Особенности психодуховного и экзистенциального кризиса

     В течение своей жизни человек постоянно сталкивается с различными личностными кризисами. Они сопровождают человека с первой секунды существования, с самого его рождения, и до последнего выдоха, когда он завершает свой жизненный путь. Кризис является необходимым условием для роста человека, перехода его на новый уровень развития, помогает расширить человеку его возможности, развить способности, повысить адаптивность и освоить новые модели поведения.

     Кризисное состояние, как правило, сопровождается болезненным состоянием, человек выпадает из привычного образа жизни, может проявлять неадекватное для себя поведение, совершать необдуманные или нелогичные поступки, может обесценивать те достижения, которые есть у него на сегодняшний день. При этом у него возникает ощущение невозможности реализации ранее задуманных планов, отказ от намеченных целей, происходит переоценка ценностей, а зачастую отказ от старых и невозможность сформулировать для себя новые. Возникает пустота в жизни, безнадежность и бессмысленность дальнейшего существования. Человек стоит перед выбором дальнейшего пути личностного развития, как богатырь на перепутье выбирает направление и взвешивает возможные потери и выгоды.

     Как отмечает профессор Козлов В.В. в своей работе «Социальная работа с кризисной личностью», именно «кризисы приводят личность к глубинному переживанию тайны смысла жизни, духовные пространства культуры. Кризис это не просто способ переведения личности в новое качество и более полноценного социального индивида, но и нечто большее». Проживая кризис, личность проходит испытание на выдержку, целостность, развивает способность выбирать будущее направление развития не только из соображения выбора пути наименьшего сопротивления, но и видения дальних перспектив.

     В теории психологии принято выделять следующие виды кризисов: ситуативные, экзистенциальные, возрастные и духовный.

     Много работ посвящено изучению нормативных кризисов, которые понятны и предсказуемы. Возрастные и ситуативные кризисы изучались достаточно подробно в силу их системного проявления и понимания протекания, что позволяет достаточно четко контролировать выход из кризисного состояния с высокой долей вероятности дальнейшего развития личности по пути позитивной дезинтеграции. Для работы с этими кризисами в современной практической психологии существует достаточное количество различных методик и техник, основанных на огромном эмпирическом материале и позволяющих психологам, работающих с личностью, находящейся в кризисном состоянии, выбирать самые разнообразные способы взаимодействия с клиентом.

     В нашей работе мы более подробно остановимся на экзистенциальном и на духовном кризисе. Экзистенциальный кризис, кризис бытия, возникает тогда, когда человек сталкивается с переосмыслением своей жизни, своего места в ней, пересматривает ценностные ориентации, осознает конечность своего существования и задается вопросами: «В чем смысл существования?», «Зачем созидать, если все конечно?», «Есть ли жизнь после смерти?». До сих пор этот вид кризиса считается мало изученным, т.к. ответы на вопросы сугубо индивидуальны, зависят напрямую от личности человека, его социального статуса, возраста, воспитания, образования и т.д. Выходом из данного кризиса обычно является нахождение ответов на поставленные вопросы или же отказ от этих вопросов, что так же является решением проблемы.

   Духовный, или в различных источниках можно столкнуться с понятием психодуховный, кризис является самым сложным и трудноопределимым видом кризисов. Этот кризис практически невозможно однозначно и точно диагностировать, отсутствуют параметры и критерии оценки этого кризиса, до сих пор, зачастую, проявление психодуховного кризиса сводят к экзистенциальному и работают с личностью, находящейся в психодуховном кризисе через кризис бытия. В нашей работе мы постараемся показать разницу в этих видах кризов, возможности их дифференциации и способы выхода из психодуховного кризиса.

     В процессе социализации на всем протяжении жизненного пути человек осваивает множество социальных ролей. Это начинается с самого раннего детства, когда маленькому человеку присваивают роль сына или дочери, мальчика или девочки, воспитанника яслей, детсада и школы. Многие эти социальные роли, иные трансформируясь, сопровождают человека всю жизнь. Так мальчик становится мужчиной, девочка женщиной, сыном или дочерью человек остается навсегда, вне зависимости от возраста и т.д.

     Когда личность входит в кризисное состояние, то, как правило, в первую очередь страдает представление себя в какой-либо социальной роли, происходит обесценивание или же человек перестает себя идентифицировать с тем образом, который был то кризиса. Это происходит, практически, при прохождении любого кризиса, будь то ситуативный – потеря работы или изменение социального статуса, утрата, пожар или иное стихийное бедствие. Возрастной или семейный кризис так же взывает изменение статуса, что влечет за собой трансформацию представления самого себя личностью в какой-то роли. Человек перестает себя видеть тем, кем был, не представляет или боится принять то, кем он может стать, потеря идентификации влечет за собой переоценку ценностей, снижение самооценки, страх предпринимать какие-либо действия и т.д.

     И здесь мы можем предположить, что любой кризис, будь то ситуативный или возрастной, в обязательном порядке сопровождает экзистенциальный или психодуховный кризис. Личность, находящаяся в кризисном состоянии начинает задавать себе вопросы, ответы на которые могут послужить выходом из кризиса. Человек начинает искать смысл своего существования, причину тех несчастий, как он считает, на него свалились. После первых вопросов, вызванных шоком – «За что мне все это?» следуют вопросы «Зачем я?», «Кто я?», другие вопросы конечности жизни и смысла существования.

     Если посмотреть в целом, то на самом деле все вопросы сводятся к поиску нового образа, с которым возможна идентификация человека. Принятие этого нового социального образа, идентификация себя с ним и есть тот самый ответ на главный вопрос бытия «Кто я?». Время, которое требуется человеку на самоопределение, есть время протекания кризиса. Чем быстрее произойдет идентификация, тем быстрее и безболезненнее пройдет кризис. Позитивная дезинтеграция на выходе из кризисного состояния заключается в том, чтобы новый образ, с которым идентифицирует себя человек, был более успешным, адаптивным, привлекательным для человека, чем старый. Важно понимать, что социальная роль может сохраняться, меняется представление, образ этой роли и соответствие этому новому образу выводит человека на более высокий уровень развития, более широкий в способностях и возможностях, чем прежний. Человек подтягивается к новому образу, старается максимально ему соответствовать, находит в себе жизненные ресурсы для этого, осваивает пространство, вырабатывает новые модели поведения.

     Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что самоидентификация, а на деле это выход из психодуховного или экзистенциального кризиса, является выходом из самого тяжелого кризисного состояния, вызванного абсолютно любым кризисом.

     Делая подобный вывод, мы сталкиваемся с проблемой – в чем разница между психодуховным и экзистенциальным кризисом, как их различить? Мало того, мы уже говорили о том, что психодуховный кризис крайне мало изучен в силу отсутствия единой научной терминологии, критериев оценки и методов диагностики данного кризиса.

     Современное общество все чаще начинает сталкиваться с такой проблемой, когда человек считается успешным по всем параметрам социальной оценки – высокий социальный статус, достойный, по меркам этого статуса, материальный достаток, у человека есть семья, дети, великолепные условия проживания, все кажется ровным и благополучным, есть возможности расширения своего социального влияния и т.д. Но при всем этом, человек чувствует дискомфорт, ему что-то не хватает, он не доволен тем, что имеет, обесценивает результаты. И здесь тоже начинают задаваться вопросы бытия. Происходит отрицание имеющегося социального образа, иногда отказ от социальной роли или резкая смена этой роли, возникает поиск новых смыслов. Кажется, что по всем параметрам у человека психодуховный кризис, раз вопросы бытия решены, а личность страдает.

     Современная психология личности насчитывает более 50 различных подходов к изучению личности человека. Теории личности настолько разнятся, что для понимания того, что именно, тот или иной автор подразумевает под термином «личность», необходим более точный анализ теории в ее существенных деталях. Мы не будем в нашей работе касаться теории личности, возьмем только для понимания само слово, которое будет включать в себя границы Эго как персоны.

     Мы можем предположить, что экзистенциальный кризис распространяется на личность в ее границах. Т.е. вопросы бытия, которые задает себе человек, распространяются на удовлетворение потребностей самого Эго. Социальные роли и соответствующие образы этой роли обслуживают исключительно Эго человека. Даже если эта роль предполагает расширение в социум, например руководитель или муж, мать, и др., то все равно человек в этих социальных отношениях исходит в первую очередь из удовлетворения своих собственных эгоистических потребностей. И ответы на вопросы, а именно идентификация с каким-либо образом социальной роли происходит из потребностей Эго, что выводит человека из кризисного состояния и он переходит на новый уровень развития. Например, страх смерти или страх забвения после смерти человек компенсирует рождением детей, созданием материальных или культурных ценностей, распространении своего имени в социальном пространстве. И в основе этих действий лежит удовлетворение собственного Эго в пределах его границ, не смотря на то, насколько велико влияние этих границ.

     Исходя из Я-концепции Козлова В.В., социальное и материальное Эго человека может расширяться практически безгранично, особенно Я- социальное, когда человек может отождествлять себя со всем миром. Здесь важно понимать, что в ситуации экзистенциального кризиса весь мир является частью Эго человека, оно, как бы поглощает этот мир, чувствует лично себя целым миром, все, что находится вне границ тела является продолжением Эго. Человек теряет смысл существования, если какие-то образы его социальных ролей не соответствуют реалиям, мир или та часть, на которую личность распространяет влияние и считает своим продолжением, отказывается принимать его правила игры. Или может возникнуть ситуация, когда расширение Эго невозможно по каким-то причинам и личность обесценивает то, что уже достигнуто и не принимает свой образ социальной роли.

     Психодуховный кризис лежит вне Эго. Мы назвали это состояние «Свыше Эго». В этом состоянии человек отождествляет себя с понятиями, которые лежат за границами его Эго. Человек признает наличие нечто бОльшего, чем его собственное Эго, то, куда он не может вобрать внутрь себя, но принять единство с этим нечто бОльшим он в состоянии. В отличие от Я-социального и Я-материального, Я-духовное принимает ограниченность собственного Эго, уходит за его пределы и считает Эго только лишь частью того, с чем бы оно хотело себя отождествлять. Идентификация происходит с образом, который лежит вне Эго. Это может быть вера в высшие силы, это принятие единства взаимосвязей природы, отождествление себя с целостным образом гражданина дома, города, страны или планеты. Личность находит ответы на свои вопросы бытия в образах, которые обслуживают больше, чем его собственное Эго. Это может быть Бог, Родина, семья, армия, идея, наука, отдельный человек или животное, и т.д.  

     Компенсацией страха смерти и конечности бытия возможно аналогично, как и в экзистенциальном кризисе, путем создания материальных ценностей, произведений культуры или реализацией в научной деятельности, однако мотивацией этой деятельности будет не удовлетворение потребностей собственного Эго, а служение обществу, той части мира, с которой идентифицирует себя личность. Приобретение смысла бытия через служение в состоянии «Свыше Эго» есть выход из психодуховного кризиса. Мы можем предположить, что Я-духовное является надстройкой над Эго, основой которого является Я-социальное и Я-материальное.

     Резюмируя вышесказанное, мы считаем, что все личностные кризисы человека сопровождаются экзистенциальным или психодуховным кризисом, и выходом из любого кризисного состояния является выход из экзистенциального или психодуховного кризиса. Они могут проходить как раздельно, так и в комплексе, сочетаясь друг с другом. Дифференциация психодуховного и экзистенциального кризиса зависит от наполнения вопросов бытия, поиска образа с которым идентифицируется личность. Здесь важно отметить, что основополагающим показателем является не заявления человека о желании идентифицироваться с каким-либо образом социальной роли, а его реальное поведение. В поиске ответов на вопросы бытия человек может заявлять о своей тождественности со всем миром или ограничиваться его частью, например, своей семьей, но если при этом действует из эгоистических побуждений, в пределах собственного Эго, не выходя за его пределы, а расширяет его влияние, то мы определяем экзистенциальные проблемы. О духовности в таких случаях говорить не приходится. И как только человек выходит за пределы собственного Эго, ставит вопросы бытия, касающиеся его видения вне Я-социального и Я-материального, то в этой ситуации мы можем диагностировать психодуховный кризис.



Просмотров: 445
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Из цикла вечные вопросы. Как долго может жить человек?
  • Личность – правильный человек. Индивидуальность - испорченный человек
  • КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА: Человек в поиске смысла.
  • Человек в кризисе, кризис в человеке...
  • Кризис ценностей. Как выйти из кризиса.
  • Как человек отказывается от самого себя?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Человек успешный вместо человека разумного, или мода на маниакальные состояния
  • Когда человек теряет себя
  • Что делать, если у вас кризис? Как выйти из кризиса?
  • Уважающий себя человек никогда не сделает этого
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Что делать, если у психолога кризис в практике? Как из кризиса выйти победителем
  • Кризис в жизни человека, или барьеры на жизненном пути.
  • Человек из Кемерово или Экзистенциальная тревога как фактор человеческого бытия
  • Человек - Деньги - Человек, или где кроме маркетинга есть h2h…
  • Глава 2. Как себя чувствует человек, который заболел
  • Человек бессмертный. Как будем видеть себя через 300 лет?
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Почему человек не принимает себя?
  • «Травмированная личность или человек с контейнером»
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Почему у дельфинов не возникает состояние экзистенциального кризиса?
  • 6 признаков кризиса среднего возраста. Пути выхода из кризиса.
  • Ответы - здесь вы найдете проф. ответы на многие вопросы. Может и свои.
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Постижение тёмной стороны личности в условиях благополучия цивилизованного бытия современного человека
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь