний учащихся, повышение рейтинга образовательного учреждения и т.д. - неоправданное – неврозы и невротические реакции учителей, недостаточный уровень профессионализма; отсутствие необходимых знаний о конструктивных способах взаимодействия с учащимися и т.п. 2. Давление со стороны родителей: - «борьба» (способами, доступными пониманию родителей) с ленью, безволием, неорганизованностью ребенка; - неврозы и невротические реакции родителей; - пограничные психические расстройства родителей; - воздействие (посредством эмоциональных реакций старших членов семьи) социально-экономических и политических событий в стране, городе; - проблема «самореализации» (ложной) родителей через достижения ребенка в учебной деятельности; - влияние современных тенденций среднего и высшего образования (высокая скорость нововведений); - проблема профессионального самоопределения и трудоустройства; - страх (родителей) перед осуждением социального окружения (хорошие оценки ребенка – показатель актуального уровня образованности семьи) и др. 3. Давление со стороны одноклассников: - высокий или низкий уровень материального благополучия семьи (как следствие – зависть или презрение); - «изъяны» во внешности ребенка или членов его семьи; - хронические заболевания учащегося; - неадаптивный стиль поведения ребенка в школе; - пограничные психические расстройства или невротические реакции одноклассников и др. 4. Личностные (тревожные) особенности ребенка: - нарастание внутриличностного конфликта (истерический, психастенический, неврастенический); - комбинаторные (специфические) особенности темперамента; - психологические травмы (в прошлом, настоящем); - отсутствие перспектив, жизненных планов; - нереализованность желаний и возможностей; - отсутствие учебной мотивации; - негативное отношение к учителям, родителям, одноклассникам; - неправильное восприятие окружающего мира и себя в нем и др. Добросовестно исполняющие свой профессиональный долг, школьные психологи часто задаются вопросом: Что со всем этим делать? С целью оказания помощи психологам образовательных учреждений, на которых лежит большая ответственность за душевное благополучие учащихся и которые обязаны предупреждать назревание кризисных ситуаций у детей, мы постарались обобщить, полученные в процессе пятилетней практики работы с детской депрессией, выводы, и предлагаем следующий апробированный общий план действий. 1. Своевременно и точно определить главные показатели неблагополучия ребенка (например, стать «тихим» и послушным ученик может не только в силу переосмысления своего поведения, но и из-за участившихся случаев насмешек со стороны одноклассников и т.п.). 2. Своевременно провести работу по выявлению основных причин возникшей кризисной ситуации в жизни ребенка (в выше приведенном примере – выяснить по какой причине над ребенком смеются в классе). 3. Своевременно оказать психологическую помощь. Для практического применения первого пункта плана - обращаемся к следующим психологическим методам: - наблюдение; - беседа; - метод экспертных оценок (беседа с учителями, родителями, одноклассниками). Для реализации второго пункта плана – подбираем адекватные ситуации темы для беседы с ребенком, упражнения, техники, приемы. Грамотно, с профессиональной точки зрения, проводим работу с социальным окружением учащегося (семьей, педагогическим коллективом, одноклассниками). Чтобы сократить возможное количество ошибок и наиболее точно «диагностировать» показатели и причины неблагополучия ребенка, необходимо определить и сформулировать (для себя) реальный (предполагаемый) запрос (жалобу) от ребенка. Проверить свое предположение относительно сформулированного запроса и только потом действовать. Конкретный план действий: - Сегодня-завтра обращаемся к классным руководителям и учителям-предметникам (которым доверяем) с просьбой – понаблюдать несколько дней за учениками и сообщить вам (тет-а-тет) о том - есть ли в классе учащиеся, вызывающие тревогу (даже, если тревога неясного происхождения) своим внешним видом, изменениями в поведении и т.п. Напоминаем педагогам об ответственности. - Обращаемся к классным руководителям – передать просьбу родителям. - Начинаем работу с детьми группы риска (теми, о которых к вам поступит информация, а такие будут обязательно). - Стараемся наладить доверительный контакт с ребенком или определяем авторитетное, для конкретного учащегося, лицо из социального окружения (действуем с его помощью). - Уточняем и формулируем проблему ребенка (предполагаемый «запрос» от ребенка). Мы должны убедиться, что не ошиблись в своих предположениях. - Составляем (для себя) примерную комбинацию актуальных (имеющих место в настоящее время) депрессивно и суицидально опасных факторов в жизни ребенка. - Намечаем план действий по решению сложной жизненной ситуации ребенка: (с ним самим, родителями, учителями, одноклассниками). - Подбираем наиболее оптимальные техники, упражнения, приемы, темы бесед, семинаров, классных часов, родительских собраний и т.п. - Работаем. Наблюдаем за всеми (доступными наблюдению) нюансами развития ситуации. Меняем, в случае необходимости, запрос ребенка (1-й пункт), техники, упражнения, темы семинаров. При этом помним (к сожалению, в практике встречаются недобросовестные специалисты): -об этических нормах общения с детьми и взрослыми; -о профессиональной этике. Полноценной работе педагога-психолога и психолога в рамках образовательной системы часто мешают собственные проблемы (по результатам бесед с психологами школ), а именно: -внутриличностные конфликты; -внутрисемейные конфликты; -проблемы со здоровьем; -отсутствие комфортных условий для выполнения своих профессиональных обязанностей; -неврозы и невротические реакции; -другое. Все изменится к лучшему, если: - оценить свое актуальное состояние и сформулировать (для себя) свои личностные проблемы (лучше всего на бумаге); - набросать план самореабилитации; - сделать реальные шаги в направлении реализации плана самореабилитации. !!! Можно (желательно) обратиться за помощью к коллеге. Себе в помощь: - Установлению доверительного контакта с учащимися и их родителями поможет знание характерных особенностей типов внутриличностного конфликта (истерического, психастенического, неврастенического). - На данном этапе (сегодня-завтра) можно обратиться к ученикам с просьбой ответить письменно (анонимно) на следующие вопросы: Что в твоей жизни вызывает у тебя большую радость и делает тебя счастливым? Что вызывает грусть, злость, раздражение, ненависть? О чем ты мечтаешь с детства? Что уже исполнилось? Что ты чувствуешь по отношению к миру, в котором живешь? Какие цели ты поставил перед собой? К чему стремишься? Какая профессия тебе больше всего нравится и почему? Напиши 5 слов, которыми, ты считаешь, можно кратко охарактеризовать твою жизнь. - Как одно из направлений профилактики профессионального выгорания хорошо работает супервизия сложных случаев из собственной психологической практики. В процессе своей работы мы пришли к выводу о том, что наибольшее количество неудач в школьной психологической практике связано с личностными проблемами педагога-психолога и отсутствием, в поле зрения специалиста, показателя неблагополучия в жизни учащегося. Все остальные проблемы сводятся к отсутствию, по каким-либо причинам, контакта с ребенком, его родителями, коллегами.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|