Немного о конфликте или ЧТО С НАМИ ПРОИСХОДИТ

Автор статьи: 404

Немного о конфликте или ЧТО С НАМИ ПРОИСХОДИТ

Конфликт – наиболее острый, категоричный, эмоциональный способ разрешения противоречий в интересах , целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии

участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются движущей силой развития при их мирном, конструктивном решении.

Это общепринятое определение. На мой взгляд, это определение некорректно. Оно (определение), сообщая правду об этом процессе, полностью при этом искажает его содержание как процесса.

Попробую рассказать об этом более подробно. Начну с конца (определения). Конструктивным решением конфликта, как процесса, является удовлетворение каких-либо потребностей, изменение статуса и т.п. И не обязательно достигать удовлетворения своих потребностей мирным путём. Любой путь, приведший к удовлетворению потребности, признаётся приемлемым. Так что каких-то общепринятых правил, рамок, норм протекания конфликта нет и быть не может. Но есть индивидуальные правила, рамки, нормы, присущие каждому человеку лично. Они формируются в процессе раннего онтогенеза индивида. Это называется личной стратегией проживания конфликтов. В стратегию входят только эффективные, с точки зрения индивида, способы поведения.

Идём дальше. Предлагаю отойти от внешних признаков проявления конфликта, и обратить внимание на суть процесса конфликта. Для этого предлагаю посмотреть на конфликт, как на то, что позволяет реализовать потребность, и ввести в разговор понятие кризис. Перевод слова кризис с греческого языка означает разделение дорог. Что же такое кризис? Кризис – это острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения её важнейших жизненных потребностей. Нужно ещё добавить, что препятствие невозможно преодолеть опираясь на прошлый опыт. Кризис – это ситуация невозможности пребывания в прежнем статусе. Если сказать просто – это жизнь, то есть необходимое условие существования и развития любой системы.

Немного о системах. Человек – это система, объединяющая другие системы (нервную, кровеносную, пищеварительную и т.п.), и это только на физиологическом уровне. На уровне психики человек это система взаимодействия субличностей внутри самого человека. Следующий системный уровень – это семья. Следующий уровень – это окружение семьи (друзья, знакомые, коллеги по работе). Я не социолог и не антрополог, поэтому ограничиваю себя только этими системными уровнями, но при желании кто-то может их продолжить до бесконечности.

Продолжаю. И так, кризис - это естественно. Достаточно просто обратить внимание на кризисы возрастного развития человека. Это общепринятый факт. А теперь совершим переход от кризиса к конфликту. Конфликт – это естественное состояние в кризисе, и единственный путь преодоления кризиса и выхода из него. Ещё раз. Из кризиса можно выйти только путём конфликта. Таким образом, сведение конфликта к чему-то негативному, а тем более бытовой ругани не совсем корректно. Так вот, конфликт – это естественный, заложенный в человека природой, механизм проживания и преодоления кризиса. И в первую очередь возрастных кризисов развития.

Таким образом, конфликт – это способ разрешения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, и являются движущей силой любого развития любой системы.

Предлагаю ещё раз обратиться к возрастным кризисам развития человека. Первый кризис – это кризис первого года жизни. Он связан с увеличением возможностей ребёнка, и появлением у него новых потребностей. То есть это первый опыт и навык проживания кризиса и конфликта, как способа разрешения кризиса. Новые потребности - новые для ребёнка, а в личной истории родителей есть опыт проживания этого кризиса. Ничего нового не может наступить пока не будет разрушено старое. В результате проживания первого кризиса путём конфликта, ребёнок полностью меняет свой статус в глазах родителей и переходит на новый уровень самоосознавания. Ребёнок становится автономным в передвижении, и у него появляется речь. А как реагируют родители на возможность ребёнка передвигаться самостоятельно? Но это не так важно. Важно другое. Этот конфликт происходит в довербальный период развития. Это первый опыт проживания конфликта, в котором происходит возникновение личной стратегии поведения в конфликте. Она остаётся почти неизменной на всю последующую жизнь. Изменить эту стратегию невозможно, но путем целенаправленной работы над собой можно освоить другие стратегии. Чем больше стратегий поведения, тем больше вариативность поведения в конфликтах, тем эффективней функционирование личности. Поскольку формирование этого опыта происходит в очень раннем детстве, то ребёнок не может дать название происходящему, и описать то, что с ним происходит. Следовательно, он не может вспомнить об этом в дальнейшем, нечего вспоминать, потому что невозможно вспомнить то, что не имеет названия. Таким образом, поведение человека в конфликте определяется тем, чего он не осознаёт. Для многих людей непонятно почему они ведут себя так, или иначе в момент конфликта. Этакое слепое пятно.

Теперь немного о бытовых конфликтах. Они возникают с тем, кто, по каким-либо причинам, не прожил какой-то свой кризис развития. Невозможно перейти на другой уровень развития, получить другой статус, удовлетворить новые потребности, не проявив агрессию. Таким образом факт предъявления агрессии и есть момент конфликта, а способ предъявления агрессии есть способ поведения в конфликте. Можно сказать, что способ предъявления агрессии определяет стратегию проживания конфликта. Слово агрессия в данном контексте – это жизненная энергия (дентальная агрессия), направленная на удовлетворение естественным образом возникающих потребностей, путём разрушения старого, и создания на его месте нового статуса своего бытия. Если дентальная агрессия не достигает своей цели, и потребность не удаётся удовлетворить, она остаётся в жизни человека в виде анигиляционной агрессии (энергии), ведущей к саморазрушения и анигиляции индивида, не выполнившего своей жизненной задачи – развития (получение другого статуса собственного бытия). Точнее пути только два. Или развиваться, удовлетворяя новые возникающие потребности, или самоуничтожаться, не желая развиваться. При этом потребность, требующая удовлетворения, вытесняется из осознавания. Это не вина человека, а его беда.

 

Поэтому каждый человек носит свой конфликт (вместе с усвоенными с детства стратегиями проживания конфликтов) в себе, и предъявляет его при любом удобном случае. Удобный случай это когда можно переложить ответственность за свой внутренний конфликт на другого, и обвинить его в этом, и с радостью и удовольствием предъявить свою анигиляционную агрессию (вместо преобразования её в дентальную и направления её на удовлетворение своей кричащей потребности).

Возможна ли жизнь без конфликтов – нет.Но есть возможность научиться проживать конфликты без предъявления их во внешней среде.

Для более продуктивного проживания конфликта очень важно знать свои личные стратегии поведения, чтобы на их основе попробовать использовать другие стратегии. Возможно стоит разобраться как это происходит.



Просмотров: 416
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Найти конфликт, чтобы выйти из конфликта
  • «ПИНГ-ПОНГ» Динамика развития конфликта
  • Картография как способ разрешения конфликта
  • Общая цель как способ разрешения конфликта
  • Невротический конфликт. Психодинамика внутриличностного конфликта.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Семья в кризисе: влияние семейного конфликта на эмоциональное состояние ребёнка
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Выработка стратегии выхода из конфликта (техника)
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Кризис личности как путь развития
  • Внутриличностный конфликт: преграда или содействие на пути развития личности
  • Модели описания конфликта и кейс с их применением и анализом манипулятивного поведения.
  • Способ избежать конфликта и не раздражаться
  • Семья в кризисе: влияние семейного конфликта на эмоциональное состояние ребенка
  • Определение причины Вашего конфликта.
  • Элементы менеджмента: Условия разрешения конфликта
  • Кризис среднего возраста как кризис развития
  • Как научить ребёнка постоять за себя ИЛИ как избежать конфликта
  • Что делать, если у вас кризис? Как выйти из кризиса?
  • Подготовка к разрешению конфликта в паре и этапы его разрешения.
  • Как преодолеть кризис, используя разные стратегии поведения
  • Полгода до кризиса. Что можно успеть сделать в преддверии нового финансового кризиса
  • Что делать, если у психолога кризис в практике? Как из кризиса выйти победителем
  • О том, как важно восстанавливать отношения после конфликта с ребенком
  • Обратная сторона кризиса как ресурс для развития
  • Как избежать конфликта со своей второй половинкой!!!
  • Кризис ценностей. Как выйти из кризиса.
  • Потребности развития ребёнка
  • Этапы развития своего таланта и препятствия на этом нелегком пути



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь