Этический кодекс психолога

1. Границы профессиональной компетентности

Психологи и психотерапевты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.


2. Запрет на «двойные отношения»

(Двойными называются те отношения, в которых психолог, кроме профессиональной, выступает еще в какой-либо роли по отношению к клиенту).

Психологи предпочитают не вступать в контакт с клиентами за пределами профессиональных отношений, в том числе и после окончания терапии, поскольку подобные контакты могут нанести вред клиенту.

В ситуациях, когда психолог не может избежать внепрофессиональных отношений с клиентом, он должен учитывать силу своего влияния и минимизировать вред, причиняемый внепрофессиональными отношениями.

Психологи не берут к себе в качестве клиентов тех, с кем находились или находятся в сексуаль- ных, родственных или иных близких отношениях (Муж/ жена, друзья, хорошие знакомые, соседи и др.).


3. Этические аспекты оплаты услуг психолога, психотерапевта

Стоимость консультации психолог устанавливает самостоятельно и информирует о ней во время первого контакта с клиентом.

Психологи воздерживаются от получения подарков и других услуг от клиентов.


4. Уважение личности и суверенитета клиента

Психолог и психотерапевт уважает личность и суверенитет клиента. В отношении клиента недопустима дискриминация на основе его возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо-экономического статуса или иного отличительного признака.


5. Правило конфиденциальности

Психолог обязан обеспечить неприкосновенность информации, сообщаемой клиентом, и не имеет права разглашать ее без согласия самого клиента, за исключением случаев, когда разглашение информации способно предотвратить серьезную угрозу жизни и здоровью самого клиента или другого человека.

Во время научного или профессионального обсуждения (супервизии) психологи- консультанты и психо- терапевты должны устранить или изменить информацию, которая могла бы привести к идентификации клиента со стороны третьих лиц.

Обсуждение информации, полученной от клиентов, допустимо в соответствии с научными или профессиональными задачами и только с теми лицами, кто ясно представляет границы обсуждения этой информации.

Использование материалов работы с клиентом в публикациях или научных выступлениях допустимо только с согласия клиента и устранения из текста любых признаков, по которым личность клиента могла бы быть идентифицирована другими людьми.


6. Правило «Не навреди»

В своей профессиональной деятельности психолог и психотерапевт исходит из интересов клиента.
Психолог должен осознавать степень влияния своих личных проблем на эффективность работы с клиентом. В случае если личная проблема психолога совпадает с проблемой клиента и является препятствием в работе, психолог обращается к коллеге за супервизией.

Если личная проблема психолога становится непреодолимым препятствием и ограничивает его трудоспособность, психолог решает вопрос о прекращении работы с данным клиентом и передаче его другому психологу-консультанту или психотерапевту.


7. Этические аспекты начала психотерапии

Психолог начинает работу с клиентом только при условии его информирования. Информирование подразумевает, что клиент обращается за помощью к психологу по собственной воле и без нажима со стороны, понимает суть происходящего и осведомлен о возможных последствиях предстоящей работы.
Если клиент не может дать осознанного согласия, психологи получают согласие от тех людей, которые, в соответствии с законом, несут за него ответственность.

В случае, если клиент не имеет совсем или имеет искаженное представление о специфике предстоящей работы, психолог в доступной для клиента форме проясняет необходимые вопросы, а так же информирует клиента о возможных последствиях предстоящей работы.

При выяснении запроса клиента и определения целей работы психолог не поддерживает нереалистических целей клиента и не дает ему гарантий результата, достижение которого невозможно.

Вне зависимости от того, кто оплачивает психотерапию, терапия проводится только в интересах клиента.


8. Этические аспекты прекращения психотерапии

Психолог прекращает работу с клиентом, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах.

Психолог обязан заранее информировать клиента о прекращении или перерывах в работе. Перед прекращением терапии психолога выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по завершению работы.

Если продолжение работы психолога невозможно вследствие непреодолимых обстоятельств (переезд, состояние здоровья, потеря работоспособности и т.д.), он предпринимает необходимые действия для перехода клиента к другому специалисту.

Источник: brunner.kgu.edu.ua



Просмотров: 460
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Правила совместной работы психолога и клиента
  • Жестокость работы психолога или защитная реакция клиента.
  • Когда психолог становится клиентом? Из личного опыта расстановочной работы.
  • Должен ли психолог понимать клиента с полуслова?
  • Практический психолог в работе с кризисом середины жизни клиента.
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Ресурсное состояние клиента в процессе консультативно-терапевтической работы
  • Психолог, поделись деньгами! Парадоксы запроса клиента.
  • Особенности работы с клиентами-психологами . Как позаботиться о себе, не ранив клиента?
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.
  • Терапевтические отношения как возможность работы с тревожностью Клиента
  • Психолог как «Зеркало» для Клиента
  • 5 секретов работы с мотивационной сферой личности клиента.
  • Некоторые аспекты роли стереотипов и психологических защит во взаимодействии клиента и психолога
  • Качество работы с психологом измеряется не ценой консультации, а силой изменений у клиента*.
  • Бывает ли, что психолог отказывается консультировать клиента? (история из практики)
  • Бывает ли, что психолог отказывается консультировать клиента? (история из практики 2)
  • «Полицейский разворот» клиента в процессе работы над целью
  • Пример работы с агрессивной реакцией клиента в переговрах.
  • Радость и облегчение в состоянии клиента – свидетельство работы профессионала
  • Особенности психологической работы с религиозными переживаниями психотического клиента
  • Как психологи определяют готовность клиента к терапии.
  • Насколько далеко простираются границы психолога в отношении клиента?
  • «Хороший-плохой» психолог. Пособие по посещению. Беседа о сопротивлении и ответственности клиента.
  • Признаки психологического давления на клиента и манипулирования со стороны психолога.
  • Ответственность психолога и клиента



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь