|
Конфликты в нашей жизни - как свести вред к минимумуАвтор статьи: Щербатых Юрий Викторович
Конфликты в нашей жизни - как свести вред к минимуму
Не каждое столкновение людей – конфликт, и не каждый конфликт приводит к тяжелым и разрушительным последствиям. Тем не менее, так случается, и люди потом очень долго «разруливают» кучу негатива, которую вываливают друг на друга. А в некоторых случаях происходят совсем печальные варианты, которые заканчиваются с участием полиции или скорой помощи. В общем – с конфликтами нужно уметь обращаться – как с электрическим током или автомашиной, так как они обладают потенциальной опасностью. Как отмечают практические психологи, большая часть конфликтных ситуаций обладают рядом общих особенностей: 1. Очень часто причина конфликта заключается в отличиях моделей мира у людей, выясняющих отношения, причем участники конфликта не видят и не осознают этих принципиальных различий. Пример: Руководитель настаивает на сверхурочной работе подчиненного в субботу, а сотрудник отказывается ее делать. У руководителя существует твердое представление, что главное в жизни – это работа и карьера, а для данного сотрудника – главное в жизни – это рыбалка или футбол. 2. Люди, вовлеченные в конфликт, часто не до конца осознают его истинных причин, кроящихся в подсознании, при этом декларируемая причина конфликта оказывается лишь поводом. Пример: Жена смотрит сериал, а муж требует переключить на канал, где идет детектив. Возможно, что данное требование – лишь демонстрация тезиса «Кто в доме хозяин?», либо мелкая месть, за уступку в каком-то другом вопросе. 3. Если конфликт не разрешается в короткие сроки, то он имеет тенденцию нарастать, переходя из производственной на личную сферу и вовлекая в него других людей. Пример: Два сотрудника из разных отделов поссорились из-за ксерокса. Каждому из них нужно было срочно размножить большое количество документов, и никто не хотел уступать первенство. Если они не смогли прийти к взаимоприемлемому решению, то в дальнейшем у них может произойти перенос отрицательной оценки на личность коллеги («наглый», «агрессивный»), и даже на других сотрудников его подразделения («кредитчикам все делают вне очереди, а наш отдел получается второго сорта»). 4. Основная трудность успешного выхода из конфликтной ситуации состоит в необходимости разрешения противоречия между двумя противоположными стремлениями: доказать свое право на отстаивание собственной позиции, с одной стороны, и сохранить хорошие отношения с оппонентом по конфликтной ситуации – с другой. В этом случае стремление доказать свою правоту и значимость часто не позволяет человеку идти на уступки даже там, где потери от последствий конфликта явно превышают выгоды от победы в нем. Пример: Всем известная повесть Н.В.Гоголя о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Трудность взаимовыгодного выхода из конфликта состоит не в злой воле оппонента, стремящегося сделать «специально всем назло» (как это часто думают люди), а в неумении понять другого человека (его ожидания, мотивацию, установки), и отсутствии навыков ведения конструктивных переговоров. Поэтому освоение навыков активного слушания и алгоритмами разрешения конфликтных ситуаций позволяют значительно снизить число и остроту конфликтов. Как это сделать – мы обсудим в следующей статье. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|