Когнитивная модель ПТСР

Автор статьи: Карпович Екатерина

Русскоязычная психология на сегодняшний день не может предложить комплексную рабочую модель посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). В то же время наши западные коллеги активно проводят исследования, на которых впоследствии базируются методы психотерапии ПТСР. Одна из наиболее разработанных психологических моделей этого расстройства – когнитивная – представлена ниже.

ПТСР относят к спектру тревожных расстройств. В то же время известно, что тревога представляет собой эмоциональную реакцию на предстоящую, т.е. как бы «расположенную в будущем» угрозу. При этом сам факт угрозы или травматического события (ТС) при ПТСР имеет место в прошлом. Это противоречие даёт нам подсказку к природе ПТСР: что-то изменяется в психике человека таким образом, что угрозу в прошлом он начинает воспринимать как угрозу в настоящем и/или в будущем.

Когнитивная модель предлагает два основных механизма, объясняющих подобное нарушение восприятия временной перспективы:

1)    Нарушение когнитивной оценки ТС

2)    Нарушение механизмов биографической памяти

Итак, определённые когнитивные процессы направлены на создание восприятия ТС как актуальной угрозы.

Нарушение когнитивной оценки

Эти нарушения в основном проявляются в усилении когнитивных «фильтров», таких как катастрофическое мышление и генерализация. У пострадавших часто отмечаются:

- восприятие прежних активностей как более опасных;

- вера в то, что ТС предопределяет будущее;

- интерпретация любых симптомов ПТСР как катастрофических;

- интерпретация реакций других людей как катастрофических и др.

Появление этих искажений приводит к неадаптивным когнитивно-поведенческим стратегиям, таким как подавление мыслей, руминации, чрезмерная бдительность, избегание прежних увлечений и активностей и т.д.

 

Нарушение биографической памяти

У клиентов с ПТСР часто могут наблюдаться следующие «симптомы» нарушения памяти:

- трудности в намеренном воспроизведении ТС (вспоминается фрагментарно, плохо организовано, детали утериваются, нарушаются порядок событий)

- спонтанные реминисценции (непроизвольное воспоминание ТС).

При этом в воспроизведение воспоминаний часто вовлекаются все модальности. Сенсорные ощущения усиливают восприятие ситуации в «здесь-и-сейчас», а эмоциональный ответ на ТС может вопроизводиться без воспоминаний и сенсорных ощущений. Также отмечено, что спонтанные реминисценции триггируются широким спектром стимулов.

Таким образом, при ПТСР нарушается интеграция воспоминаний в эпизодическую память (при запоминании), а также ингибирование спонтанных воспоминаний (при воспроизведении).

Происходит это потому, что при запоминании информация не осознаётся, а «впечатывается» в имплицитную память в хаотичном порядке («кодирование» информации происходит без участия понятийного аппарата). В результате следы в имплицитной памяти размываются и плохо дифференцируются от других следов, что приводит к расширению спектра стимулов, на которые «откликается» воспроизведение.

Таким образом, психотерапевтическая работа с ПТСР предполагает три основных направления:

1)                Интеграция ТС в автобиографию (создание автореферентной перспективы);

2)                Модификация когнитивных оценок (как убеждений, так и фильтров);

3)                Изменение дисфункциональных когнитивно-поведенческих стратегий.

Использование модели в диагностике и психотерапии

Диагностика ПТСР предполагает две основные задачи:

- идентификация «слепых пятен» - фрагментарных, нарушенных воспоминаний;

- определение преобладающих убеждений и эмоций, с ними связанных.

Основные психотерапевтические стратегии:

  • Использование метафор (например, метафора «переполненного шкафа»: вещи в спешке брошены в шкаф, перепутаны, шкаф плохо закрывается и время от времени что-то оттуда вываливается – объяснение спонтанных воспоминаний);
  • Эксперимент с подавлением мыслей (демонстрация механизма подавления: «пожалуйста, не думайте о розовом кролике»);
  • Обучение с целью тестирования реальности (например, соотнесение медицинских анализов с убеждениями в катастрофическом влиянии ТС на организм);
  • Восстановление поведенческих активностей, которые были ресурсами в прошлом;
  • Техника проживания с когнитивным реструктурированием (проходит в три этапа: 1 – расширение контекста памяти о ТС, 2 – идентификация и обсуждение «слепых пятен», 3 – поведенческие эксперименты, направленные на тестирование реальности);
  • Поведенческие эксперименты с погружением;
  • Идентификация триггеров спонтанных воспоминаний и эмоций и сужение спектра этих триггеров;
  • Имажинативные техники.

Таким образом, когнитивная модель ПТСР включает в себя два базовых положения: о нарушениях когнитивной оценки травматического события и о нарушениях автобиографической памяти.

В данной статье эти механизмы представлены лишь кратко, однако хочется надеяться, что эта информация окажется полезной для практикующих психологов и психотерапевтов.



Просмотров: 457
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пример ПТСР - посттравматического стрессового расстройства
  • Что такое ПТСР, каковы его симптомы и что с этим делать?
  • Физические упражнения полезны при ПТСР. часть 1
  • Физические упражнения полезны при ПТСР. часть 2
  • Лучшие дыхательные техники при панических атаках (ПА), фобиях, ОКР, ГТР, ПТСР, социофобии.
  • ПТСР: механизм появления посттравматического расстройства
  • Что нужно знать о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР)
  • Основное, что надо знать о психологической травме, ПТСР и психосоматике
  • ПТСР: Как узнать в толпе человека с травмой?
  • Как работает ПТСР
  • ПТСР как опыт жизни
  • ПТСР: Как же им живется изнутри?
  • Неожиданность как психотравма (ПТСР)
  • Как работает Диссоциация, ПТСР и травма
  • Программа самопомощи в когнитивно-поведенческой терапии ПТСР
  • ПТСР, как возможный прогноз развития психической травмы
  • Реконструирование ранних воспоминаний при работе с глубинными убеждениями.
  • МАК в работе с ПТСР, как важный посредник построения терапевтических отношений .
  • Когнитивная модель, как основа когнитивной психотерапии, на примере случая из практики
  • 3 способа, которые помогут справиться с ПТСР
  • Эмоциональный стресс, ПТСР
  • Каково это страдать от ПТСР?
  • Психотерапия ПТСР — о лечении стрессовых расстройств
  • Модифицированная методика «Безопасное место» для работы с травмой, горем, ПТСР
  • Особенности симптомов и методики диагностики ПТСР у детей младшего школьного возраста
  • ПТСР
  • ПТСР
  • "Время первых" в контексте работы с ПТСР
  • ПТСР и депрессия
  • Техника, которая поможет справиться с психологической травмой и ПТСР



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь