|
Скрытые желания или освободи ИдаАвтор статьи: Мария Абдурагимова
Резюме. Статья посвящена описанию мастерской, проводимой на конференции «Гештальт-подход: от индивида к сообществу». Рассмотрены аспекты работы с полярностями в гештальт-терапии, а также в распознавании скрытых желаний клиента. Уделяется внимание функции «id» в структуре личности. Ключевые слова: гештальт-терапия, работа с полярностями, функции «id» и «personality».
Начав работать в ко-терапии, мы заметили, насколько мы разные как мы можем дополнять друг друга. Разница заключается в преобладании в наших структурах личности функций «id» и «personality». Заметив различия, у нас родилась идея создания мастерской «СКРЫТЫЕ ЖЕЛАНИЯ ИЛИ ОСВОБОДИ ИДА». Еще Гераклит писал, что все в мире состоит из противоположностей. Их борьба и определяет смысл любой вещи или процесса. Гераклит объяснял этот тезис известным примером лука: оба дугообразных конца лука стараются разогнуться, но тетива взимает их, и эта их взаимная напряженность образовывает высшее единство [4]. Проводили данную мастерскую на конференции «Гештальт-подход: от индивида к сообществу» в 2014 году в Минске. В Гештальт-подходе self функционирует в трех режимах: как «id», как «ego» и как «personality». Функция «id» связана с внутренними импульсами, жизненно важными потребностями и, в особенности, с их телесным проявлением. Так, «id»-функция указывает на то, что человек голоден, подавлен или расслаблен, «id» - функция проявляется в автоматических действиях: когда я дышу, хожу и даже вожу машину, думая при этом совсем о другом. Функция «ego», в отличие от «id»,— это активная функция выбора или сознательного отказа: я сам с полной ответственностью за мои собственные действия ограничиваю или расширяю контакт с окружающей меня средой, исходя из осознания моих собственных потребностей и желаний. Возможные нарушения этой функции выражаются, по словам П. Гудмана, в различных «видах потери функции ego», которые рассматриваются как механизмы защиты ego или механизмы избегания и для обозначения которых гештальтисты, вслед за Польстерами, используют двойное название — механизмы «сопротивления-адаптации» [6]. Функция «personality» — это представления субъекта о себе самом, его собственный образ самого себя, позволяющий ему признать свою ответственность за то, что он ощущает, и за то, что он делает. Именно функция «personality» определяет то, как я интегрирую мой предыдущий опыт, как я усваиваю то, что происходит со мной в жизни, именно она формирует у меня чувство того, кто я есть [2]. Гештальт-подход стремится к гармоничному единству всех взаимодополняющих крайностей (полярностей) человеческого поведения, но не к отказу от одной крайности в пользу другой. Изменение в сторону интеграции дихотомических, зачастую не совсем комплиментарных, частей, все-таки произойдет, согласно А. Бейссеру: «не в результате принудительных попыток индивида измениться...; оно происходит в том случае, если индивид затрачивает время и усилия, чтобы быть тем, кто он есть...» [1]. Если рассматривать Я в качестве поля, последнее состоит из конгломерата противоположных сил. «Внутренний реальный мир человека состоит из его полярных сторон и характерных черт, находящихся в гармонии и приемлемых для сознательного Я. Часто концепция своего Я исключает трудные моменты осознания полярных сторон, которые находятся в нас» [3]. Жизнь человека, имеющего определенные нарушения, по мнению Дж.Зинкера, подчинена стереотипам, он не может легко «плавать» между полярностями. Напротив, здоровый человек способен принять свои противоречивые чувства и сложные эмоции. Он развивает в себе творческую способность каждый раз находить баланс между противоположностями. Например, он может сказать: «В принципе я очень мягкий человек, но мне нравится, когда, столкнувшись с несправедливостью, я становлюсь жестким - это помогает мне защититься» [7]. Исходя из наблюдений в ходе работы с клиентами, функция «id» является наименее осознаваемой. Отталкиваясь от вышеизложенного, в данной мастерской реализовывалась идея высвобождения скрытых желаний участников, и как следствие осознавание и принятие функции «id». Скрытые желания – это те желания, которые мы пытаемся спрятать даже от самого себя. Фактически мы боремся против самих себя, лишь бы не признать, что действительно чего-то хотим. В некоторых случаях нормы общества и желания «id» могут не совпадать. Противоположности, по мнению Ф.Перлза, не просто существуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба противоположностей составляет внутреннее содержание, источник развития человека и регулирования его поведения [5]. Каждому полюсу противостоит антиполюс. Такими противоположными полюсами могут быть разум и чувство, любовь и ненависть, дисциплина и беспорядок, боязнь и доверие. Если человек живет, осознавая только один полюс, то антиполюс отвергается, может не осознаваться. В связи с этим человек рассматривается как двойная личность – одна личность владеет сознательной стороной, а другая – бессознательной, о которой первая ничего не знает, но которая не ускользает от окружающих. Психотерапия, по нашему мнению, заключается в том, чтобы вновь объединить обе сферы человека – осознаваемые и неосознаваемые. Если обе эти сферы строго разделены, то возникает «диссоциация», т.е. раздвоение личности, что является основой всех неврозов. При проведении мастерской мы использовали принцип полярностей. Традиционно в гештальт-терапии работа с полярностями происходит по принципу усиления одного из полюсов. Чтобы то, что видно нам, стало видно и клиенту. Если человек «застрял» в каком-то одном полюсе и не способен «выскочить», нужно сделать это положение вещей видимым для него. Только тогда он сможет принять осознанное решение. Ход мастерскойУчитывая разницу в преобладании в наших структурах личности функций «id» и «personality» мы решили «играть» эти роли, чтобы наглядно продемонстрировать их различия.
Преобладающими чувствами были любопытство, тревога, интерес. Наблюдалась скованность, зажатость. Наша задача состояла в установлении контакта, расслаблении пришедших.
А) «У каждого из нас есть желания. Но не всегда мы можем их осуществить из-за стеснительности и неуверенности в себе. Представьте, что вы приняли волшебную таблетку, которая на время устраняет все сдерживающие факторы, усвоенные правила и моральные нормы. Теперь вы можете освободиться от нерешительности, тревожности, внутренней цензуры и любого внешнего давления. Действие волшебной таблетки продолжается в течение недели. Поделитесь своими фантазиями». Мы целенаправленно ограничили время данной части упражнения, чтобы остановить участников на максимально высоком уровне энергии, пока не проявились интроекты, вина и стыд. Наблюдая за работой участников мастерской, мы обратили внимание на то, как возрастала энергия. Процесс сложно было остановить, т.к. они увлеклись фантазированием. Телесные проявления: все тело направлено и как бы приближено к партнеру, активная жестикуляция и мимика. В речи были слышны доброжелательные интонации. Радостная улыбка сопровождала процесс общения с партнером. Также отмечалась вербальная активность и повышенный тон голоса. Б) Охарактеризовать полученный образ 3 прилагательными. Прилагательные были придуманы достаточно быстро. Участники с нетерпением ожидали озвучивания собственных образов в круг. В) В круг озвучить крайнюю противоположность образа. Энергия резко упала. Полученные образы не нравились. Участники чувствовали себя некомфортно, им сложно было озвучивать противоположный образ, т.к. процесс сопровождался чувством стыда перед участниками и ведущими. У большинства прилагательные, описывающие образ, были связаны с темой секса и агрессии. Кроме того, «personality» поддерживала и сопереживала, а «id» - обесценивала и стыдила, чтобы усилить полярность. 3. Упражнение 2 «Высвобождение Ида». В течении 25 минут предложили участникам следовать за собственными желаниями. Вместо действий, присутствующие начали озвучивать собственные желания. После непродолжительного замешательства, энергия возросла. Участники постепенно возвращались в «первоначальный образ». Преобладающими проявлениями были агрессия и сексуальность. Вначале действия были частными (прикосновения, танцы). Далее они объединялись в пары и тройки. Через непродолжительное время в единый процесс включилось большинство. Мы обратили внимание на то, что это соответствует названию конференции «Гештальт-подход: от индивида к сообществу». Одна из участниц без каких-либо объяснений покинула аудиторию (нам показалось, что происходящий процесс был для нее не выносим). 3 девушки предпочли наблюдать происходящее со стороны, объяснив это тем, что истинным их желанием было «не следовать за толпой»). Участники были «живыми» и активными. Наблюдалось истинное проявление функции «id». Присутствующие чувствовали силу и уверенность в проявлении своих желаний. Токсический стыд отсутствовал. Процесс завораживал. Однако, время мастерской подходило к завершению. И «personality» объявила участникам об окончании упражнения. Это вызвало протест. 4.Заключительный шеринг. Во время заключительного шеринга все были воодушевлены, энергичны, в приподнятом настроении. Родилась теория о том, что желание у мужчин драться на самом деле является нереализованной сексуальной энергией. Напоследок присутствующие просили нас выдать им «волшебные таблетки». Дуальность – это свойство нашего мира, где все в природе двойственно, но существует она только в уме человека. Зациклившись на одном из полюсов, он лишает себя способности идти вперед и сам для себя создает препятствия. Обычно человека интересует только одна из полярностей. Энергия, возникающая между полюсами, начинает воздействовать на человека и вызывать определенные изменения в его жизни. Одновременная проработка обоих полюсов поможет привести к целостности самого себя. Исходя из этого, мы демонстрировали оба полюса. Таким образом, идея мастерской была реализована в полной мере. Принцип усиления одного из полюсов способствовал тому, что участникам удалось познакомиться и осознать функцию «id».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|