Путь к зрелости: Младенчество

Путь к зрелости: Младенчество

Наш путь в этом мире начинается с рождения. Ребенок появляется из материнской утробы. Первый самостоятельный вздох, первый крик, первое предъявление этому окружающему его миру.

Взрослые и дети начинают взаимодействовать между собой. Основной способ – воспитание.

Что же это такое? Воспитание – это то, чему родители хотят научить своих детей. Обычно это семейные правила и нормы, традиции и способы поведения в семье и обществе.

И, хорошо было бы понимать, что в этом процессе нужно учитывать возможности и ограничения детей и взрослых. Наша психика имеет важные особенности своего развития, ребенок может что-то делать, когда его психика и тело развиты для конкретных эмоций, действий, мыслей. Я делюсь в этой статье моим личным взглядом на развитие детской психики, который основан на теоретических и практических взглядах ученых и моей практики.

Исторически так сложилось, что в человеческом мозге есть:

  • Мозг рептилий (ствол мозга, мозжечок), который отвечает за инстинкты самосохранения. Там хранится информация, накопленная нашими предками. Каждый человек в минуту опасности, выберет один из способов: замри, беги, нападай.
  • Мозг млекопитающих (лимбическая система), который отвечает за эмоции, память, привычки. Именно он позволяет принимать решения. Мы можем его развивать. Он зависит от условий и наших физиологических особенностей (тип нервной системы, строение тела, способ восприятия мира и т.д.).
  • Мозг человека (неокортекс), который отвечает за умение говорить, абстрактное мышление, воображение, сознание. Он позволяет находить причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы.

Так же есть исторические этапы развития психики (автор А.Н. Леонтьев):

  1. Элементарная сенсорная – ребенок знакомится с окружающей средой через предметы. Свое отношение к миру выражает через телесные движения, основанные на внутренних ощущениях (зрение, слух, обоняние, осязание). Поведение основано на безусловных инстинктах (врожденная способность организма реагирования на раздражитель).
  2. Перцептивная – отношения между предметами, способность видеть целое и различать формы. Появляется образная память и чувственный образ. Появляется навык – способность к научению. Может определить зависимость способа достижения и условия.
  3. Интеллект – способность строить отношения между предметами. Строит целостные предметные ситуации. Способность формировать опыт и использовать его в разных ситуациях. Определение функциональных понятий.

Каждый ребенок проходит исторические этапы развития психики: элементарную сенсорную, перцептивную, а вот только потом раскроются функции интеллекта. И на каждом этапе развития развиваются новые возможности нашего мозга: первым начинает свою работу и развитие Мозг рептилий, затем к нему подключается Мозг млекопитающих, и только потом начинает свое развитие Мозг человека. Вот такое сотрудничество происходит на протяжении нашей жизни.

Первый возрастной этап развития – Младенчество.

Для периода Младенчество свойственна элементарная сенсорная стадия развития психики.

Этот этап делится на 2 периода:

– новорожденный (от рождения до двух месяцев);

– младенчество (от двух месяцев до года).

Первые кризисы:

– кризис новорожденности (от месяца до двух)

– кризис одного года.

Что может новорожденный ребенок:

Эмоции. Может показать, что он удовлетворен или голоден. Это происходит в моменты кормления.

Действия. Инстинктивное поведение. Формирование простейших движений, связанных с ориентацией.

Мысли. Безусловные рефлексы, связанные с питанием. Восприятие мира через первые ощущения, телесные и вкусовые.

Кризис новорожденности завершает этот этап развития. Он начинается в период от месяца до двух.

Кризис новорожденности – переходной этап между жизнью в утробе мамы и вне ее. Новорожденный не способен определять свои первичные потребности. Жизнеспособность его полностью поддерживают взрослые. Они оберегают ребенка от холода и жары, кормят и защищают его.

У ребенка появляется комплекс оживления – первое индивидуальное психологическое действие. Первая улыбка. Первая потребность в общении.

Что может младенец:

Эмоции. Проявляет удовольствие, боль, приятное, неприятное, удивление.

Действия. Освоение предметной деятельности. Начало формирования речи. Появляется предметное общение с окружающими.

Мысли. Развитие и становление чувствительных и двигательных структур – сенсорных и моторных способностей.

Кризис одного года завершает этап Младенчество. Он может начинаться в период от девяти месяцев до года.

У ребенка появляется:

  • эмоционально реагирует на ограничение его самостоятельности;
  • пробует ходить;
  • проявляет познавательный интерес к окружающему миру;
  • меняется способ взаимодействия между ребенком и взрослым;
  • говорит первые слова.

Время начала и окончания кризиса зависит от индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.



Просмотров: 478
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Этапы развития ребенка. №1 - Стадия существования, 0-6 месяцев.
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Между жалостью и жестокостью: Уровни развития психики
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.
  • «Эти ужасные два года!» Первый возрастной кризис в жизни ребенка.
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Этапы развития детской психики
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Зависимость, контрзависимость, независимость и этапы развития психики
  • Незавершенные этапы развития и их влияние на развитие человека
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Кризис личности как путь развития
  • Что, в ответ на реакцию, появляется первым: мысли или эмоции?
  • Важные этапы развития ребенок - подросток - взрослый по 7 летним циклам.
  • Семейный кризис. Этап первый.
  • Этапы развития отношений между мужчиной и женщиной
  • Кризис развития - опасность и возможности
  • 50+. Старость - это этап развития личности или Универсальный Враг?
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • Чувствительный ребенок: особенности развития чувствительного человека
  • Критерии гармоничного психического развития ребёнка с рождения до года.
  • Бихейвиористские войны как новый этап развития методологии информационных войн
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Кризис двух лет. Ребенок не слушается.
  • Структура психики человека. Механизмы развития невротических расстройств
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь